Роль государственно-частного партнерства в развитии жилищно-коммунального комплекса мегаполиса

Иванова Ю.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11-2 (123), Ноябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Иванова Ю.В. Роль государственно-частного партнерства в развитии жилищно-коммунального комплекса мегаполиса // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 11. – С. 138-142.

Аннотация:
Жилищно-коммунальный комплекс мегаполиса (ЖКК) – сложная территориальная обслуживающая отраслевая система хозяйствующих субъектов, обеспечивающая возможность предоставления жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). Она включает в себя объекты, субъекты, а также юридических и физически лиц, осуществляющих проектирование, строительство, ремонт и содержание жилищно-коммунальной инфраструктуры и эксплуатацию жилищного фонда.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, мегаполис, город, ЖКХ, жилищно-коммунальный комплекс



Жилищно-коммунальный комплекс мегаполиса (ЖКК) – сложная территориальная обслуживающая отраслевая система хозяйствующих субъектов, обеспечивающая возможность предоставления жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). Она включает в себя объекты, субъекты, а также юридических и физических лиц, осуществляющих проектирование, строительство, ремонт и содержание жилищно-коммунальной инфраструктуры и эксплуатацию жилищного фонда.

Жилищно-коммунальный комплекс мегаполиса как экономическая система не может функционировать вне взаимосвязей с внешней средой, оказывающей на условия и результаты его становления и развития весьма существенное влияние. В этой связи ЖКК — открытая система, которая находится в непрерывном взаимодействии с другими системами (органы власти и самоуправления, отрасли региональной экономики, население) [2, с. 20].Отметим, что за последние 15 лет состояние отечественного ЖКК значительно ухудшилось, и для поддержания его работоспособности в настоящее время требуется все больше средств [4]. Несмотря на наличие очевидных проблем в отрасли, она привлекательна для бизнеса, благодаря следующим факторам:— наличие высоколиквидных активов в виде платежей населения,— постоянный рынок сбыта и фиксированная стоимость ЖКУ,— уровень потребления, не зависящий ни от социально-политической ситуации в стране, ни от уровня доходов населения.

Сотрудничество государственного и частного секторов

Таким образом, возможность предоставлять совокупность дополнительных услуг и получать дополнительные доходы делают ЖКК привлекательным для частного бизнеса.В этой связи, с учетом имеющегося зарубежного и отечественного опыта, обосновывается возможность управления ЖКК на основе государственно-частного партнерства (ГЧП). Под ним понимается сотрудничество государственного и частного секторов в целях реализации конкретных проектов по строительству и/или реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры или оказания ЖКУ потребителям, обязанность предоставления которых традиционно возлагается на государственный сектор [1, с. 37].Государственно-частное партнерство в ЖКК может иметь разные формы. Однако в основе каждого успешного проекта лежит концепция того, что за счет привлечения опыта частного сектора и перераспределения риска повышается общая эффективность реализации жилищно-коммунального проекта [3].ГЧП, как показывает опыт, позволяет изменить существующие приоритеты муниципальной власти в отношении принадлежащей ей недвижимости. Из субъекта владеющего и эксплуатирующего объекты ЖКХ, муниципалитет превращается в орган административный и контролирующий. Кроме того, в условиях государственно-частного партнерства муниципалитет делит риски с частным оператором и определяет приоритетные направления привлечения инвестиций в ЖКК для их эффективного освоения.В настоящее время ГЧП получает все более широкое распространение как форма обеспечения государством и органами управления оказания населению высококачественных и экономически эффективных услуг в области социального сектора. Проекты ГЧП ставят своей задачей привлечение на контрактной основе к обслуживанию социальной сферы частного капитала, где государственные органы выступают в качестве заказчика услуг и выполняют регулятивные функции.

