Совершенствование процесса формирования договорной цены муниципального заказа на основе оптимизации сметной стоимости строительства

Соловьева А.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12-2 (125), Декабрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Соловьева А.С. Совершенствование процесса формирования договорной цены муниципального заказа на основе оптимизации сметной стоимости строительства // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 12. – С. 82-84.

Аннотация:
В условиях рыночных отношений в строительстве, когда отсутствует чёткая информационная система ценообразования, при недостаточном контроле над расходованием как бюджетных, так и внебюджетных средств инвесторов возникает необходимость в единой нормативной стоимостной базе.

Ключевые слова: строительство, муниципальный заказ, сметная стоимость



В условиях рыночных отношений в строительстве, когда отсутствует чёткая информационная система ценообразования, при недостаточном контроле над расходованием как бюджетных, так и внебюджетных средств инвесторов возникает необходимость в единой нормативной стоимостной базе.

В современных условиях организация финансового обеспечения муниципальных строительных предприятий наиболее явным образом реализуется через систему муниципального заказа. Реализация инвестиционно-строительных программ и проектов происходит на основе контрактно-договорной системы взаимоотношений в этом виде деятельности.

Договорная цена, определяемая в договорном процессе подрядчиком и заказчиком (инвестором), базируется на стартовой цене, учитывающей сметную стоимость строительства. Вследствие этого возникает необходимость оптимизации сметной стоимости строительства с учетом повышения точности сметных расчетов и снижения затрат в них без ущерба для заказчика и подрядчика.

С целью обеспечения конкурентных преимуществ на торгах сметная стоимость должна быть определена с учетом возможных резервов снижения стоимости строительства.

Пути снижения стоимости строительства

На основе изученного материала определены основные направления и пути снижения стоимости, а именно:

— повышения эффективности экспертизы и качества сметной документации;

— перехода на эффективную конкурсную систему отбора подрядных, проектных и научно-исследовательских организаций и поставщиков ресурсов;

— повышения эффективности планирования капитального строительства;

— повышения эффективности материально-технического снабжения;

— совершенствования технического и тарифного нормирования;

— повышения эффективности проектных решений и методов расчета стоимости строительства;

— повышения эффективности организационно-штатных структур и деятельности управленческого персонала.

Подрядные торги предоставляют заказчикам возможность выбора наиболее выгодных условий по цене, срокам и качеству выполняемых работ. При проведении торгов также существует заинтересованность подрядчика в снижении стоимости работ вследствие технического совершенства проекта, применения самой современной технологии, совершенствования сметных расчетов. Преимущество торгов по сравнению с прямыми двухсторонними контрактами заключается в реализации конкурентного выбора подрядчика при размещении заказа на строительство. Однако нельзя доводить процесс конкурсного отбора до такой степени, чтобы подрядчик любыми методами вплоть до незаконных пытался выиграть тендер на муниципальный заказ, даже в ущерб собственными интересам.

Договорная цена и внешние факторы

На практике договорные цены устанавливаются на основе данных сметных расчетов в зависимости от того, что является предметом договора. Если в качестве такового выступает комплекс работ, то для обоснования договорной цены достаточно локальной сметы, составленной в соответствии с действующими требованиями. В случае, когда предметом договора является строительство (реконструкция, капремонт) объекта, необходим весь комплекс сметной документации: локальные расчеты (сметы); объектный сметный расчет (смета); сводный сметный расчет стоимости строительства.

В данный момент времени приоритетными являются разработка и создание территориальной сметно-нормативной базы системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве, которые должны обеспечить конкретные стоимостные расчеты и управление стоимостью проекта на всех фазах его реализации.

Договорная цена зависит от внешних факторов, факторов прямого и косвенного воздействия.

Внешние факторы связаны с нестабильностью экономики страны и региона, политической, социальной и экономической ситуацией, законодательным и нормативно-правовым обеспечением, применяемой сметно-нормативной базой, методами расчета стоимости работ, порядком финансирования и оплаты выполнения работ.

Основными факторами прямого воздействия, которые оказывают наибольшее влияние на сметную стоимость строительства, являются материальные ресурсы, эксплуатация машин и оплата труда рабочих.

К факторам косвенного воздействия относятся косвенные и лимитированные затраты в сметной стоимости строительства.

Договорная цена, определяемая в договорном процессе подрядчиком и заказчиком (инвестором), должна базироваться на стартовой цене, учитывающей сметную стоимость строительства. Вследствие этого возникает необходимость оптимизации сметной стоимости строительства с учетом повышения точности сметных расчетов и снижения затрат в них без ущерба для заказчика и подрядчика.

Корректировка базовой договорной цены

Муниципальный заказ, на выполнение которого выделяются бюджетные средства, имеет большое значение для строительной организации. При заключении договора подряда на строительство объекта подрядная организация предлагает приемлемую для заказчика цену по сравнению с другими претендентами, но вместе с тем обеспечивающую желательную для него норму прибыли. Поэтому для защиты законных интересов инвесторов (заказчиков) и подрядчиков предусматривается в договоре подряда на строительство возможность и порядок корректировки базовой договорной цены, установленной на определенный в договоре подряда момент времени. Для этих целей должны использоваться индексы цен.

Скорректированное расчетное значение всей базисной цены или её части, учитывающей изменение цен на ресурсы, можно рассчитать по формуле:

Цр = Цб * Кк,

где

Цр – расчетное значение базисной договорной цены;

Цб – базисная договорная цена в уровне цен указанных в договоре подряда на момент его заключения;

Кк – корректирующий коэффициент к договорной цене.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно отметить, что при формировании договорной цены на муниципальный заказ должны учитываться интересы всех участников строительного рынка. Механизм совершенствования формирования договорной цены должен быть направлен на четкое определение сметной стоимости строительства и возможных резервов ее снижения. Это позволит подрядчикам избежать принятия необъективных мер в конкурсном отборе в ущерб финансовой деятельности для своих организаций, более эффективно контролировать расходование бюджетных средств на реализацию муниципальных заказов на ремонтно-строительные работы.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:56:11