Монополизм и инновации: проблемы взаимодействия

Малявина И.Ю., Крюкова Т.М.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 2-1 (128), Февраль 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Малявина И.Ю., Крюкова Т.М. Монополизм и инновации: проблемы взаимодействия // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 2. – С. 40-44.

Аннотация:
Главными факторами интенсивного экономического роста на современном этапе развития экономики являются наука и образование. Они обеспечивают возможности становления наукоемкого производства и экспорта высоких технологий. В этой связи социально-экономическая стратегия государства должна базироваться на инновационном характере развития.

Ключевые слова: инновации, монополизм, наукоемкие производства, инновационный путь развития



В рамках этой стратегии инновационная сфера экономики государства призвана служить преодолению технологического кризиса в России и достижению лидерства в мировом технологическом разделении труда по отдельным приоритетным направлениям. Значительную роль в достижении этой цели может играть монополизм. При этом его воздействие может быть как положительным, так и негативным.

О пользе монополизма

Так, существует точка зрения о том, что сверхприбыль, получаемая в результате установления монопольных цен, становится источником средств для финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проводимых предприятиями с целью разработки и внедрения принципиально новых видов продукции, технологий, методов организации производства, а также модернизации и усовершенствования традиционно выпускаемых товаров. Поэтому в ряде отраслей экономики, в особенности в наукоемких сферах, где необходимы постоянные научно-технические разработки, монополия является единственным возможным типом рыночной структуры.

Впервые данная точка зрения была предложена Йозефом Шумпетером, который заявил о получении предприятием преимуществ при производстве продукции за счет внедрения технологических и менеджментских новаций. По его мнению, лучшие условия для внедрения подобных новаций принадлежат именно монополистическим объединениям, так как они обладают большим объемом ресурсов, что дает им возможность реализовывать исследовательские разработки, применять новейшие технологии, которые характеризуются большими капиталовложениями и долгой окупаемостью. Таким образом, получение монопольной прибыли и внедрение нововведений с соответствующим поощрением технологического и управленческого новаторства связаны между собой.

Подобный тип монополии Й. Шумпетер охарактеризовал как «эффективную монополию». Однако ее положение на рынке априори определяется как временное, так как инновации осуществляются и монополиями-соперниками, каждая из которых стремится к достижению своих частных интересов, но в итоге наступает положительный эффект для общества в целом. Подобная «эффективная монополия» по Й. Шумпетеру — источник позитивного динамизма экономики [3].

Эта точка зрения подтверждается тем, что государство зачастую не борется с монополией, а поддерживает ее, причем делает это даже в противовес существующему антимонопольному законодательству, не препятствуя объединению и слиянию инновационных компаний в одну крупную и устойчивую структуру. Объяснение данного эффекта заключается в том, что в рыночной экономике отсутствие перспективы у инноваторов, пусть даже на временную монополию, сведет к нулю стимулы вкладывать средства в научные разработки и стремление первыми выйти с ними на рынок. Более выгодным для них было бы ожидание разработки и внедрения нововведений другими предприятиями, и повторение лучших и наиболее коммерчески успешных из них. Но тогда интересам технологического прогресса в стране наносился бы ущерб.

О негативном воздействии монополии на развитие инновационной сферы

Соответственно можно привести точку зрения о негативном воздействии монополии на развитие инновационной сферы. Данное мнение характеризует стремление монополий к торможению научно-технического прогресса. Господствуя на рынке, предприятие-монополист стремится к удержанию своей позиции. А именно, чтобы получить сверхприбыль, предприятие-монополист не осваивает новые эффективные технологии, не снижает затраты и не расширяет сбыт, а устанавливает высокие цены, ограничивает количество выпускаемых товаров и так далее. Как отмечает В. Ильдеменов, «наивно предполагать, что монополия не воспользуется возможностью повышения цен. Они же поставлены перед выбором: или, став монополистом, уничтожить конкуренцию, или судьба их самих будет стоять под вопросом. В новой конкурентной обстановке они могут потерять свое монопольное положение, оказаться перед опасностью банкротства. На основе сказанного, можно безошибочно прогнозировать поведение монополиста на товарном рынке» [1].

Поэтому монополист устанавливает барьеры свободному перераспределению капитала и ресурсов, а также ограничивает доступ конкурентов на рынок тем самым, ограничивая возможности развития научно-технического прогресса.

Но поскольку на практике данной проблемы не избежать, необходимо четко определить взаимоотношения предприятий-монополистов, государства и общества по вопросу научно-технического прогресса в целом. Необходимо решить: действительно ли предприятие, доминирующее на рынке, должно завышать цены для получения дополнительной прибыли, которая пойдет на финансирование научных разработок, или оно хочет получить дополнительные средства при недоиспользовании производственных мощностей, то есть следует определить в какой мере положительный эффект от внедрения результатов научно-технических разработок перекроет издержки, связанные с неэффективным использованием ресурсов в экономике.

Будущее за многоуровневыми рыночными инновационными системами

Принято считать, что крупный бизнес в России недостаточно активен в сфере технологических инноваций, однако это утверждение базируется на усреднении статистической картины. В последние 5–6 лет инновационно-активными, согласно данным Федеральной службы государственной статистики, являются 9–10% промышленных предприятий. [2]

Таким образом, главной проблемой инновационного развития в современных российских условиях является недостаточная активность предприятий именно с точки зрения объемов, периодичности и результативности проводимых ими научных разработок или тех разработок, которые они заказывают у сторонних организаций (включая организации государственного сектора науки и вузы).

Компенсировать недостатки крупных предприятий-монополистов в инновационной сфере в определенной степени могут малые фирмы. Существует целый ряд производственно-технических, организационно-управленческих, мотивационных факторов, определяющих их эффективность в современных условиях. Именно в области инновационных исследований значительная роль стала отводиться малым предприятиям научно-технического профиля.

Инновационная экономика открыла пути для быстрого развития малых, узкоспециализированных фирм, которые способны участвовать в производстве новой продукции. Небольшие размеры фирм позволяют им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять и адаптировать новую технологию. Они более гибкие и быстрее монополий решают проблемы инновационного развития, активнее проводят исследования и разработки, быстрее внедряют достижения научно-технического прогресса.

Опыт многих зарубежных стран показывает, что важнейшее значение для активизации инновационной деятельности имеет наличие многоуровневой рыночной инновационной системы, которая, как правило, состоит из сети инновационных предприятий, технологических и бизнес-инкубаторов, научно-информационных центров. Именно эти структуры способны в короткие сроки и с минимальными затратами разрабатывать конкурентоспособную продукцию и внедрять научные разработки в производственный процесс.

Таким образом, наиболее благоприятным путем развития российской экономики является интеграция монополий и малых фирм при активной поддержке государства с целью создания устойчивой, развитой и эффективной инновационной сферы.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:01:57