Формирование системы информационного обслуживания процессов управления АПК

Стеценко А.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4-2 (109), Апрель 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Стеценко А.В. Формирование системы информационного обслуживания процессов управления АПК // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 4. – С. 102-104.

Аннотация:
Грамотное управление сложным многоотраслевым производством АПК невозможно без замены принципиально устаревшей производственной инфраструктуры и развития новых образований рыночного типа. Необходима также разветвленная структура предприятий информационно-консультативной деятельности, поставляющей достоверную, оперативную, исчерпывающую информацию о состоянии внутренней и внешней среды управляемых объектов.

Ключевые слова: управление предприятием, консультирование, информационное обеспечение, агропромышленный комплекс



Грамотное управление сложным многоотраслевым производством АПК невозможно без замены принципиально устаревшей производственной инфраструктуры и развития новых образований рыночного типа. Необходима также разветвленная структура предприятий информационно-консультативной деятельности, поставляющей достоверную, оперативную, исчерпывающую информацию о состоянии внутренней и внешней среды управляемых объектов.

Предприятия информационно-консультативной деятельности должны предоставлять потребителям необходимые сведения о:

‑ технологиях производства различных сельскохозяйственных культур, животных, птиц;

‑ средствах механизации и автоматизации технологических процессов в сельском хозяйстве;

‑ средствах защиты растений и животных;

‑ технологиях переработки сельскохозяйственной продукции;

‑ рынке сельскохозяйственной продукции, удобрений, средств защиты, сельскохозяйственной техники, горючих и смазочных материалов;

‑ достижениях науки и техники, научных открытиях и т.п.

По сути, работа действующей отраслевой системы научно-технической информации в АПК должна координироваться с задачами науки и технической политики. Структура научно-технической информации, основанная на широком использовании новых информационных технологий, средств вычислительной и коммутационной техники, обеспечивает руководителей и специалистов организаций АПК необходимыми данными и сведениями, повышает их уровень знаний для успешного ведения дел, помогает глубже анализировать проблемы, выступает как справочное бюро, давая ответы на разнообразные вопросы.

Информационное обеспечение позволит многократно увеличить производительность труда, оптимизировать по заданным критериям использование ресурсов, сократить документооборот с переходом к «безбумажным» технологиям управления производством, выработать оптимальное решение и рекомендации по реализации поставленных потребителем информации проблем.

Созданные во многих регионах РФ информационно-консультационные службы, как новые инфраструктурные организации, в стратегической перспективе будут развиваться и совершенствоваться, поскольку в настоящее время они недостаточно эффективно работают в силу субъективных причин:

‑ не в полном объеме подготовлены информационная и консультативная базы данных;

‑ недостаточно компетентных сотрудников, способных выдать оптимальный вариант управленческих решений;

‑ как правило, обслуживаются не все сферы АПК, а только сельхозпредприятия всех форм собственности и типов хозяйствования.

Основная роль информационно-консультационных служб в сельскохозяйственном производстве состоит в том, чтобы помочь аграрным предприятиям принимать лучшие решения, которые помогут им наилучшим способом достичь собственных целей. Однако сельские товаропроизводители вынуждены принимать различные решения, учитывающие окружающую их ситуацию.

Особенностью развития сельскохозяйственного производства является то, что оно оценивается через повышение выхода продукции на единицу земли, труда, капитала или других ресурсов. Такое увеличение возможно при помощи:

а) выбора более производительных компонентов сельскохозяйственных технологий (семена, удобрения, другие агрохимикаты и механизация);

б) более эффективного применения этих технологий (например, своевременное внесение химикатов);

в) полного использования трудовых ресурсов;

г) оптимального сочетания имеющихся в наличии ресурсов (например, выбор наиболее эффективного способа механизации);

д) изменения системы ведения хозяйства, то есть переход на производство более эффективных культур, переход от растениеводства к животноводству, специализация, иногда разделение крупномасштабного производства на семейные фермы;

е) изменения внешних факторов. Это подразумевает улучшение организация маркетинга, безотходной технологии при переработке продукции, увеличение доли в стоимости реализованной конечному потребителю сельскохозяйственной продукции фермерских хозяйств, улучшение транспортировки, осушения и орошения земель, изменение аграрной политики правительства и земельного закона.

Из-за недостаточности информационных и методических материалов субъекты Российской Федерации вынуждены были самостоятельно, за счет собственных средств создавать инфраструктуру информационно-консультационной деятельности, разрабатывать различные рекомендации по реализации национального проекта. В то же время, материалы по методическому обеспечению и информационной поддержке проекта, подготовленные в 2006-2007 гг., по доступности и содержанию могли использоваться, в лучшем случае, руководителями и специалистами различных уровней, но не основными участниками, каковыми являются сельскохозяйственные товаропроизводители и, в первую очередь, малые формы хозяйствования в АПК.

В 2006 году организация и финансирование крупномасштабных всероссийских мероприятий с использованием возможностей СМИ для разъяснения сельхозтоваропроизводителям и сельскому населению сути задач, финансовых, хозяйственных и организационных инструментов, предусмотренных национальным проектом, Минсельхозом России практически не осуществлялись [1].

Владея информацией, руководитель может осуществлять мониторинг всей финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственного предприятия:

– отслеживание протекающих на предприятии процессов в режиме реального времени;

‑ составление оперативных отчетов о результатах работы предприятия за наиболее короткие промежутки времени;

‑ сравнение целевых результатов с фактически достигнутыми.

На основании такого сравнения делаются выводы о сильных и слабых сторонах предприятия, динамике их изменения, а также о благоприятных и неблагоприятных тенденциях развития внешних условий. Изменение факторов окружающей среды влечет за собой пересмотр целевых параметров: необходимо проверить, насколько оптимальны поставленные цели в новых условиях, сможет ли предприятие, ввиду произошедших изменений, добиться поставленных целей [2].

На основании изменений целевых параметров и прогноза изменений сильных и слабых сторон самого предприятия корректируется план действий по достижению целей, и уже этот новый, пересмотренный план воплощается в жизнь.

Таким образом, задачи, решаемые информационно-консультационной службой, помогают:

‑ ориентироваться в сложившейся ситуации и содействовать организации конкурентоспособного производства;

‑ в рамках принятых перспективных планов найти современные технологии и методы их реализации;

‑ оказывать содействие в разработке бизнес-планов, позволяющих вскрыть проблемы производства и обосновать методы их преодоления;

‑ обосновывать целесообразность разработки инвестиционных проектов бизнес-планов, возможность возврата кредита [3].

Специфика методического подхода к системе информационно-консультационного обслуживания заключается в выявлении проблем отраслей АПК, поиске информации, связанной с их решением, в подготовке наиболее подходящего технологического решения, выдаче рекомендаций для внедрения, обучения и использования новых технологий.


Источники:

1. Одинцов М.В. Сводная аналитическая записка об использовании средств федерального бюджета, направленных на обеспечение реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» в 2006 году. // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. – 2007. ‑ №12.
2. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб.: Питер, 2002.- 464 с.
3. Гетьман Г.А. Рыночная трансформация информационной инфраструктуры. – Орёл: Орёл ГАУ, 2007.-156 с.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:48:25