Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»3 / 2009

Совершенствование механизма размещения государственного и муниципального заказа на выполнение строительно-монтажных работ

Силкина Татьяна Яковлевна, Аспирант экономического факультета Брянской государственной инженерно-технологической академии, оценщик ООО «Ко-Инвест Брянск», Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 22

Аннотация:
В условиях нестабильной рыночной среды, финансового кризиса, ужесточенной конкуренции на рынке строительных работ и услуг особое значение занимает проблема конкурентоспособности строительных организаций. Выиграв тендер на выполнение строительных работ для нужд государства, подрядчики не всегда способны выполнить эти работы. Почему складывается такая ситуация и как ее предотвратить - об этом пойдет речь в статье.
Цитировать публикацию:
Силкина Т.Я. Совершенствование механизма размещения государственного и муниципального заказа на выполнение строительно-монтажных работ // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 3. – С. 123-130.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Государство и муниципальные образования являются непосредственными участниками на данном рынке. Выступая инвесторами и заказчиками, они напрямую заинтересованы в качественном выполнении строительно-монтажных работ в обозначенные сроки. Это связано с тем, что в процессе реализации современного механизма размещения государственного и муниципального заказа используются и реализуются бюджетные средства по принципу целевого финансирования.

Оптимизация расходов государственного и муниципального бюджета выступает важнейшим элементом системы государственного регулирования. Государственные закупки занимают существенное место в затратной части бюджета субъектов Российской Федерации.

Общее количество проводимых конкурсов в Брянском регионе в период 2002-2006 гг. характеризуется постоянной тенденцией наращивания. Так, по итогам 2005 и 2006 гг. общее количество проведенных конкурсов составило 16 155 и 23 185 соответственно. Стоимость лотов (предложений заказчиков) в течение 2005-2006 гг. также возросла.

Изменения в законодательстве, регулирующем выполнение работ для государственных и муниципальных нужд

Период последних институциональных изменений, основанных на международной практике торгов, предусматривающих максимальное облегчение входа на рынок государственных и муниципальных закупок потенциальных поставщиков, предопределили изменения в отечественном законодательстве [1], согласно которому теперь размещение заказов может осуществляться:

— путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

— без проведения торгов (запрос котировок, закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)), на товарных биржах.

Анализ данных, представленных на официальных сайтах организаторов, проводящих размещение государственных и муниципальных заказов в Брянском регионе, показывает:

1) на практике наибольшее и преобладающее число заказов размещается без проведения торгов по методу запроса котировок, и это стимулирует конкурентную борьбу с постоянным увеличением количества претендентов из числа мелких и средних строительных организаций;

2) на уровне организаторов, наибольшая активность по проведению открытых конкурсов наблюдается у Департамента государственных закупок, и это приводит к выполнению работ на строительных объектах, расположенных в различных районах Брянской области;

3) усиление конкуренции, приводит к тому, что вероятность получения строительного заказа конкретной фирмой постоянно уменьшается;

4) условием получения контракта является достижение строительной организацией единственного явного конкурентного преимущества — ценового, так как победителем на торгах признается субъект, предложивший наименьшую цену контракта.

В настоящее время цена государственного или муниципального контракта является твердой, не может изменяться в ходе его исполнения и определяется на весь срок выполнения работ. При этом участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель [2].

Это окончательно закрепляет превосходство конкурентной борьбы на основе ценовых параметров. Желая одержать победу на торгах, подрядные организации не стремятся производить тщательный расчет заявляемой цены и не прогнозируют объемов собственных средств в долгосрочном периоде или возможности привлечения финансовых средств для исполнения контракта. В результате возникает ситуация, когда подрядчик, выигравший торги, не имеет реальных возможностей исполнить взятые на себя ценовые обязательства контракта.

