Управление реформированием в сфере образовательных услуг, ориентированное на бакалавриат

Ноздрин В.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4-2 (109), Апрель 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Ноздрин В.В. Управление реформированием в сфере образовательных услуг, ориентированное на бакалавриат // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 4. – С. 190-194.

Аннотация:
Создание за последние годы в России новой социально-экономической среды обусловило и новые цели развития сферы образовательных услуг. В особенности это касается модернизации её потенциала. На необходимость реформирования этой сферы в условиях глобализации экономики, обратил внимание в своём выступлении в г. Красноярске 15.02.08 г. Д.А. Медведев. Он сказал: «…Нужно создавать школы будущего, новые техникумы и университеты с современными студенческими городками, с широкой научной, экономической и академической самостоятельностью, чтобы они сами находили инвесторов, формировали целевые капиталы для своего устойчивого развития. Результатом нашей работы должна стать система непрерывного образования, доступного для каждого человека…». В этом направлении уже принят Закон РФ о переходе к двухуровневому высшему образованию – подготовке бакалавров и магистров. Однако его реализация обозначила и ключевую проблему: необходимость более рационального использования существующей системы средних специальных учебных заведений (ССЗУ), которые сегодня получили статус колледжей.

Ключевые слова: высшее образование, образовательные услуги, качество образовательных услуг, бакалавриат



Создание за последние годы в России новой социально-экономической среды обусловило и новые цели развития сферы образовательных услуг. В особенности это касается модернизации её потенциала. На необходимость реформирования этой сферы в условиях глобализации экономики, обратил внимание в своём выступлении в г. Красноярске 15.02.08 г. Д.А. Медведев. Он сказал: «…Нужно создавать школы будущего, новые техникумы и университеты с современными студенческими городками, с широкой научной, экономической и академической самостоятельностью, чтобы они сами находили инвесторов, формировали целевые капиталы для своего устойчивого развития. Результатом нашей работы должна стать система непрерывного образования, доступного для каждого человека…». В этом направлении уже принят Закон РФ о переходе к двухуровневому высшему образованию – подготовке бакалавров и магистров. Однако его реализация обозначила и ключевую проблему: необходимость более рационального использования существующей системы средних специальных учебных заведений (ССЗУ), которые сегодня получили статус колледжей.

В рыночных условиях система российского среднего профессионального образования сумела сохранить свои лучшие традиции, среди которых можно перечислить следующие наиболее важные из них:

‑ наличие высокого уровня преподавания (образовательный процесс в колледжах обеспечивают более 189 тысяч преподавателей; в том числе 6,4 тыс. кандидатов и докторов наук, что составляет 3,4% от общей численности преподавательского персонала (в 1996 году - 2,6%) [1];

‑ сохранены исторические традиции отечественного среднего профессионального образования, предоставляющего доступ к образованию широким слоям населения (с его практической ориентацией на прикладную подготовку специалистов);

‑ высокий уровень общей профессиональной подготовки будущих специалистов;

‑ внесены соответствующие изменения в организацию и содержание подготовки выпускников колледжей. Сегодня система российского среднего профессионального образования не только не потеряла свое значение, но и сумела приспособиться к современным реалиям.

Стратегия развития Российской Федерации до 2010 года предусматривает планирование бюджетных расходов на образование в рамках модели двухуровневого бюджета:

‑ первый ‑ для обеспечения минимальных государственных социальных стандартов на основе федеральных нормативов финансирования;

‑ второй — формирование бюджета развития учебных заведений.

Помимо блока серьезных задач, обозначенных в Стратегии, основной акцент делается на [3]:

‑ многоканальное финансирование учреждений профессионального образования путем включения в состав учредителей органов управления субъектов РФ, муниципалитетов и предприятий всех форм собственности;

‑ создание многопрофильных учебных заведений, в первую оче­редь колледжей (до 80% среднего профессионального образования) и много­уровневых образовательных учреждений.

В 2005 г. из 2905 ССЗУ-ов имели статус колледжей 1010 или 37%. Сейчас практически все из них имеют этот статус. При этом они готовят бакалавров (правда, пока только около 20%). Однако в условиях отсутствия обоснованного государственного прогноза в кадровой потребности, обеспечивающей социально-экономическое развитие Российской Федерации до 2010 года, сохраняется неопределенность ситуации на рынке труда. Но реальная-то структура подготовки специалистов во многом формируется на основании потребностей в образовательных услугах со стороны граждан, которые далеко не всегда соответствуют современному состоянию и перспективам развития экономики [1, 2].

