Особенности рыночной инфраструктуры приграничного региона

Джиоева И.К.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10-2 (121), Октябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Джиоева И.К. Особенности рыночной инфраструктуры приграничного региона // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 10. – С. 104-108.

Аннотация:
В переходной региональной экономике возникают новые отношения между хозяйствующими субъектами различных форм собственности, связанные с формированием новой структуры экономики и расширения сферы применения рыночных отношений. В становлении, последовательном развитии и обеспечении этих отношений решающая роль принадлежит рыночной инфраструктуре. Велика ее роль и в социальном развитии регионов, поскольку она способствует более полному удовлетворению потребностей населения и обеспечивает менее болезненную адаптацию различных социальных групп к новым рыночным реалиям современной экономики.

Ключевые слова: экономика региона, рыночная инфраструктура, приграничный регион

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В переходной региональной экономике возникают новые отношения между хозяйствующими субъектами различных форм собственности, связанные с формированием новой структуры экономики и расширения сферы применения рыночных отношений. В становлении, последовательном развитии и обеспечении этих отношений решающая роль принадлежит рыночной инфраструктуре. Велика ее роль и в социальном развитии регионов, поскольку она способствует более полному удовлетворению потребностей населения и обеспечивает менее болезненную адаптацию различных социальных групп к новым рыночным реалиям современной экономики.

Процесс формирования зрелой системы региональной рыночной инфраструктуры включает укрепление всех ее подсистем: торгово-посреднической, финансово-кредитной, информационной, экономико-правовой, внешнеэкономической, социально-экономической и эколого-экономической.

Рыночная инфраструктура, обеспечивая каркас, на котором основывается система областных рынков, объединяет фазы производства, распределения, обмена и потребления в единую последовательную цепочку, способствуя ускорению оборота материальных, финансовых, информационных потоков экономики и повышению эффективности общественного развития. Необходимо отметить, что теоретические аспекты развития рыночной инфраструктуры в условиях постпереходного периода в российской экономической литературе разработаны недостаточно полно, имеют место порой противоположные позиции исследователей о характере и приоритетах ее развития, в том числе, и о роли государства, как регулятора рыночных отношений.

Влияние государства и политических событий

В научной литературе делаются первые попытки выделить этапы становления региональной социально-экономической политики. Здесь существует несколько подходов. Первый связан с выделением этапов, совпадающих по времени с президентством Б.Н. Ельцина и В.В. Путина [1. С.77]. Второй подход- с изменением стратегии кабинета министров РФ [2. С38]. С нашей точки зрения, ведущим фактором является изменение государственного устройства и государственного управления.

Как показывает опыт, формирование рыночной инфраструктуры в постсоветских пограничных регионах к которым относится Южная Осетия, происходит довольно стихийно (это грузино-осетинский конфликт 1991 года, гуманитарная катастрофа в августе 2008 года) и не имеет соответствующего теоретического и организационно-экономического обеспечения.

Отсутствие системности становления и последующего стабильного функционирования рыночного инфраструктурного комплекса Южной Осетии, безусловно, сдерживает его развитие.

В нынешних условиях развитие рыночной инфраструктуры пограничного транзитного региона невозможно без влияния государства. Лишь государственное управление способно придать процессу становления рыночной инфраструктуры системный характер.

В определении термина «рыночная инфраструктура» необходимо четкое выделение институциональной, организационной и материально-технической составляющих, что обусловлено индивидуальными особенностями их функционального предназначения.

Рыночную инфраструктуру необходимо рассматривать как взаимосвязанный комплекс институтов, объектов и организаций, обеспечивающих оптимальную внешнюю среду функционирования предпринимательства.

"Депрессивные" регионы

Насыщенность той или иной территории объектами материально-технического комплекса рыночной инфраструктуры определяет степень ее дальнейшего экономического развития. Весьма интересным с этой точки зрения является пример Республики Южная Осетия.

После грузино- осетинского конфликта 1991 года, когда Грузия пыталась лишить ее автономии, экономика региона была практически дестабилизирована. В августе 2008 года, после ожесточенных бомбардировок и обстрелов со стороны грузинских вооруженных сил, республика Южная Осетия была доведена до гуманитарной катастрофы, в результате чего в регионе наблюдается глубокая экономическая депрессия. В настоящее время Правительством Российской Федерации ведется широкомасштабная и планомерная работа по развитию данного региона.

