Управление маркетингом в банковской сфере и корпоративное строительство

Жуликов П.П., Жуликова О.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11-2 (123), Ноябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Жуликов П.П., Жуликова О.В. Управление маркетингом в банковской сфере и корпоративное строительство // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 11. – С. 63-66.

Аннотация:
Современное мировое хозяйство приобретает новые очертания, в обиход входят новые термины и новые экономические технологии, которые коренным образом меняют инфраструктуру государственных образований. Эти технологии внедряются в национальные хозяйства через различные хозяйственные экономические институты. Среди них особое место занимают транснациональные корпорации, которые в настоящее время производят, по различным оценкам, от четверти до трети мирового ВВП.

Ключевые слова: маркетинг, управление маркетингом, банковский бизнес, строительство, корпоративное строительство



Современное мировое хозяйство приобретает новые очертания, в обиход входят новые термины и новые экономические технологии, которые коренным образом меняют инфраструктуру государственных образований. Эти технологии внедряются в национальные хозяйства через различные хозяйственные экономические институты. Среди них особое место занимают транснациональные корпорации (ТНК), которые в настоящее время производят, по различным оценкам, от четверти до трети мирового ВВП.

Некоторые исследователи называют ТНК «структурами, создающими торговлю» (trade enabling structures) в третьих странах. А. Рагмэн в своих исследованиях отмечает, что около пятисот крупнейших корпораций контролируют 72% оборота в этих регионах [1, 3, 6].Среди инструментов такого контроля следует более пристально рассмотреть «доверительное управление» свободными деньгами населения, «связывая» их различными парабанковскими структурами. Коммерческие банки предлагают выполнить трастовые операции и другие финансово-денежные процедуры со средствами индивидуальных инвесторов, вынужденных прибегать к их помощи.Действительно, вложить деньги в паевой инвестиционный фонд (ПИФ) или общие фонды банковского управления (ОФБУ) не составляет труда. Можно, исходя из суммы, выбрать форму вложения и коммерческий банк. Инструкция ЦБ РФ № 63 определяет ОФБУ как имущественный комплекс, состоящий из имущества, передаваемого в доверительное управление разными лицами и объединяемое на праве общей собственности, а также приобретаемое доверительным управляющим в процессе доверительного управления.При этом банк одновременно выступает и как лицо, принимающее решение о создании ОФБУ, и как доверительный управляющий. Это упрощает для коммерческих банков процесс создания ОФБУ, являющихся функциональным инструментом транснациональных корпораций. Действительно, у банка, в отличие от управляющей компании паевого инвестиционного фонда, нет необходимости в получении специальной лицензии на управление имуществом ОФБУ. Помимо прочего, это «упрощает» расчёты с индивидуальными инвесторами.

Отдать свои накопления парабанковским институтам, или их съест инфляция?

Обосновывая преимущества ОФБУ, маркетологи выделяют, что «выплаты периодического дохода» возможны. Это, согласно банковскому маркетингу, должно выглядеть весьма привлекательно, особенно в сочетании с положением о расходах вкладчиков ОФБУ. Вознаграждение управляющего составляет 0,5-3% годовых, которое взимается в размере 1/365 ставки в день от общей суммы средств в управлении. Видимо, будущего инвестора должны вдохновлять многие положения: и о том, что премия управляющего за успех взимается ежемесячно или ежеквартально в зависимости от полученной прибыли; и положение о том, что комиссия за досрочный выход инвестора при выходе ранее 11 месяцев взимается в размере 1,5-3% от суммы выводимых средств. Но настоящим шедевром маркетинговой мысли является то, что ОФБУ не пользуется услугами специализированного депозитария, регистратора и аудитора, и оплата услуг этих организаций с вкладчиков не взимается, при том, что пай ОФБУ не является ценной бумагой и передача его третьему лицу невозможна.В настоящий период инструменты банковского доверительного управления в России практически не имеют конкуренции, а бесправные пайщики или инвесторы находятся перед выбором: или отдать свои накопления парабанковским институтам, или их съест инфляция. Поэтому принципы, по которым формируется общее имущество коллективного инвестора и строится инфраструктура, весьма похожи и у ПИФов, и у ОФБУ. Главная задача – обеспечить надежное функционирование и защиту прав этих организаций от инвесторов.