Процесс расширения пространства спроса на образовательные услуги и масштабов учебной деятельности в колледжах происходит с определенными трудностями, обусловленными как внешними (по отношению к колледжам), так и внутренними обстоятельствами:

‑ изменениями демографической ситуации в сторону снижения контингента подрастающего поколения, а значит и количества потенциальных абитуриентов колледжей;

‑ развития содержания профессионального образования в связи с техническими, технологическими, организационными и информационными изменениями в производстве наталкиваются на проблемы материально-технического оснащения колледжей.

Но при отсутствии системы профессионального и социального партнерства эти проблемы зачастую становятся непреодолимыми.

Вследствие ориентации ряда колледжей на спрос со стороны предприятий, использующих технологии не соответствующих современным требованиям, сегодня сохраняется подготовка специалистов «устоявшихся» квалификаций. Отсутствует понимание подходов к стандартизации среднего профессионального образования, учитывающих особенности и перспективы развития рынка, а также современные требования производства и социальной сферы.

Не выражены ценностные ориентиры выбора бакалавриата в противовес среднему профессиональному образованию, которые были бы направлены на интеграцию и взаимодействие всех подсистем образования страны, учитывающие как интересы и потребности личности, так и условия ее социально-экономического развития. И это при отсутствии среднесрочных и долгосрочных прогнозов потребности рынка в квалифицированном труде. Колледжи зачастую не изменяют стратегию своего развития, не определяют перспектив развития своей структуры и содержания подготовки востребованных экономикой страны специалистов.

Важным фактором развития и трансформации пространства образовательных услуг колледжей является формирование их цивилизованной конкурентной среды, партнерских отношений, взаимодействия системы образования в целом и колледжей со стратегическими партнерами - заказчиками на подготовку бакалавров.

Из сказанного следует, что конкурентная среда образовательных услуг, предоставляемых системой колледжей, в целом, достаточно развита [2]. Тем не менее, сами процессы конкуренции еще не сформировались, поскольку это зависит от целого ряда факторов и, прежде всего, от наличия устойчивости рынка квалифицированного труда, от его требований к качеству и количеству, структуре подготовки бакалавров, магистров и специалистов.

Исходя из этого, возникает необходимость в научном обосновании процессного управления реформированием всей образовательной деятельности колледжей при подготовке бакалавров по направлениям в соответствии с ГОС ВПО. В результате исследований автором:

- исследованы основные тенденции и факторы, определяющие механизмы повышения эффективности управления образовательными системами при переходе к двухуровневой системе высшего образования;

- выявлены существенные особенности и раскрыты основные проблемы теории и практики в государственных вузах;

- обоснованы приоритетные направления и организационно-методические основы модернизации механизма управления колледжем при создании бакалавриата;

- разработаны основные методические подходы к повышению эффективности использования потенциала образовательного учреждения на основе использования Hi-Tech-систем обучения и информационных технологий управления, а также трансформации корпоративной культуры.

Это позволило разработать и апробировать методические принципы оценки эффективности предлагаемых организационно-методических положений по формированию системы управления реформированием в сфере образовательных услуг средних специальных учебных заведений.


Источники:

1. Об образовании. Закон РСФСР от 10.07.1992 № 3266-1 (в ред. от 07.07.2003 № 123-ФЗ) // Законодательство России. Электронное периодическое изд. Общероссийская справочная правовая система. 2002. Вып. 4.
2. Программа развития среднего профессионального образования России на период 2000-2005 гг. (с изм. и доп. № 3242 от 09.09.2002.) М., 1999.//Законодательство России. Электронное периодическое изд. Общероссийская справочная правовая система. 2002. Вып. 4.
3. Аганбегян А.Г. Социально-экономическое развитие России. – М.: Дело, 2003.
4. Ноздрин В.В. Сущность опережающего профессионального образования. –
М.: Изд-во ИПКгосслужбы, сб. 2, 2006.
5. Ноздрин В.В. Проблемы оптимизации формирования объема и содержания знаний. М.: Изд-во ИПКгосслужбы, сб. 2, 2006.
5. Ноздрин В.В. Социально-экономические факторы сферы образовательных услуг на цивилизованном рынке в России и за рубежом. – М.: Изд-во «Экономика, социология и право», 2008.
6. Волкова Ю.В. Автоматизация учета заработной платы в учреждениях образования. // Учет в сфере образования, № 2, 2003

Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:02:52