Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»11 / 2008

Функционирование и развитие интралогистики в современном производственном предприятии

Степанова Мария Николаевна, Аспирантка кафедры коммерции и логистики Санкт-Петербургского Госудаственного Университета Экономики и Финансов, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 29

Аннотация:
В последнее время мы часто слышим термин «интралогистика», который заменил расхожее понятие «внутрипроизводственная логистика». Внутрипроизводственная логистика – это одно из звеньев в общей цепи логистики, связывающее между собой два конкретных пункта и способствующее созданию добавленной стоимости на данном участке.
Цитировать публикацию:
Степанова М.Н. Функционирование и развитие интралогистики в современном производственном предприятии // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 11. – С. 92-96.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


В последнее время мы часто слышим термин «интралогистика», который заменил расхожее понятие «внутрипроизводственная логистика». Внутрипроизводственная логистика – это одно из звеньев в общей цепи логистики, связывающее между собой два конкретных пункта и способствующее созданию добавленной стоимости на данном участке.

Внутрипроизводственная логистика – это средство оптимальной организации перемещения материалов и товаров, а также потоков информации между разнообразными узловыми пунктами в рамках одного предприятия, будь то складской терминал, аэродром или морской порт.
Внутрипроизводственная логистика – это еще и название перспективной отрасли, объединяющей промышленные предприятия: от производителей подъемно-транспортных механизмов, кранов и вилочных погрузчиков до разработчиков прикладных компьютерных программ и систем.

Интралогистика: задачи и проблемы развития

Никакая другая отрасль не располагает таким мощным потенциалом в области экономии и рационализации, как логистика и управление потоками материалов. В постоянном движении находится сама отрасль, всегда предлагающая новые, более эффективные решения. Соответственно, в постоянном развитии находятся и подотрасли логистики. И общественность, и даже профессионалы зачастую имеют лишь поверхностное представление о широких возможностях интралогистики и управления потоками материалов.
В настоящее время одной из важных задач интралогистики является создание интегрированной системы управления и контроля над материальными и информационными потоками внутри производственного предприятия. К материальному потоку следует отнести сырье, полуфабрикаты, готовые изделия, находящиеся в различных звеньях логистической цепочки (погрузка, разгрузка, транспортировка, распаковка и т.п.) и отнесенные к определенному интервалу времени.
В настоящее время производственное предприятие при построении внутрипроизводственной логистики может столкнуться с рядом внешних и внутренних проблем. К внешним проблемам стоит отнести рыночную ситуацию, уровень конкуренции. К внутренним соответственно относятся: наличие или возможность нанять квалифицированный персонал, способность к инновационному мышлению, необходимый уровень материальных ресурсов, гибкость структуры предприятия.
Управление в интралогистике характеризуется учетом большого числа параметров, функциональных и корреляционных зависимостей, влияния стохастических факторов. Все они анализируются при составлении плана работы. Но развитие интралогистики на предприятиях потребует значительных изменений не только в торговой политике, но и в «способе мышления» компании.

Оптимизация внутрипроизводственных логистических систем

Грамотно построенные внутрипроизводственные или интралогистические системы позволяют эффективно управлять материальными потоками в рамках одного цикла производства продукции. Критериями оптимизации функционирования внутрипроизводственных логистических систем обычно являются минимум себестоимости производства и минимум времени производственного цикла при обеспечении заданного уровня качества готовой продукции.
Иногда внутрипроизводственную логистику рассматривают как подсистему интегрированной логистической системы. Базисные логистические активности (снабжение, производство, сбыт) реализуются в зависимости от целей и критериев оптимизации путем создания специальной организационно-функциональной структуры. Она включает в себя субъекты высшего логистического менеджмента, осуществляющих координацию и интегрированное управление материальными (финансовыми, информационными) потоками и звеньями логистической системы. Это могут быть как внутрифирменные подразделения (транспортные, производственные, складские, грузоперерабатывающие и т.п.), так и привлеченные предприятия (логистические посредники).
Общая структура интралогистики может функционировать как интегрированная, внешняя или внутрипроизводственная логистическая система в зависимости от степени охвата базисных логистических активностей и цели синтеза. Для достижения этой цели управляющие воздействия в микрологистической системе реализуются обычно на внутрифирменном уровне специальным отделом логистики или интегральным менеджером, принимающим решения и координирующим работу всех элементов системы.

«Черные дыры». В них проваливается товар, покидая пределы склада

Основная проблема, связанная с логистикой – стремительный рост компании и, как правило, отсутствие четкого плана развития или неувязка внешних и внутренних бизнес-процессов с этими планами. Одна из основных проблем прихода крупных западных компаний на российский рынок – управление отгрузкой готовой продукции и завозом сырья.
Неувязка логистики с общей стратегией развития – проблема многих. Часто компания стремится отладить процессы перемещения товаров, не решив таких стратегических вопросов, как уровень и форма присутствия в регионах или организация дистрибуции. Организация же логистики напрямую зависит от того, будет ли компания открывать и дальше свои филиалы.
Например, большое число покупателей и неравномерная загрузка склада создает столпотворение, ведет к падению качества обслуживания и росту недовольства клиентов. Также существенной проблемой для многих крупных компаний является неравномерность отгрузок. Дистрибьюторы в начале месяца берут товар понемногу, а в конце норовят выбрать максимальные объемы. Для этого широко применяется система прогнозирования.
Поскольку логистика находится на стыке нескольких процессов, сбои в работе часто связаны с недостатками системы дистрибуции в целом. Например, существует проблема «черной дыры», когда производитель не может отследить путь товара после того, как тот покидает пределы склада. Устранение этого недостатка возможно при организации обратной связи, а также при эффективном функционировании внутрифирменной логистики.
Недооценка роли информационных систем – одна из самых больших проблем в организации логистики, так как она ведет к отсутствию единого информационного пространства в компании. Данная проблема особенно остра для тех компаний, структура которых формировалась в ходе приобретения самостоятельных предприятий. Каждое из них обычно имеет свою инфраструктуру, свои внутренние логистические процессы и информационные системы, которые, однако, никак не координируются между собой. Централизация информационных потоков и создание единого информационного пространства позволят, например, в любой момент отслеживать состояние производства и складов и оптимизировать такие логистические процессы, как перемещение продукции, управление запасами.

Новый способ мышления

Развитие внутрифирменной логистики потребует значительных изменений не только в торговой политике, но и в «способе мышления» компании. В большинстве организаций существует так называемый «менталитет отделов», когда ответственность за выполнение логистических функций разделена между несколькими функциональными подразделениями – отделами маркетинга, сбыта, финансовым, производственным, закупок. Очень часто руководители таких подразделений стараются оптимизировать работу своих подчиненных, не координируя усилия с другими отделами, т.е. без связи с общей целью фирмы. К тому же, в таких компаниях логистическое мышление и действия никак не стимулируются, поскольку нет каких-либо организационных форм, отвечающих за логистику.
Логистика является связующим звеном между отделами, и от него во многом зависит успешность бизнеса. Чем крупнее компания, тем важнее для нее становится интралогистика. Эта закономерность особенно актуальна в периоды бурного роста бизнеса. Значение интралогистики в компании возрастает с увеличением числа и интенсивности товарных потоков, в ходе расширения деятельности или в условиях, когда сама специфика продукции и рынка требует высокой оперативности.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Иванов Н.Н., Натаров М.В. Формирование организаций и основы внутрифирменного менеджмента: учеб.пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997.
2. http://www.hf-russia.com/3312