Предпроверочный анализ – фактор повышения эффективности налоговых проверок

Ефремова Т.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12-2 (125), Декабрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Ефремова Т.А. Предпроверочный анализ – фактор повышения эффективности налоговых проверок // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 12. – С. 25-30.

Аннотация:
Основной и наиболее эффективной формой налогового контроля являются налоговые проверки. В результате их проведения можно успешно решать большинство задач: выявлять, пресекать и предупреждать налоговые правонарушения. В этой связи одним из главных вопросов является разработка и внедрение комплекса мероприятий, направленных на повышение результативности налоговых проверок, как камеральных, так и выездных. Этому способствует внедрение в практику налоговых инспекций системы предпроверочного анализа.

Ключевые слова: налоги, налогообложение, налоговая проверка, налоговая инспекция, предпроверочный анализ

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Основной и наиболее эффективной формой налогового контроля являются налоговые проверки. В результате их проведения можно успешно решать большинство задач: выявлять, пресекать и предупреждать налоговые правонарушения. В этой связи одним из главных вопросов является разработка и внедрение комплекса мероприятий, направленных на повышение результативности налоговых проверок, как камеральных, так и выездных. Этому способствует внедрение в практику налоговых инспекций системы предпроверочного анализа.

Развитие системы предпроверочного анализа является в настоящее время не столько потребностью, сколько настоятельной необходимостью. Это связано с принятием 30 мая 2007 г. ФНС России Концепции планирования выездных налоговых проверок [1]. Она предусматривает открытый процесс отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок на основе ряда установленных критериев.

Предпроверочный анализ должен быть всесторонним и учитывать не только внутреннюю информацию (данные, полученные самими налоговиками), но и данные из внешних источников (сведения о налогоплательщике, предоставленные другими контролерами, правоохранительными органами, органами власти).

Тем не менее, в настоящее время в инспекциях не проводится целенаправленный сбор, обобщение и анализ информации. Кроме того, не осуществляется анализ по конкретным, даже крупнейшим плательщикам, с точки зрения, какую информацию и из каких источников запросить.

Какими данными должен располагать налоговый инспектор перед налоговой проверкой?

Предпроверочный анализ с целью отбора претендентов для проведения выездной или углубленной камеральной проверки проводится в основном на базе внутренней информации. Внешняя информация запрашивается на стадии проведения проверки. Это выносит данную проблему в разряд наиболее актуальных при решении вопроса повышения результативности налогового контроля.

Для решения этой проблемы мы предлагаем в инспекциях при отделах камеральных проверок выделить сектор, а для крупных инспекций создать отдел предпроверочного анализа и планирования контрольной работы. Целью организации такого подразделения является создание информационного ресурса внешних и внутренних источников. На основе его анализа отдел (сектор) обеспечит оптимальный выбор налогоплательщиков для проведения углубленного камерального и выездного контроля.

Задачами отдела (сектора) предпроверочного анализа и планирования контрольной работы будут являться:

1) подготовка проектов договоров с организациями Минтранса России, территориальными органами внутренних дел и таможенными органами о предоставлении информации;

2) сбор информации:

‑ о крупных поставках и продажах;

‑ об объемах потребления электрической, тепловой энергии, воды и топлива;

‑ от перерабатывающих предприятий — об объемах перерабатываемого сырья налогоплательщиками и о закупке крупных партий сырца и переработанной продукции;

‑ от предприятий, осуществляющих хранение сырья;

‑ о наличии владельцев транспорта большой грузоподъемности, о наличии специального транспорта, о наличии транспорта для пассажирских перевозок;

‑ от торговых организаций — о количестве арендованных торговых мест;

‑ от муниципальных органов власти — о сдаче в аренду недвижимости;

‑ от органов, выдающих лицензии, — о количестве выданных лицензий;

‑ от предприятий стандартизации и метрологии — о количестве выданных сертификатов качества и удостоверений на весоизмерительную технику;

‑ от железнодорожных станций — о получении и отправке грузов налогоплательщиками;

‑ отраженной в СМИ, на досках объявлений, в Интернете;

‑ из писем, жалоб, заявлений юридических и физических лиц;

‑ из таможенных и правоохранительных органов;

‑ от внебюджетных фондов;

‑ о крупных сделках и финансовых вложениях;

‑ о нарушении налогового законодательства;

‑ о нарушении валютного законодательства;

‑ данных встречных проверок;

3) обобщения схем уклонения от налогообложения, по видам деятельности, по системам налогообложения;

4) обобщение информации в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, не представляющих в налоговые органы отчетность либо представляющих нулевую отчетность.

