Система экоуправления средой

Морозов В.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 2-1 (128), Февраль 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Морозов В.А. Система экоуправления средой // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 2. – С. 100-105.

Аннотация:
Система экологического менеджмента (СЭМ) была разработана как рыночный инструмент регулирования деятельности организаций. Прежде всего, он представляет интерес для коммерческих компаний, которые получают прибыль в результате достижения правильно поставленных целей путем реализации соответствующих экономически эффективных программ.

Ключевые слова: экологический менеджмент, экология, система экологического менеджмента

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Конкуренция коммерческих организаций в данном случае может рассматриваться как соревнование программ достижения целей, отражающих потребности и ожидания клиентов и общества. Таким образом, роль конкуренции в экономике состоит в выявлении и распространении наиболее эффективных и результативных путей социально-экономического развития, способов производства и хозяйствования.

Экологическая результативность как фактор устойчивости

Весьма вероятно, что завтра Россия присоединится к Всемирной торговой организации. Процесс подготовки к присоединению постепенно приводит к снижению роли государственного протекционизма и развитию свободной конкуренции между иностранными и отечественными компаниями в самых различных отраслях. С точки зрения устойчивого развития одной из отличительных черт лидирующих корпораций, с которыми придется конкурировать российским предприятиям, является оптимизация удельного потребления ресурсов при производстве товаров и услуг постоянно улучшающегося качества. Но здесь мы должны обратиться к системам экологического менеджмента.

Именно в рамках СЭМ четко сформулированы принципы и даны рекомендации по оценке экологической результативности организаций, понимаемой гораздо шире, чем образование отходов и выброс вредных веществ. Прежде всего, речь идет о затратах: об удельном расходе сырья, материалов, энергии, о сокращении непроизводительных потерь.

Общие стандарты в области СЭМ и рекомендации по развитию открытой экологической отчетности, а затем и корпоративной отчетности в области устойчивого развития дали импульс совершенствованию не только подходов к оценке результативности предприятий (сначала экологической, затем также экономической и социальной), но и процессу сравнения позиций различных компаний, росту внимания к их результативности и заинтересованных сторон.

При этом отметим, что удельное энергопотребление двух соседствующих предприятий одной отрасли (сформировавшихся когда-то в рамках известного отечественного промышленного кластера, который и сегодня определяет во многом рыночную роль и социальный статус региона), как отмечается в ряде исследований, отличается в четыре раза. Соотношение цен на энергию, сырье и продукцию пока позволяет получать прибыль обеим компаниям, но запас устойчивости той, у которой энергопотребление выше, быстро сокращается.

Становится стратегически важным сокращение ресурсных затрат

Справедливости ради следует сказать, что предприятия-лидеры того же кластера потребляют на единицу продукции в 1,5-2 раза больше энергии, чем «средние» европейские компании. Даже новые предприятия отрасли, создающиеся с участием западных компаний, заметно отстают от европейских предприятий.

На открытом рынке серьезные позиции смогут удержать только те предприятия, которые рассматривают вопросы сокращения затрат материальных и энергетических ресурсов как стратегически важные. При этом системы экологического управления, основанные на принципе последовательного улучшения, выступают в качестве движущей силы совершенствования результативности компаний и с точки зрения использования ресурсов, а значит, их способности выигрывать на рынке.

Не следует забывать и о формальном критерии конкурентоспособности, который в России во многих случаях рассматривается в качестве чуть ли не единственного мотива для внедрения СЭМ. Речь идет о том, что сертификат соответствия требованиям международного стандарта ISO 14001 [1] может выступать в качестве условия включения предприятия в цепь поставщиков крупной корпорации, привлечения инвестиций для развития нового (например, совместного) производства, выхода отечественной компании на международные рынки. Мы же ограничимся замечанием, что выгоды от получения сертификата без должного внимания к обеспечению функционирования СЭМ очень незначительны. Практика показывает, что для установления долгосрочного сотрудничества, сертификата не достаточно и разумных партнеров и инвестиционных аналитиков будет интересовать результативность СЭМ, проявляющаяся, в том числе, в снижении затрат.