Различны цели, но очевидны преимущества

Использование ГЧП позволяет государству удовлетворять потребности социального сектора, предоставляя за те же деньги более современный и высококачественный уровень обслуживания. При этом залогом успеха любого проекта ГЧП является создание партнерских отношений между заказчиком и исполнителем. По сути, проекты ГЧП представляют собой не просто новый способ проектного финансирования, а дают возможность максимально использовать в социальном секторе управленческий опыт, а также коммерческий и творческий потенциал, имеющийся у частного сектора.Государство обращается к частному сектору, прежде всего, за знаниями, опытом, новаторскими решениями и управленческими навыками. Бизнес при этом заинтересован в новых деловых возможностях, стабильных источниках финансирования и приемлемом коэффициенте возврата вложенных средств. Чтобы обеспечить эффективную работу такого партнерства, каждая из сторон должна четко осознавать цели другой стороны и быть готовой к построению цивилизованных и долгосрочных партнерских отношений.При реализации проектов ГЧП в ЖКК автором выявлены стимулы для привлечения частного и государственного секторов. К преимуществам привлечения частного сектора следует отнести следующие:— идеологические;— экономические;— бюджетные;— приоритетность проекта для государственного сектора;— затраты на проект в установленной доле;— гарантия минимальной доходности со стороны государства;— разделение рисков с государством.К стимулам привлечения государственного сектора автор относит:— недостаток капитала/возможностей привлечения долговых ресурсов;— ограниченная налоговая база;— конкурентный международный рынок финансирования;— дефицит средств в реальном выражении (отсутствие возможностей поддерживать существующую инфраструктуру в то время, как потребность в инфраструктурных услугах растет);— положительный бюджетный и социально-экономический эффект;— привлечение финансирования со стороны частного сектора, что даст возможность высвобождающиеся государственные средства направить на другие цели;— привлечение управленческого и интеллектуального капитала частного сектора;— отсутствие бюджетных затрат на эксплуатацию;— передача части рисков частному инвестору.

Риски, связанные с ГЧП, и критерии оценки проектов

Таким образом, можно сделать вывод, что перспективы ГЧП в ЖКК не вызывают сомнений. Однако в настоящее время частный сектор сталкивается с большим количеством рисков при реализации жилищно-коммунальных проектов, которые, безусловно, снижают их привлекательность. К ним следует отнести:— политические риски, связанные с принятием органами власти административных решений. В условиях отсутствия должной культуры договорных отношений могут нарушаться ранее достигнутые договоренности в ГЧП;— законодательные риски. В России деятельность, связанная с предоставлением ЖКУ, не имеет законодательно закрепленного статуса — сферы публичного интереса, особой социальной ответственности государства. Отсутствует также институт публично-правового договора и связанного с ним понятия публичного интереса, публично-правового имущества муниципального образования, и, следовательно, публичной правоспособности государства в отношениях по имущественному обороту;— инфраструктурные риски, связанные с состоянием инженерной инфраструктуры. Физическое и техническое состояние коммунальной инфраструктуры может оказаться значительно хуже первоначальных ожиданий, следовательно, инвестиционные потребности будут выше;— финансовые риски, обусловленные несовершенством ценообразования и бюджетным недофинансированием, что создает ситуацию экономической неопределенности. Поэтому механизм ценообразования сегодня сохраняет затратный принцип формирования тарифов и ограниченный уровень рентабельности организаций ЖКХ, из-за чего структура тарифа не соответствует реальным потребностям организации.Выявив и классифицировав риски, целесообразно представить критерии, которым должны соответствовать жилищно-коммунальные проекты ГЧП, пригодные для реализации:— соответствие проекта требованиям ГЧП;— высокая общественная значимость проекта;— проработанность и реалистичность выполнения проекта;— прозрачность процедуры выбора партнеров (частной компании), инвесторов;— пропорциональность разделения рисков и выгод частного и общественного сектора;— долгосрочность проекта, и возможность возобновления его в будущем;— связь проекта со стратегическим планом развития территории.Что касается экономического эффекта, то в условиях ГЧП в ЖКК его уровень должен быть достаточным для того, чтобы инвестор не предпочел участию в проекте на основе ГЧП альтернативные варианты размещения собственных финансовых активов.


Источники:

1. Государственно-частные партнерства - новая форма взаимодействия государственного и частного секторов в финансировании инфраструктурных и социальных проектов: матер. семинара. - М., 2003. - 144 с.
2. Иванова, Ю.В. Регулирование системы управления жилищно-коммунальным комплексом мегаполиса. - СПб.: СПбГАСУ, 2007. - 168 с.
3. Малый бизнес и ЖКХ: проблемы и перспективы: аналитическая записка [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://os.bishelp.ru/index.php?page=656.
4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: www.gks.ru.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:37:00