Сети FMCG Санкт-Петербурга: история их появления, современное положение и перспективы развития

Иванова М.О.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 3-1 (130), Март 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Иванова М.О. Сети FMCG Санкт-Петербурга: история их появления, современное положение и перспективы развития // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 3. – С. 172-176.

Аннотация:
Торговые сети FMCG (англ. Fast Moving Consumer Goods – ширпотреб) занимаются реализацией товаров массового спроса. Это в основном продукты питания и некоторые виды сопутствующих непродовольственных товаров. Данный сегмент розницы является одним из самых быстро растущих в России. Сегодня на рынке торговые сети FMCG развивают современные форматы торговли (гипермаркеты, супермаркеты, дискаунтеры, магазины у дома и др.). Однако следующий этап развития торгового бизнеса — «магазины шаговой доступности».

Ключевые слова: потребительский рынок, торговые сети, FMCG, товары массового спроса, гипермаркеты, франчайзинговые магазины, магазины шаговой доступности



Особого внимания заслуживает ситуация в Санкт-Петербурге. По данным Петростата, на 1 января 2007 г. доля торговых сетей в розничном товарообороте города составила 72%, а в 2008 ‑ 80%. В Москве этот показатель составляет менее 40%, а в целом по России – 4%. Только за прошлый год крупнейшие ретейлеры [1] («Дикси», «Лента», «О`Кей», «Пятерочка» и др.) удвоили количество своих гипермаркетов [5].

Две столицы

В настоящее время крупные торговые сети FMCG уже заняли «низкую» ценовую нишу, потеснив мелкорозничные предприятия и средние магазины.

Для Петербурга, как и для многих регионов России, характерно изменение структуры рынка услуг розничной торговли FMCG в направлении увеличения доли сетевых ретейлеров. Такое положение соответствует современной мировой тенденции развития отрасли.

Однако уникальность положения торговых сетей в Петербурге обусловлена еще и тем, что они получают поддержку правительства города. Так, например, 27 сентября 2005 г. была принята «Концепция развития потребительского рынка Санкт-Петербурга на 2005–2007 годы». Согласно документу, приоритетным считается развитие сетевого принципа организации торговли, привлечение в город крупных компаний, занимающихся созданием и эксплуатацией крупных торговых сетей.

Крупные сетевые предприятия появились в Петербурге в конце 90-х гг., хотя организованные формы торговли существовали в городе и раньше. Первоначально были созданы сети дискаунтеров [2] («Пятерочка», «Копейка» и др.), которые были ориентированны на покупателей из средне- и малообеспеченных групп населения. В этом заключается принципиальное отличие истории распространения сетей FMCG в Санкт-Петербурге от Москвы, где развитие торговых сетей шло по пути от премиального к экономичному сегменту [3, стр. 38–39].

Так, например, «Пятерочка», крупнейшая российская сеть универсамов экономкласса, была основана в январе 1999 г. Некоторые ретейлеры выросли из дистрибьюторского и оптового бизнеса. К ним можно отнести компании «Дикси» и «Лента», которые были основаны в 1992 и 1993 годах соответственно и долгое время занимались оптовой торговлей. Только в 1999 г. «Лента» открыла первый гипермаркет, а компания «Дикси» – дискаунтер.

Розничные сети Петербурга

В 2002 г. в Санкт-Петербурге появилась компания ЗАО «Доринда», работающая на больших торговых площадях. Она управляет сетью гипермаркетов «О’Кей». Тогда же в город пришла первая московская розничная сеть «Патэрсон», работающая в формате универсам.

В 2003 г. на петербургском рынке начала деятельность немецкая сеть Metro Cash & Carry, а в 2004 открылся турецкий гипермаркет «Рамстор». В этот же период собственные гипермаркеты под маркой «Карусель» появились у «Пятерочки».

С определенного момента петербургские розничные компании стали развиваться как мультиформатные сети. В некоторых случаях параллельное освоение других форматов торговли происходило за счет сделок слияний и поглощений. Так, например, «Пятерочка» сумела расширить сферу деятельности, присоединив в 2006 г. московскую сеть «Перекресток», которая работает одновременно в трех форматах: «магазин у дома», супермаркет и гипермаркет.

В других случаях розничные сети развивали смежные форматы «с нуля». Так поступила компания «Доринда», открыв в мае 2006 г. в Петербурге свой первый супермаркет «О’Кей-экспресс». Некоторые предприятия пытаются в своих сетевых магазинах сочетать элементы базовых форматов, принятых в мировой розничной торговле.