Управление природопользованием

Остановимся подробнее на задачах управления природопользованием.

Известно, что в существующем механизме экологического регулирования и стимулирования применяются следующие рычаги управления природопользованием, в частности, административно-контрольные инструменты экологического управления, а именно:

1) экономическое и природно-ресурсное законодательство;

2) экологический мониторинг;

3) лицензирование хозяйственной деятельности;

4) экологическая сертификация;

5) ОВОС [2] и экологическая экспертиза проектов;

6) экологические и ресурсные целевые программы;

7) экологический аудит;

8) экологические стандарты и нормативы, к которым относятся:

— нормативы и лимиты на выброс (сброс) загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками загрязнения;

— нормативы образования и размещения (токсичных) отходов;

— лимиты водозабора и лесопользования;

— квоты на добычу биоресурсов;

— нормативы посещаемости особо охраняемых природных территорий;

— нормы отстрела промысловых животных, сбора дикорастущих растений и т.п.;

— запреты на размещение в конкретных местах загрязняющих видов деятельности, на использование токсичных веществ и тяжелых металлов.

Указанные выше инструменты предназначены для прямого воздействия на экологические результаты деятельности как юридических (предприятия, организации), так и физических лиц (граждан) посредством установления и введения в действие с помощью законов, стандартов, регламентов.

Во многих странах исходят из учета международно-признанных экологических принципов, включая принципы «загрязнитель платит», устойчивого развития, о котором говорилось выше или предосторожности. Координации мер экологического регулирования на глобальном уровне также способствует соблюдение принципа приоритетности международных экологических соглашений над национальным законодательством.

Инструменты реализации экологической политики

Важнейшим инструментом реализации экологической политики на различных уровнях управленческой иерархии – от микроэкономического (предприятия, организации) до муниципального, регионального, общенационального и глобального ‑ являются целевые экологические и ресурсные программы. Эти программы имеют смешанную природу и характеризуются чертами, свойственными как административно-контрольным инструментам (четкость формулировки целей и административный контроль за их достижением), так и экономическим рычагам (экономическое стимулирование участия и выполнения плановых целей, предоставление участкам самостоятельности).

С 1993 г. в России реализуются двух-трехлетние национальные планы действий по охране окружающей среды. Некоторые интеграционные группировки практикуют формирование объединенных программ.

Вместе с административно-контрольными экологическими инструментами действуют и экономические инструменты. К рыночно ориентированным инструментам относятся:

— природно-ресурсные платежи и платежи за загрязнение среды;

— рыночные цены на природные ресурсы, поступающие в экономический оборот;

— механизм купли-продажи прав на загрязнение природной среды;

— залоговая система;

— интервенция с целью коррекции рыночных цен и поддержки производителей (в том числе на рынках рециклируемых отходов);

— методы прямых рыночных переговоров

Финансово-кредитные инструменты:

— формы и инструменты финансирования природоохранных мероприятий;

— кредитный механизм охраны окружающей среды, займы, субсидии и т.п.;

— режим ускоренной амортизации природоохранного оборудования;

— экологические и ресурсные налоги;

— система страхования экологических рисков.

С помощью экологических платежей (налогов), вносимых предприятиями-загрязнителями, на практике осуществляется реализация принципа «загрязнитель платит». Происходит интернализация затрат, связанных с действием экстерналий [3], и корректируются рыночные провалы и области природопользования и охраны окружающей среды.

Кроме того, данные платежи играют важную стимулирующую роль, нацеливая предприятие на природоохранную реконструкцию и модернизацию производства. А на уровне общества они позволяют формировать фонды финансирования природоохранных мероприятий.

[1] ISO 14001 — международный стандарт "Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению" — прим. ред.

[2] ОВОС – оценка воздействия на окружающую среду.

[3] Экстерналия (внешний эффект) в экономике — воздействие рыночной трансакции на третьих лиц, не опосредованное рынком. Экстерналии бывают положительными и отрицательными. Загрязнение предприятием окружающей среды — это отрицательный тип экстерналии — прим. ред.


Страница обновлена: 19.04.2024 в 02:53:59