Два вида предпроверочного анализа

По глубине осуществления анализа первичной информации о налогоплательщике предпроверочный анализ можно разделить на два следующих вида.

1. Экспресс-анализ. Осуществляется при предварительном мониторинге значительного количества организаций отрасли и их сравнительном анализе. Экспресс-анализ включает:

– анализ деятельности организации-налогоплательщика по ограниченному количеству показателей бухгалтерской и налоговой отчетности;

‑ анализ и сопоставление отдельных показателей отчетности с аналогичными показателями предыдущего периода;

‑ проверку логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями, необходимыми для исчисления налоговой базы.

2. Углубленный анализ деятельности налогоплательщиков, включающий в себя следующие стадии:

1) формирование системы комплексных аналитических показателей, характеризующих основные итоги деятельности организации;

2) анализ уровня и динамики финансовых, налоговых и экономических показателей деятельности налогоплательщика;

3) анализ изменения структуры бухгалтерского баланса;

4) анализ показателей ликвидности баланса и финансовой устойчивости организации;

5) проведение расчетов и оценки динамики ряда аналитических (абсолютных и относительных) показателей.

В ходе расчетов устанавливается достоверность показателей отчетности, подтверждается (или нет) реальность приведенных в ней данных. Проводится анализ финансовых результатов деятельности организации и ее финансового состояния, строящийся на основе оценки относительных показателей и соблюдения платежной дисциплины по налоговым и иным обязательным платежам. Формируются заключения по проведенному анализу, включающие оценку выявленных ошибок и искажений с точки зрения существенности их влияния на финансовые результаты.

Три этапа подготовки к налоговой проверке

Процесс предпроверочного анализа предлагается проводить в три этапа, каждый из которых включает определенный набор операций.

На первом этапе производится сбор и анализ информации о деятельности налогоплательщиков, получаемой от других контролирующих органов (ФТС РФ, Роструда РФ, ЦБ РФ и др.), Росстата, правоохранительных органов, органов государственной власти и местного самоуправления, неофициальных источников информации (радио, телевидение, интернет и пр.). Определяется и анализируется налоговая нагрузка на организации (в рамках соответствующих групп). Устанавливается перечень налогоплательщиков, имеющих меньшую нагрузку, чем в среднем по анализируемой группе.

На втором этапе анализируются результаты проведенных проверок — выездных тематических, встречных и камеральных за предшествующие периоды, сопоставляются данные о финансово-хозяйственной деятельности, предоставленные налогоплательщиком, с данными, полученными от соответствующих государственных структур. Определяется степень соответствия данных о деятельности организаций, полученных от разных источников.

В том случае, если устанавливаются значительные расхождения показателей между организациями, либо существенно изменяются экономические, хозяйственные, налоговые показатели в течение ряда анализируемых периодов, данные налогоплательщики подлежат включению в план выездных налоговых проверок.

На третьем этапе по итогам проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности составляется аналитическая записка, в которой содержатся предложения по дальнейшей реализации мер налогового контроля, формируется окончательный перечень налогоплательщиков, подлежащих выездному налоговому контролю.

Таким образом, создание системы предпроверочного анализа первичной информации позволит значительно упростить проведение камеральных налоговых проверок и обеспечить эффективный отбор налогоплательщиков для проведения результативных выездных налоговых проверок. А это является непременным условием обеспечения четкого функционирования всей системы налогового контроля.


Источники:

1. Берсенева Л.П. Совершенствование камерального контроля – фактор повышения эффективности выездных налоговых проверок // Налоги. Инвестиции. Капитал. – 2004. – №2.

2. Войнова Н.Н. Налоговая проверка как основная форма налогового контроля // Актуальные проблемы современной науки. – 2006. – № 2. – С.61-63.

3. Мороз В.В. Пути повышения эффективности выездной налоговой проверки // Финансы. – 2007. – № 8. – С.36-39.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:28:29