Инструментарий минимизации рисков в процессе реализации механизма системы финансового мониторинга в кредитной организации

Шейко О.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12-2 (125), Декабрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Шейко О.В. Инструментарий минимизации рисков в процессе реализации механизма системы финансового мониторинга в кредитной организации // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 12. – С. 59-64.

Аннотация:
Представители различных преступных группировок используют банковские продукты и услуги в качестве одного из главных каналов по отмыванию незаконных доходов. Именно по этой причине банковский сектор включен в созданную государством систему противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее по тексту – ПОД/ФТ).

Ключевые слова: банковский бизнес, риск-менеджмент, управление рисками, банковские услуги, финансовый мониторинг

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Представители различных преступных группировок используют банковские продукты и услуги в качестве одного из главных каналов по отмыванию незаконных доходов. Именно по этой причине банковский сектор включен в созданную государством систему противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее по тексту – ПОД/ФТ).

Риски кредитных организаций, связанные с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (далее по тексту – ОД/ФТ), подразделяются на две группы:

1) риски, возникающие из-за возможности проникновения преступного капитала в кредитные организации (страновой риск, клиентский риск, кредитный риск, риск потери деловой репутации, риск установления контроля преступных организаций и утраты самостоятельности);

2) риски, связанные с осуществлением деятельности по легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем (стратегический риск, операционный риск, правовой риск, в частности риск применения санкций со стороны надзорных органов и отзыва (аннулирования) лицензии).

Инструменты минимизации рисков, связанных с легализацией преступных доходов

Банкам, не желающим допустить преступный капитал в свою организацию, нацеленным на эффективную работу в соответствии с законодательством России, необходимо внедрить механизм системы финансового мониторинга. Под ним понимается совокупность последовательных действий, осуществляемых в рамках самостоятельно разработанного кредитной организацией комплекса мер и процедур по предупреждению, выявлению и пресечению осуществления финансовых операций, имеющих цель легализовать доходы, полученные преступным путем и финансирование террористической деятельности в соответствии с требованиями Закона о противодействии отмыванию преступных доходов [1] и соответствующих нормативных актов Банка России.

Инструментарий минимизации рисков в процессе реализации механизма системы финансового мониторинга в кредитной организации включает в себя:

1) создание нормативной базы;

2) обеспечение организационно-методологической работы;

3) решение технологических вопросов, связанных с функционированием системы;

4) обучение персонала банка;

5) осуществление контроля за исполнением банком требований законодательства.

Очевидно, что ни один банк не может функционировать без внутренних документов, регламентирующих его деятельность (положений, инструкций, приказов, правил, методик и т.п.). Эти документы разрабатываются банками самостоятельно с учетом их конкретной деятельности и должны соответствовать законодательству Российской Федерации и нормативным актам Банка России. Основным документом по финансовому мониторингу являются правила внутреннего контроля в целях противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Согласование этих правил с надзорными органами обязательно.

Принципы «знай своего клиента» и «знай своего служащего»

Для того чтобы своевременно предотвращать попытки отмывания «грязных» денег, не допускать в финансовый оборот средства, принадлежащие террористам либо предназначенные для их финансирования, кредитным организациям необходимо разработать эффективные правила внутреннего контроля с особым акцентом на всеобъемлющие процедуры реализации принципа «знай своего клиента». Основной процедурой реализации данного принципа является идентификация клиента банка (изучение, максимально возможное подтверждение и обоснование имеющихся сведений о клиенте при принятии на обслуживание, мониторинг его операций и других сделок, осуществляемых в банке, установление и идентификация выгодоприобретателей). Основная ответственность за мониторинг и идентификацию клиентов лежит на служащем банка, ответственным за работу с клиентом. Поэтому принцип «знай своего клиента» в последнее время все в большей степени дополняется принципом – «знай своего служащего».

Организация работы по финансовому мониторингу в банке возложена на ответственного сотрудника по ПОД/ФТ. Для эффективной работы ответственный сотрудник должен лучше всех в банке знать нормативную базу по ПОД/ФТ, весь перечень продуктов и услуг, предлагаемых банком клиентам, операционные процедуры и регламенты, действующие в банке, клиентскую базу, «слабые» (проблемные) места и возникающие риски. Ответственный сотрудник должен уметь правильно организовать взаимодействие с подразделениями и координировать их действия.

