Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»11 / 2008

Роль государственно-частного партнерства в развитии жилищно-коммунального комплекса мегаполиса

Иванова Юлия Владимировна, докторант кафедры «Экономика строительства» Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, кандидат экономических наук, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 18

Аннотация:
Жилищно-коммунальный комплекс мегаполиса (ЖКК) – сложная территориальная обслуживающая отраслевая система хозяйствующих субъектов, обеспечивающая возможность предоставления жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). Она включает в себя объекты, субъекты, а также юридических и физически лиц, осуществляющих проектирование, строительство, ремонт и содержание жилищно-коммунальной инфраструктуры и эксплуатацию жилищного фонда.
Цитировать публикацию:
Иванова Ю.В. Роль государственно-частного партнерства в развитии жилищно-коммунального комплекса мегаполиса // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 11. – С. 138-142.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Жилищно-коммунальный комплекс мегаполиса (ЖКК) – сложная территориальная обслуживающая отраслевая система хозяйствующих субъектов, обеспечивающая возможность предоставления жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). Она включает в себя объекты, субъекты, а также юридических и физических лиц, осуществляющих проектирование, строительство, ремонт и содержание жилищно-коммунальной инфраструктуры и эксплуатацию жилищного фонда.

Жилищно-коммунальный комплекс мегаполиса как экономическая система не может функционировать вне взаимосвязей с внешней средой, оказывающей на условия и результаты его становления и развития весьма существенное влияние. В этой связи ЖКК — открытая система, которая находится в непрерывном взаимодействии с другими системами (органы власти и самоуправления, отрасли региональной экономики, население) [2, с. 20].
Отметим, что за последние 15 лет состояние отечественного ЖКК значительно ухудшилось, и для поддержания его работоспособности в настоящее время требуется все больше средств [4].
Несмотря на наличие очевидных проблем в отрасли, она привлекательна для бизнеса, благодаря следующим факторам:
— наличие высоколиквидных активов в виде платежей населения,
— постоянный рынок сбыта и фиксированная стоимость ЖКУ,
— уровень потребления, не зависящий ни от социально-политической ситуации в стране, ни от уровня доходов населения.

Сотрудничество государственного и частного секторов

Таким образом, возможность предоставлять совокупность дополнительных услуг и получать дополнительные доходы делают ЖКК привлекательным для частного бизнеса.
В этой связи, с учетом имеющегося зарубежного и отечественного опыта, обосновывается возможность управления ЖКК на основе государственно-частного партнерства (ГЧП). Под ним понимается сотрудничество государственного и частного секторов в целях реализации конкретных проектов по строительству и/или реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры или оказания ЖКУ потребителям, обязанность предоставления которых традиционно возлагается на государственный сектор [1, с. 37].
Государственно-частное партнерство в ЖКК может иметь разные формы. Однако в основе каждого успешного проекта лежит концепция того, что за счет привлечения опыта частного сектора и перераспределения риска повышается общая эффективность реализации жилищно-коммунального проекта [3].
ГЧП, как показывает опыт, позволяет изменить существующие приоритеты муниципальной власти в отношении принадлежащей ей недвижимости. Из субъекта владеющего и эксплуатирующего объекты ЖКХ, муниципалитет превращается в орган административный и контролирующий. Кроме того, в условиях государственно-частного партнерства муниципалитет делит риски с частным оператором и определяет приоритетные направления привлечения инвестиций в ЖКК для их эффективного освоения.
В настоящее время ГЧП получает все более широкое распространение как форма обеспечения государством и органами управления оказания населению высококачественных и экономически эффективных услуг в области социального сектора. Проекты ГЧП ставят своей задачей привлечение на контрактной основе к обслуживанию социальной сферы частного капитала, где государственные органы выступают в качестве заказчика услуг и выполняют регулятивные функции.

