Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»11 / 2008

Конкурентный потенциал и стратегии его развития

Кондратьева Марина Алексеевна, Аспирантка Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 49

Аннотация:
Конкурентные отношения способны стать зрелыми лишь после окончательного формирования и доминирования рынка потребителей. В этих условиях для эффективного ведения соперничества необходимо обладать определенными преимуществами.
Цитировать публикацию:
Кондратьева М.А. Конкурентный потенциал и стратегии его развития // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 11. – С. 59-62.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Конкурентные отношения способны стать зрелыми лишь после окончательного формирования и доминирования рынка потребителей. В этих условиях для эффективного ведения соперничества необходимо обладать определенными преимуществами.

Сегодня начинают развиваться такие элементы в системе конкурентных отношений, как конкурентный потенциал, конкурентная стратегия и конкурентоспособность. Успешное функционирование и развитие субъекта хозяйствования в рыночной экономике требует соответствующего подхода к формированию его конкурентной стратегии, выявлению преимуществ. Это предполагает необходимость определения роли и значения конкурентного потенциала в деятельности фирмы.
В отечественной научной литературе серьезное внимание уделялось исследованию и оценке потенциала хозяйственных систем. Однако эти исследования в основном касались производственного потенциала. Это объясняется ключевой ролью производственных процессов в период доминирования административной системы управления народным хозяйством в России.

Конкурентный потенциал

С переходом к рыночной экономике более актуальным становятся вопросы оценки рыночного, предпринимательского и конкурентного потенциалов, а также определения их структуры и взаимосвязей.
В то же время, необходимость исследования конкурентного потенциала компании становится все более актуальной научной задачей. Это обусловлено тем, что знание основных его составляющих и степени их развития у конкретной компании определит будущие направления развития деятельности фирмы.
Под потенциалом в традиционном смысле понимается степень мощности или совокупность средств, возможностей, необходимых для реализации чего-нибудь, а так же ресурсы для ведения и развития какой-либо деятельности. Следовательно, потенциал складывается из возможностей, которые, в свою очередь, определяются ресурсами. Значит, в основе изучения потенциала любого объекта или явления лежит анализ имеющихся ресурсов, которые и определяют будущие возможности. Отсутствие возможностей для будущего развития означает исчерпание или полную реализацию потенциала.
Таким образом, ключевыми характеристиками потенциала можно определить:
‑ ресурсы, лежащие в его основе;
‑ возможности и способности по использованию данных ресурсов;
‑ возможности воспроизводства ресурсов и создания резервов.

Материальные и нематериальные преимущества

Изучение потенциала любого явления, процесса или деятельности имеет решающее значение для теории и практики. Ключевая задача исследования потенциала – целевая максимизация результатов функционирования объекта за счет рационализации использования его ресурсов. Идентификация возможностей и способностей объекта способствует правильному выбору оптимальных направлений и стратегий его развития.
Незнание потенциала, его недооценка или переоценка, приводят к принятию ошибочных решений и неэффективному использованию, а зачастую иррациональной растрате ресурсов. В конечном итоге это приводит к серьезным потерям и нанесению ущерба объекту.
Профессиональная диагностика и выявление основных направлений использования потенциала определяют будущее состояние исследуемого объекта и возможности совершенствования его функционирования, а значит будущие результаты деятельности. Таким образом, изучая, например, конкурентный или предпринимательский потенциал, фактически осуществляется попытка определить основные перспективные направления развития и совершенствования хозяйственной деятельности субъекта с учетом имеющихся у него возможностей и ресурсов.
Конкурентный потенциал – это совокупность располагаемых природных, материальных, трудовых, финансовых и нематериальных ресурсов и возможностей объектов и/или субъектов хозяйствования, позволяющие получать преимущества перед другими участниками рынка. Следовательно, конкурентный потенциал определяют материальные и нематериальные ресурсы, которые формируют соответствующие преимущества.
Конкурентные преимущества, связанные с материальными ресурсами, включают в себя сырье и материалы; трудовые, технологические, финансовые и информационные ресурсы.
В состав конкурентных преимуществ, основанных на нематериальных ресурсах, входят нематериальные активы; компетенции персонала; отношения с другими субъектами рынка; организационные ресурсы.
Следовательно, структуру конкурентного потенциала можно представить следующим образом:

Конкурентный потенциал
Кадровый потенциал
Ресурсный потенциал
Инновационный потенциал
Рыночный потенциал
Маркетинговый потенциал
 
Таким образом, уровень конкурентного потенциала будет зависеть от степени развития соответствующих потенциалов и их взаимосвязи в процессе формирования конкурентных преимуществ и разработке конкурентной стратегии предприятия.

Внешние и внутренние возможности

Конкурентный потенциал определяется внутренними возможностями компании по усилению своей конкурентной позиции и внешними факторами. Последние могут как способствовать, так и препятствовать фирме реализации ее стратегии.
Используя такие критерии, как внешние и внутренние возможности предприятия, определим позицию компании по развитию конкурентного потенциала .
узкие
широкие
Внешние возможности
Внутренние возможности
Сильная позиция
Использование внутренних ресурсов
Развитие за счет благоприятных внешних условий
Слабая позиция

Таким образом, обладая широкими внутренними возможностями, которые непосредственно влияют на конкурентный потенциал, компания в условиях благоприятной внешней среды будет занимать сильную рыночную позицию. В случае если внешние возможности ограничены, фирме следует укреплять свою конкурентную позицию за счет развития соответствующих потенциалов и использования внутренних ресурсов.
Имея ограниченные внутренние возможности, предприятие способно развиваться только благодаря благоприятным внешним условиям. В случае отсутствия широких внешних возможностей, компания окажется в роли аутсайдера и будет занимать слабую рыночную позицию.
Обобщая вышесказанное, можно заключить, что на развитие конкурентного потенциала влияют многие факторы, которые можно выделить в две группы. Это внешние факторы, которые определяются развитием рыночного потенциала, и внутренние, связанные с маркетинговым, ресурсным, инновационным и кадровым потенциалами.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Аренков И.А., Бичун Ю.А., Смирнов М.А. Методы формирования интегрированных маркетинговых коммуникаций. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004.
2. Багиев Г.Л. и др. Маркетинг: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2005.
3. Галенко В.П., Рахманов А.И., Страхова О.А. Менеджмент. - СПб.: Питер, 2003.
4. Ершов В.Ф. Бизнес-проектирование. - СПб.: Питер, 2005.