Внимание компаний – лидеров петербургской продуктовой розницы в значительной степени сосредоточено на развитии крупных форматов. Эксперты уже называют Петербург городом гипермаркетов [4]. Сейчас в Питере действуют три крупнейшие сети гипермаркетов: «Лента», «О’Кей» и «Карусель», которые по количеству магазинов, расположенных в Северной столице, занимают на рынке примерно равные доли. В 2008 г. в Санкт-Петербурге сократилась доля супермаркетов и магазинов шаговой доступности, однако согласно исследованиям WorkLine Research, количество гипермаркетов стабильно растет.

Гипермаркеты или магазины шаговой доступности?

Существуют разные мнения относительно дальнейшего развития Санкт-Петербургской розничной торговли.

По прогнозам ведущих компаний в отрасли, через несколько лет около 80% всего петербургского рынка розничной торговли будут контролировать 3–5 крупных сетей. По другим данным, на рынке останется не более 10 игроков [4]. Эти прогнозы обусловлены возможностью массового выхода на российский рынок ТНК [3].

По мнению отраслевых экспертов, игроки рынка будут вынуждены объединиться перед угрозой прихода в Россию крупных зарубежных розничных сетей FMCG. В настоящий момент в городе работают «Рамстор» и Metro Cash&Carry, французская сеть гипермаркетов дисконтного типа «Ашан» (Groupe Auchan), которая появилась в Санкт-Петербурге в 2006 г. Планы по освоению российского рынка озвучивали американская компания Wall-Mart и французская Carrefour Group.

По данным периодического отраслевого обзора «Торговые сети FMCG» компании «InfoLine» основным направлением развития российского рынка розничной торговли через несколько лет станет открытие торговых объектов формата «магазин у дома» или магазинов шаговой доступности. Это мнение аргументировано достижением в Санкт-Петербурге высокого уровня насыщенности объектами формата «гипермаркет» и наличием синергии между этими форматами.

На сегодняшний день городская программа магазинов шаговой доступности показала свою несостоятельность. Из планируемых 200 точек (которые предполагалось открыть еще в 2007 г.) по состоянию на 31 декабря 2008 г. в городе действуют только 23 подобных магазина [1]. Предприниматели считают ограничения, установленные городом, слишком жесткими и не покрывающими тех льгот, которые обещаны.

Кроме того, многие не справляются с оформлением необходимых документов и, сталкиваясь с «препонами» чиновников, отказываются от участия в проекте. Данная программа разработана исключительно по инициативе городских властей и является скорее социальным, нежели коммерческим проектом. Поэтому можно сказать, что попытка повлиять на рынок розничной торговли административными методами оказалась в данном случае неэффективной.

Франчайзинговые магазины

Ожидается, что эту нишу со временем займут торговые сети FMCG или их франчайзинговые магазины [4]. Так, например, X5 Retail Group, управляющая розничными сетями «Пятерочка» и «Перекресток», планировала открыть в 2008 г. в Петербурге первый магазин «шаговой доступности» в рамках новой программы франчайзинга [6]. Эта компания делает ставку как раз на магазины «у дома», планирует открывать больше недорогих «Пятерочек», одновременно снижая темпы развития гипермаркетов.

Однако, по мнению автора, массового обращения крупных игроков розничной торговли к мелкоформатному бизнесу следует ожидать не раньше, чем в городе будет достигнуто полное насыщение гипермаркетами, так как они приносят больше прибыли, чем небольшие магазинчики. Например, российская компания «Мосмарт» планирует продажу мелкоформатных «Мосмартиков», находящихся в Москве, в пользу приобретения крупных магазинов [2]. Ее примеру могут последовать и другие компании розничной торговли.

Сети, которые развивают только формат «магазины у дома», представлены в городе недостаточно широко. Они являются сравнительно небольшими, их деятельность сопряжена с рядом сложностей финансового и организационного характера.

В условиях разразившегося кризиса некоторые ретейлеры отказываются от «непрофильных» форматов или сокращают количество открываемых гипермаркетов. Тем не менее, сетевая розничная торговля развивается интенсивными темпами, что характерно не только для Петербурга, но и для всего современного мирового рынка розничной торговли.

[1] Ретейлер (от англ. retailer — розничный торговец) — магазины и сети розничной торговли — прим. ред.

[2] Дискаунтер (от англ. discounter) — магазин или торговое предприятие, продающее товары очень дешево — прим. ред.

[3] ТНК — сокращение от транснациональная компания — прим. ред.

[4] Франчайзинговые магазины — то есть образованные на основе франчайзинга — смешанной формы крупного и мелкого предпринимательства, при которой крупные корпорации, "родительские" компании (франчайзеры) заключают договор с мелкими фирмами, "дочерними" компаниями, бизнесменами (франчайзи) на право действовать от их имени — прим. ред.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:00:27