Различны цели, но очевидны преимущества

Использование ГЧП позволяет государству удовлетворять потребности социального сектора, предоставляя за те же деньги более современный и высококачественный уровень обслуживания. При этом залогом успеха любого проекта ГЧП является создание партнерских отношений между заказчиком и исполнителем. По сути, проекты ГЧП представляют собой не просто новый способ проектного финансирования, а дают возможность максимально использовать в социальном секторе управленческий опыт, а также коммерческий и творческий потенциал, имеющийся у частного сектора.
Государство обращается к частному сектору, прежде всего, за знаниями, опытом, новаторскими решениями и управленческими навыками. Бизнес при этом заинтересован в новых деловых возможностях, стабильных источниках финансирования и приемлемом коэффициенте возврата вложенных средств. Чтобы обеспечить эффективную работу такого партнерства, каждая из сторон должна четко осознавать цели другой стороны и быть готовой к построению цивилизованных и долгосрочных партнерских отношений.
При реализации проектов ГЧП в ЖКК автором выявлены стимулы для привлечения частного и государственного секторов.
К преимуществам привлечения частного сектора следует отнести следующие:
— идеологические;
— экономические;
— бюджетные;
— приоритетность проекта для государственного сектора;
— затраты на проект в установленной доле;
— гарантия минимальной доходности со стороны государства;
— разделение рисков с государством.
К стимулам привлечения государственного сектора автор относит:
— недостаток капитала/возможностей привлечения долговых ресурсов;
— ограниченная налоговая база;
— конкурентный международный рынок финансирования;
— дефицит средств в реальном выражении (отсутствие возможностей поддерживать существующую инфраструктуру в то время, как потребность в инфраструктурных услугах растет);
— положительный бюджетный и социально-экономический эффект;
— привлечение финансирования со стороны частного сектора, что даст возможность высвобождающиеся государственные средства направить на другие цели;
— привлечение управленческого и интеллектуального капитала частного сектора;
— отсутствие бюджетных затрат на эксплуатацию;
— передача части рисков частному инвестору.

Риски, связанные с ГЧП, и критерии оценки проектов

Таким образом, можно сделать вывод, что перспективы ГЧП в ЖКК не вызывают сомнений. Однако в настоящее время частный сектор сталкивается с большим количеством рисков при реализации жилищно-коммунальных проектов, которые, безусловно, снижают их привлекательность.
К ним следует отнести:
— политические риски, связанные с принятием органами власти административных решений. В условиях отсутствия должной культуры договорных отношений могут нарушаться ранее достигнутые договоренности в ГЧП;
— законодательные риски. В России деятельность, связанная с предоставлением ЖКУ, не имеет законодательно закрепленного статуса — сферы публичного интереса, особой социальной ответственности государства. Отсутствует также институт публично-правового договора и связанного с ним понятия публичного интереса, публично-правового имущества муниципального образования, и, следовательно, публичной правоспособности государства в отношениях по имущественному обороту;
— инфраструктурные риски, связанные с состоянием инженерной инфраструктуры. Физическое и техническое состояние коммунальной инфраструктуры может оказаться значительно хуже первоначальных ожиданий, следовательно, инвестиционные потребности будут выше;
— финансовые риски, обусловленные несовершенством ценообразования и бюджетным недофинансированием, что создает ситуацию экономической неопределенности. Поэтому механизм ценообразования сегодня сохраняет затратный принцип формирования тарифов и ограниченный уровень рентабельности организаций ЖКХ, из-за чего структура тарифа не соответствует реальным потребностям организации.
Выявив и классифицировав риски, целесообразно представить критерии, которым должны соответствовать жилищно-коммунальные проекты ГЧП, пригодные для реализации:
— соответствие проекта требованиям ГЧП;
— высокая общественная значимость проекта;
— проработанность и реалистичность выполнения проекта;
— прозрачность процедуры выбора партнеров (частной компании), инвесторов;
— пропорциональность разделения рисков и выгод частного и общественного сектора;
— долгосрочность проекта, и возможность возобновления его в будущем;
— связь проекта со стратегическим планом развития территории.
Что касается экономического эффекта, то в условиях ГЧП в ЖКК его уровень должен быть достаточным для того, чтобы инвестор не предпочел участию в проекте на основе ГЧП альтернативные варианты размещения собственных финансовых активов.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Государственно-частные партнерства - новая форма взаимодействия государственного и частного секторов в финансировании инфраструктурных и социальных проектов: матер. семинара. - М., 2003. - 144 с.
2. Иванова, Ю.В. Регулирование системы управления жилищно-коммунальным комплексом мегаполиса. - СПб.: СПбГАСУ, 2007. - 168 с.
3. Малый бизнес и ЖКХ: проблемы и перспективы: аналитическая записка [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://os.bishelp.ru/index.php?page=656.
4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: www.gks.ru.