Экспликация проблем развития сектора розничной торговли г. Москвы

Белецкий М.Д.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 3-1 (130), Март 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Белецкий М.Д. Экспликация проблем развития сектора розничной торговли г. Москвы // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 3. – С. 167-171.

Аннотация:
На современном этапе развития уровень качественных преобразований сектора розничной торговли выступает как один из наиболее значимых детерминантов движения потребительского рынка г. Москвы к его цивилизованным формам. Однако в условиях наступившего кризиса функционирование этой сферы наталкивается на необходимость применения «жесткой» стратегии снижения издержек обращения. Ее реализация неизбежно приведет к снижению качества обслуживания населения.

Ключевые слова: розничная торговля, снижение издержек, ритейл, качество обслуживания, диспропорции, торговые площади, нормативная база, складские площади

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В целом динамика качественной и количественной трансформации столичной розничной торговли носит положительный характер. Вместе с тем необходимо указать на наличие ряда факторов, обусловленных совокупностью специфических российских условий и изменениями в системе мировой экономики, оказывающих сдерживающее влияние на развитие розничной торговли столицы.

Дефицит торговых, складских, распределительных площадей является проблемой, одинаково важной для всех субъектов розничной торговли г. Москвы. Недостаток нежилых помещений, предназначенных для организации и осуществления розничной торговли, предполагается восполнять как за счет нового строительства, так и за счет реконструкции уже существующих нежилых помещений.

Крупноформатные стационарные торговые объекты уже выкуплены сетевыми предприятиями. Поэтому перспективы развития их деятельности с использованием вышеуказанных объектов, связаны с высокозатратным новым строительством, а также со сделками слияния и поглощения.

Торговые площади

Необходимо отметить, что проблема обеспечения торговыми площадями субъектов розничной торговли, осуществляющих деятельность с использованием малоформатных объектов, также является весьма насущной.

По данным компании «Миэль – недвижимость», наиболее востребованы на рынке коммерческой недвижимости объекты площадью от 51 до 250 кв. м. Спрос на них составлял 59,2% от общего числа заявок в 2007 г. [2, c. 21].

Нехватка торговых площадей обуславливает высокие цены на аренду коммерческой недвижимости в г. Москве, уровень которых в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Увеличение доли субъектов предпринимательства, занятых в сфере дистанционной торговли, не связанной с высокими затратами на аренду торговых площадей, является ответной реакцией на указанную реальную проблему с торговыми полщадями.

Альтернативой аренде коммерческой недвижимости выступает участие в аукционах на право заключения договоров на аренду объектов нежилого фонда, находящихся в собственности г. Москвы.

Несмотря на активную работу, ведущуюся в направлении обеспечения торговыми площадями субъектов розничной торговли, серьезной проблемой является также неравномерность их рассредоточения.

Комитет по архитектуре и градостроительству выявил 608 проблемных зон, на которых планируется разместить предприятия потребительского рынка, в том числе розничной торговли, предоставив не менее чем 1,2 млн кв. метров общей площади. Основная доля предназначена для обеспечения малого бизнеса [1].

Кроме того, наблюдается явный дисбаланс в распределении площадей по товарному ассортименту. Так, например, по словам главы управы района «Южное Медведково» Николая Васильева (СВАО г. Москвы): «…сегодня в районе обеспеченность площадями, отданными под непродовольственные товары, составляет 695% ... продовольственными – 117% от нормы» [3, с. 39].

Проблема эффективного развития розничной торговли в г. Москве обусловлена также воздействием таких факторов, как:

– диспропорция в соотношении торговых и складских площадей, оцениваемая, согласно данным Департамента потребительского рынка и услуг как 1,3:1,0;

– недостаточность развития транспортной инфраструктуры.

Нормативно-правовая база

Одним из факторов, оказывающих сдерживающее влияние на качество развития сектора розничной торговли, является недостаточная динамика формирования нормативно-правовой базы для обеспечения интересов потребителей, предпринимателей и государства.