Пути совершенствования механизма размещения государственного и муниципального заказа

Таким образом, по нашему мнению, основными недостатками действующей законодательной базы в области размещения заказов являются:

1) выбор победителя в торгах на основе только ценового критерия;                                        

2) отсутствие объективного механизма оценки подрядчика по качественным показателям, способным сформировать у заказчика взвешенное решение при выборе подрядчика;

3) отсутствие прозрачной методики обеспечения минимальной цены контракта, способной отразить финансовые возможности подрядчика и снизить риск неисполнения обязательств подрядчика перед заказчиком.

В связи с этим, в современных условиях возникает необходимость совершенствования механизма размещения государственного и муниципального заказа на выполнение строительно-монтажных работ.

С нашей точки зрения, инструментами, качественно характеризующими общий результат деятельности организации, в современных условиях являются стоимостные принципы управления, которые:

— способны удовлетворить экономические интересы многих контрагентов на рынке подрядных работ (заказчиков, потребителей, поставщиков, инвесторов, кредиторов и т. д.);

— учитывают динамичный характер стоимостной категории;

— позволяют управлять стоимостью и постоянно ее увеличивать.

Управление предприятием с учетом данных принципов позволяет учесть большое количество факторов внешней и внутренней среды строительной организации, разработать стратегию ее дальнейшего развития, дать комплексную характеристику ее деятельности.

Это связано с тем, что рыночная стоимость предприятия не только обосновывает его разумную цену при продаже бизнеса, но и используется для обоснования инвестиционных программ, при проведении залоговых операций и т.п. Определение рыночной стоимости строительной организации позволяет учесть различного рода риски, присущие конкретному объекту оценки. Это целесообразно при применении наиболее адекватных методов в рамках традиционных подходов к оценке стоимости предприятий.

Стоимостной подход при оценке конкурентоспособности строительной организации

С точки зрения рационализации современного механизма размещения государственного и муниципального заказа применение стоимостного подхода наилучшим образом способно отразить стратегии развития подрядной организации, обеспечивающие ей конкурентоспособность, что представлено на рис. 1.

Базовый (тактический) уровень управления конкурентоспособностью основан на ценовой стратегии строительной организации. Он формируется, по сути, стоимостной характеристикой, которая является основополагающей при заключении контракта на выполнение строительно-монтажных работ и может быть сопоставима с таким показателем, как стоимость имущественного комплекса предприятия.

Рис. 1. Система стратегий обеспечения конкурентоспособности строительной организации

Стратегический уровень основан на стратегии повышения конкурентоспособности строительной организации и стратегии наращивания стоимости ее имущественного комплекса. Постоянное совершенствование такой экономической категории, как конкурентоспособность позволяет обеспечить фирме устойчивое превосходство над конкурентами. В современных условиях функционирования строительных организаций стратегия повышения конкурентоспособности неразрывно связана с ценовой стратегией строительной организации.

Стратегия наращивания стоимости, в свою очередь характеризуется существованием реальных возможностей к исполнению ценовых обязательств строительной организации по контракту. Это связано с тем, что стоимость имущественного комплекса строительного предприятия может использоваться для создания страхового фонда, а ее положительное изменение позволяет формировать деловую репутацию, как важное конкурентное преимущество.

Таким образом, предлагаемая система позволяет более комплексно отразить, что с позиции стоимостного подхода строительная организация является конкурентоспособной, если она более успешно, чем конкуренты реализует свое ценовое преимущество и выполняет государственный заказ за счет более эффективного управления ресурсами с целью удовлетворения потребностей (нужд) заинтересованных в деятельности организации сторон и прироста стоимости предприятия.

Механизм размещения государственного и муниципального заказа

На рис. 2 представлена предлагаемая модель эффективного механизма размещения государственного и муниципального заказа на выполнение строительно-монтажных работ.


Рис. 2. Предлагаемая модель эффективного механизма размещения государственного и муниципального заказа на выполнение строительно-монтажных работ

Таким образом, предлагается совершенствование механизма размещения государственного и муниципального заказа на выполнение строительно-монтажных работ на основе критериального показателя, которым является стоимость имущественного комплекса строительной организации. Это позволит заказчику более объективно оценить возможности подрядчика по выполнению условий контракта, а через страхование его ответственности снизить риск неисполнения контракта.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241