Ответственный сотрудник в своей деятельности по ПОД/ФТ должен использовать подход, основанный на изучении рисков, то есть:

1) знать риски, связанные с ОД/ФТ, уметь их выявлять и правильно оценивать;

2) постоянно информировать руководство о состоянии рисков ОД/ФТ;

3) давать предложения, организовывать и контролировать работу по минимизации рисков ОД/ФТ.

Программное обеспечение и внутренние документы

Исполнение процессов банка и составляющих их технологических операций должно производиться в рамках утвержденных документов, регламентирующих деятельность сотрудников и подразделений.

К функционально-технологическим можно отнести документы, отражающие и регламентирующие:

— взаимодействие подразделений и должностных лиц банка в процессе деятельности по ПОД/ФТ;

— функции подразделений, задачи и функциональные обязанности, права, ответственность должностных лиц банка в деятельности, связанной с ПОД/ФТ;

— методики и алгоритмы обработки, анализа, передачи, защиты и хранения информации, направляемой в уполномоченный орган.

Очевидно, что разработка и совершенствование программ ПОД/ФТ требует от кредитных организаций значительных затрат, особенно в части мер по повышению уровня программного обеспечения, необходимого для: контроля операций клиентов, формирования и передачи сведений в уполномоченный орган, электронной базы идентификационной информации.

Для успешной реализации механизма системы финансового мониторинга необходим квалифицированный персонал. Учитывая, что схемы и методы, которые используются для ОД/ФТ, постоянно меняются, процесс обучения и повышения квалификации сотрудников банков, занимающихся вопросами ПОД/ФТ, должен быть непрерывным. Банками используются различные формы и методы обучения: непосредственно в банке ответственным сотрудником и сотрудниками подразделения по ПОД/ФТ; стажировка у опытных коллег; повышение квалификации на курсах и семинарах, проводимых лицензированными организациями или надзорными органами. Важно подчеркнуть, что средства, вложенные в повышение уровня знаний и квалификации персонала, безусловно, окупаются снижением банковских рисков.

Контроль исполнения законодательства и финансовый мониторинг

Эффективность работы механизма системы финансового мониторинга также зависит от уровня контроля за исполнением требований законодательства. В банках несколько уровней контроля: руководитель банка, ответственный сотрудник банка/филиала, руководитель подразделения, служба внутреннего контроля банка.

При проведении ответственным сотрудником регулярных проверок необходимо определять наиболее «слабые» (проблемные) места в деятельности банка по реализации требований Закона о противодействии отмыванию преступных доходов [1], нормативных документов Банка России и внутренних нормативных документов банка. По итогам необходимо своевременно применять меры по устранению и недопущению выявленных нарушений.

Качество проверок подразделений прямо пропорционально качеству реализации правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и соответственно эффективности механизма системы финансового мониторинга в банке.

Важным инструментом контроля является регулярная отчетность ответственного сотрудника руководству банка, содержащая информацию о проведенной работе, а именно: совершенствование нормативной базы по ПОД/ФТ в банке, освящение практических результатов работы, итоги проверок подразделений, сведения о проведенном обучении и т.д.

Если кредитной организацией осуществляются все необходимые меры по созданию эффективного механизма системы финансового мониторинга, удовлетворяющего требованиям Закона о противодействии отмыванию преступных доходов [1] и рекомендациям Банка России, то можно с уверенностью сказать, что кредитная организация выполняет возложенные на нее контрольные функции в сфере ПОД/ФТ и минимизирует свои банковские риски.


Источники:

1. Российская Федерация. Законы. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: федеральный закон: 07.08.2001: № 115-ФЗ.

2. Волков, Ю.Л. Актуальные вопросы применения Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [Текст] / Ю.Л. Волков, Н.Ю. Танюшева // Деньги и кредит. - 2006. - №10. - С.29-37.

3. Мельников, В.Н. О развитии системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в российском банковском секторе в свете мировых тенденций // Деньги и кредит. - 2005. - №7 - С.3-7.

4. Мельников В.Н. О реализации Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» // Деньги и кредит. - 2003. - № 1. - С.16-20.

5. Рудько-Силиванов, В.В. Вопросы реализации Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» на региональном уровне // Деньги и кредит. - 2003. - № 2. - С.31-35.

Страница обновлена: 04.03.2024 в 09:46:43