Общие фонды банковского управления: диверсификация рисков и интересов

ОФБУ на текущий момент всё же являются некоторой альтернативой ПИФам, задачи которых совершенно не связаны с интересами частных мелких инвесторов для преумножения их средств. Тем не менее, у частного вкладчика, поставленного в такие жесткие условия, всё же имеются шансы если и не увеличить накопленный капитал, то хотя бы сохранить приобретённое. Для этого следует разобраться в некоторых тонкостях функционирования этих инвестиционных институтов.Во-первых, доверительное управление средствами ОФБУ осуществляется банковскими управляющими, которые в интересах и за счет инвестора осуществляют операции с ценными бумагами.Во-вторых, управление активами ОФБУ строится на базе портфельных стратегий.В-третьих, в процессе управления фондом задействован весь технологический и аналитический потенциал управляющего. То есть, вкладывая в ОФБУ незначительную сумму, инвестор содержит целый штат специалистов, которые не заинтересованы в получении для него максимального дохода.Чем больше мелких инвесторов, тем проще работать управляющему, много процедур, но проще реализация интересов структуры. Ведь объединяя средства отдельных мелких инвесторов, менеджер может аккумулировать значительные объемы денежных средств и приобретать ценные бумаги различных компаний или эмитентов. Тем самым снижается зависимость стоимости общего инвестиционного портфеля от стоимости акций отдельно взятого эмитента. Происходит диверсификация рисков и интересов, а границу раздела интересов никто, кроме управляющего и администрации инвестиционного института, проверить и даже уточнить не может.Начинающим трейдерам следует разобраться и в режиме налогообложения операций в рамках ОФБУ. В процессе своей деятельности ОФБУ не уплачивает налог на прибыль, а физическое лицо уплачивает налог на доходы по ставке 13% только при выходе из фонда. Это означает, что, приобретая долю ОФБУ, инвестор может держать свои средства в фонде 2, 3 или более лет и заплатит налог, когда выйдет из фонда. Если же инвестор самостоятельно совершает операции по покупке или продаже акций, то в конце года он обязан подать налоговую декларацию и уплатить налоги.

Следующий этап развития — создание кооперативных народных ТНК

На сегодняшний день ОФБУ являются наиболее перспективной формой коллективного инвестирования свободных денежных средств, позволяющей получать доход, превышающий средний доход по депозитам. Причем на развитых западных рынках инструменты подобного рода являются наиболее распространенным видом частного инвестирования.Кроме того, следует обратить внимание на новые финансовые институты – хедж-фонды, рассчитанные на инвесторов с относительно высоким уровнем дохода. Хедж-фонд – это инвестиционный фонд, который аналогично ПИФам и ОФБУ работает на принципах коллективного инвестирования. Но его объектами могут выступать не только классические ценные бумаги (акции, облигации и т.д.), но и производные финансовые инструменты (опционы, фьючерсы, варранты). Это единственные фонды на российском рынке, позволяющие получать прибыль, когда все индексы и котировки стремятся вниз.Таким образом, если бы современные промышленные предприятия, находящиеся в постоянном режиме недофинансирования, объединили свои внутренние инвестиционные ресурсы, то это позволило бы строить собственную инвестиционную политику. И вполне вероятно, такой подход позволил бы создавать, так называемые кооперативные народные ТНК.


Источники:

1. Осипов Ю.М. Курс философии хозяйства: учебное пособие. - М.: Экономистъ, 2005.
2. Жуликов П.П. Анализ основных проблем управления национальным хозяйством в современных условиях (противоречия в формировании властных отношений) // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления - 2007». - Выпуск 6. - М.: ГУУ, 2007.
3. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы / рук. авт. кол.: Д.С. Львов, А.Г. Поршнев. - М.: Экономика, 2002.
4. Волконский В.А., Корягина Т.И. Современная многоярусная экономика и экономическая теория. - М.: Институт экономических стратегий, 2006.
5. Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование. -М.: Алгоритм, 2002.
6. Хейфец Б.А., Либман А.М. Корпоративная интеграция. - М.: ЛКИ, 2008.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:36:15