Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»11 / 2008

Формационное развитие бизнес-процессов на промышленных предприятиях

Панов Игорь Юрьевич, аспирант Тюменской государственной сельскохозяйственной академии; Исполнительный директор ОАО «Тюменнефтеспецтранс», соискатель ученой степени кандидат экономических наук, Тюменская государственная сельскохозяйственная академия, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 22

Аннотация:
Рост бизнес-процессов – это увеличение определенных переменных (например, прибыли, валовых доходов, технологии и т.п.), при которых культурная и социальная подсистемы остаются неизменными. Но как только мы подходим к граничным проблемам в процессе роста и решаем их – то рост переходит в развитие.
Цитировать публикацию:
Панов И.Ю. Формационное развитие бизнес-процессов на промышленных предприятиях // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 11. – С. 50-52.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Рост бизнес-процессов – это увеличение определенных переменных (например, прибыли, валовых доходов, технологии и т.п.), при которых культурная и социальная подсистемы остаются неизменными. Но как только мы подходим к граничным проблемам в процессе роста и решаем их – то рост переходит в развитие.

Развитием бизнес-процессов можно назвать феномен, который возникает, когда рост бизнес-процессов доходит до границы, за пределами которой количественное увеличение уже не эффективно. В результате этого может быть либо дезинтеграция, либо скачок на более высокий уровень этапа бизнес-процессов.
На основе общих закономерностей можно абстрагировать ряд свойств феномена развития бизнес-процессов:
‑ развитие есть переход от одного качественного состояния в другое;
‑ каждая фаза имеет набор индивидуальных характеристик;
‑ каждое последующее состояние имеет более сложную структуру;
‑ развитие необратимо, переход на более низкую ступень развития приведет к дезинтеграции бизнес-системы;
‑ развитие бизнес-процессов можно представить в форме спирали.
Можно предположить, что главным фактором развития является возникновение противоречий между внешним миром и бизнес-системой предприятия. Созидательно направленные действия в решении данного конфликта переводят бизнес-процессы на новый качественный уровень. В ином случае происходит упадок и выход предприятия с рынка. На каждой фазе развития бизнес-процессов создаются свои граничные проблемы. Остановимся подробнее на рассмотрении этого.

Фазы развития и общие принципы

Переход от одних бизнес-процессов к другим всякий раз создает новые формы управления и организации для решения существующих граничных проблем. В то же время при их решении возникают новые граничные проблемы.
То, что выступает в пионерских бизнес-процессах как граничная проблема, которая не может быть решена в данной фазе развития, в дифференциальных бизнес-процессах является основной задачей. При решении этой задачи возникают новые граничные проблемы, которые могут быть решены только при помощи новых форм организации и управления. И данный процесс развития бесконечен при условии решения этих проблем, иначе происходит дезинтеграция и упадок предприятия.
Граничная проблема может быть познана только в результате роста бизнес-процессов. Так, в ассоциативных процессах мы делаем только предположения, но знаем, что для решения их будут нужны более совершенные формы организации и управления.
Таким образом, в развитии бизнес-процессов, при всем различии методологических позиций, обнаруживаются некоторые общие принципы:
‑ развитие бизнес-процессов рассматривается как процесс, который протекает в силу определенных причин, эти причины, а они возникают по мере роста бизнес-процессов, являются факторами, предопределяющими их направление развития;
‑ при начальных этапах роста бизнес-процессов различных предприятий изначально возникает проблематика, связанная с тем или иным пониманием уникальности каждого бизнес-процесса;
‑ развитие бизнес-процессов носит явный целеполагающий характер;
‑ принимая спиралевидный характер развития, можно прийти к выводу, что здесь возникает своеобразная дихотомия – криволинейное в росте и циклическое движение в развитии.
‑ бизнес-процессы проходят через стадии (образование, рост, стабилизация, граничные проблемы) роста на каждом этапе развития.

Развитие бизнес-процессов изменяет сознание людей

Основными детерминантами развития являются граничные проблемы с внешним миром, которые появляются на определенных стадиях роста. По аналогии развития истории, их можно приравнять к формациям. На основании вышеизложенного, можно изучать развитие бизнес-процессов с точки зрения формационного подхода.
Основными понятиями методологии развития бизнес-процессов выступают:
‑ общество и индивидуум;
‑ способ материального производства;
‑ формационный базис и надстройка;
‑ общественно-экономическая формация внешней среды;
‑ культурная и социальная подсистемы предприятия;
‑ качественный формационный скачек.
Бизнес-процессы представляют собой на каждом уровне развития целостную систему, все элементы которой взаимосвязаны и находятся в определенной последовательности. Ядром моделей бизнес-процессов выступает способ производства материальных благ. Это является основой развития культурно-социальной инфраструктуры предприятия. То есть не сознание людей определяет их культурную подсистему на предприятии, а именно уровень формационного развития бизнес-процессов определяет их сознание.
В структуре бизнес-процессов главное значение имеют индивиды и, прежде всего, орудия труда. Их влияние на другие сферы производственной деятельности происходит через производственные отношения, совокупность которых составляет культурную, социальную и технико-инструментальную подсистемы.

То, что нужно знать специалистам консалтинговых фирм

Противоречия, возникающие на определенных этапах роста бизнес-процессов, являются основным источником развития. В определенный момент они обуславливаются особыми состояниями, которые выливаются в качественный скачек в развитии и переход на другую формационную модель. Развитие бизнес-процессов происходит в направлении все более сложных форм, и на смену ассоциативным придут более содержательные по внутренней структуре бизнес-процессы.
Формационная модель развития бизнес-процессов позволяет предположить, что развитие – это объективный и независимый от воли людей результат их деятельности. А вот рост бизнес-процессов – это процесс жизнедеятельности организации, ориентированной на выполнение определенных целей в условиях рыночной экономики.
В итоге, мы попытались при всем многообразии бизнес-процессов сформулировать принципы и особенности их развития. Главными факторами в развитии бизнес-процессов является не только технико-инструментальная подсистема, но и подсистемы культурная и социальная. Поэтому руководителям или специалистам консалтинговых фирм, прежде чем приступить к реинжинирингу, необходимо установить этап развития каждой подсистемы и исходя из данной диагностики и модели развития, формировать тактические мероприятия по развитию.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241