В целях регламентирования вопросов, касающихся деятельности предприятий розничной торговли, а также условий обращения некоторых видов товаров с начала реформ принято около 600 федеральных и подзаконных актов. Однако проблема состоит в том, что данная совокупность правовых норм не систематизирована.

Кроме того, насущной необходимостью являются:

– отмена действия устаревших законов;

– внесение изменений в определения некоторых терминов, входящих в контент действующих стандартов;

– расширение рамок классификации предприятий розничной торговли с учетом новых форматов;

– восполнение пробелов в отставании федерального законодательства от столичного.

К разряду актуальных проблем можно отнести проявления бюрократизма и необоснованных вмешательств представителей государственных структур в деятельность субъектов розничной торговли.

В качестве эффективной меры для ее решения предусмотрено использование потенциала добросовестных участников потребительского рынка. В рамках внутреннего контроля они способны обеспечивать соответствие условий, процессов и результатов деятельности установленным требованиям. Это гарантирует розничным торговым предприятиям – участникам соглашения осуществление выборочного контроля в согласованные сроки.

Кризис

Как один из факторов, оказывающих негативное влияние на развитие розничной торговли, является мировой финансовый кризис.

По данным исследований компании Cornerstone (опрошены 42 торговых организации, включая ритейлеров с оборотом около 500 млн долл.), в кризисе видят угрозу 81% предприятий [4].

Повышение уровня инфляции, изменение условий кредитования, рост цен на продовольствие, коммунальные, транспортные услуги и проч. неизбежно поставят потребителей перед необходимостью уменьшить иные расходные статьи своего бюджета. Соответственно, розничные торговцы товарами, не относящимися к категории повседневного спроса, окажутся в группе риска в первую очередь.

Вместе с тем, кризисный период открывает новые возможности для сделок слияния и поглощения. Крупные ритейлеры откладывают долгосрочные масштабные проекты нового строительства и завершение уже начатых, находясь в ожидании снижения стоимости строительства, а также появления благоприятных возможностей для приобретения компаний, попавших под гнет финансовых проблем. Часть предприятий, проводивших неоправданно рискованную финансовую политику, станет их объектами.

По мнению главного исполнительного директора X5 Retail Group и главы ассоциации «АКОРТ» Льва Хасиса, «сегодня, в условиях кризиса на рынке, можно насчитать пять – семь крупных компаний, которые в состоянии стать центрами кристаллизации торговых сетей и смогут оказывать поддержку другим игрокам» [5].

Тем не менее, некоторым недостаточно конкурентоспособным сетевым розничным торговым предприятиям также придется вносить корректировки в программы развития, ограничивая рост сети в рамках мегаполиса.

Столица или регионы?

Эффективность использования денежных средств, вкладываемых в столичные проекты, ниже, чем при вложении в региональные. Это обусловлено:

– более высокой степенью насыщенности конкурентной среды;

– нехваткой земельных участков для строительства;

– соперничеством с крупнейшими транснациональными компаниями;

– необходимостью удовлетворения более искушенных потребителей мегаполиса.

Поэтому в качестве возможного варианта развития событий мы рассматриваем продажу некоторыми организациями, имеющими сетевую структуру, убыточных предприятий в г. Москве во имя сохранения и развития региональных.

Практика выживания в кризисах ритейлеров развитых стран свидетельствует – в ее основе лежит повышение конкурентоспособности продукта розничной торговли, ориентированного на потребности конечного потребителя, динамично трансформирующиеся под влиянием внешних и внутренних факторов. Поэтому решение данной проблемы является приоритетным для субъектов розничной торговли.

Волна финансового кризиса, захлестнувшая предприятия розничной торговли, поставила их в условия необходимости прибегнуть к «жесткому» варианту стратегии снижения издержек в сфере обращения. Ее реализация неизбежно приведет к снижению качества обслуживания населения. Поэтому насущной необходимостью выступает разработка на государственном, региональном, муниципальном уровнях экстренных мер, направленных на поддержку субъектов розничной торговли.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:28:28