Возникновение депрессивных регионов, к которым в настоящее время относится Южная Осетия связано с кризисом основных отраслей их специализации, являющихся в то же время и главными отраслями промышленности и хозяйства. Для них также характерно периферийное положение в рамках регионального и международного рынков. Такая их отдаленность от центров принятия решений определенно препятствует притоку в них капиталов, модернизации хозяйства и инфраструктуры [3. С 11]

Развитие транспорта и строительство газопровода

В целях развития регионов делается упор на привлечение новых и новейших технологий, предпринимаются попытки замедлить спад старых отраслей и стимулировать развитие новых. И здесь большое значение имеет наличие развитой промышленной инфраструктурной сети (дорог и каналов, водо- и газопроводов, системы очистки и сброса отходов, линий электропередачи и трансформаторных подстанций, крупных складов и оптовых баз и т.п.). По сравнению с другими сферами экономики, капиталовложения в инфраструктурные объекты характеризуются высокой стоимостью, долгим сроком окупаемости, значительным воздействием на окружающую среду, а существенная их часть вообще не рассчитана на получение какой-либо прибыли, даже в отдаленной перспективе.

В условиях постсоветских экономик это делает нереальным реализацию крупномасштабных программ по их развитию, что дает преимущество территориям с относительно развитой инфраструктурной сетью и делает их инвестиционно привлекательными для размещения на них производств, так как это не связано с дополнительными затратами на развитие материально-технического подкомплекса рыночной инфраструктуры. Именно поэтому большое значение для социально-экономического развития Южной Осетии на сегодняшний день имеет строительство газопровода Дзуарикау-Цхинвали, который прокладывается через горные массивы и не имеет себе аналогов.

Особое значение для приграничных регионов приобретает уровень развития транспорта, от которого зависит физический доступ товаров к новым рынкам.

По территории Республики Южная Осетия проходит Транскавказская автомагистраль, имеющая большое геоэкономическое и гоеполитическое значение в обеспечении транспортного сообщения закавказских государств с Российской Федерацией.

Преимущества Южной Осетии

Расположенный на Центральном Кавказе, на стыке Российской Федерации и Республики Грузия, Европы и Азии регион обладает рядом отличительных особенностей, которые выделяют его из целого ряда подобных регионов, размещенных по периметру российских границ:

1. Наличие на территории региона важного инфраструктурного комплекса — южной части Транскавказской автомагистрали, которая связывает Россию с Закавказьем. Это также самый удобный путь из Европы на Средний Восток и далее в Юго-Восточную Азию; из Казахстана и Восточной Азии в Переднюю Азию и далее в Северную Африку. Рокский тоннель (длина 3900 м) надежно соединяет Южную Осетию с Россией и обеспечивает круглогодичное и круглосуточное прохождение автотранспорта через главный Кавказский хребет.

2. Республика Южная Осетия вместе с Республикой Северная Осетия-Алания (а последняя является субъектом Российской Федерации) являются двумя национально-государственными образованиями единого осетинского народа, расселенного по обеим сторонам Кавказского хребта. 90% населения Южной Осетии — граждане Российской Федерации.

3. Республика Южная Осетия имеет уникальный опыт самостоятельного развития. На протяжении более восемнадцати лет она развивается независимо от Республики Грузия. В ней созданы собственная законодательная и исполнительная власти. Экономическая и правовая системы функционируют только на основании Конституции Республики Южная Осетия. Законодательство республики полностью сориентировано на законодательство Российской Федерации, и на ее территории до принятия собственных законов действуют нормы права Российской Федерации [4. С. 2] Единственным законным платежным средством на территории Южной Осетии является российский рубль.

4.Южная Осетия имеет большое стратегическое значение — это ворота Кавказа.

5.Территория республики богата природными ресурсами, в числе которых цветные металлы, строительные материалы, ценные породы деревьев, нефть, множество источников минеральных вод, которые обладают уникальными лечебными свойствами. Всей территории региона свойственны прекрасные климатические условия.

Учитывая эти обстоятельства, формирование рыночного инфраструктурного комплекса региона возможно она основе использования его внутренних ресурсов (природных, трудовых, производственных) и выгод географического положения, дополненных режимом особой (специальной) экономической зоны.

Комплексный подход к развитию рыночной инфраструктуры

Таким образом, в рамках такого комплексного подхода обеспечивается связь между главными компонентами рыночной инфраструктуры:

1) институциональной подсистемой (система мотиваций, социальные нормы, меры принуждения, традиции);

2) материально-технической подсистемой (автомагистраль, железная дорога, системы энергоснабжения, информационные коммуникации);

3) организационной подсистемой (оптовая торговля, транспортно-экспедиционная деятельность, банковские, информационные, консалтинговые, страховые услуги, туризм).


Источники:

1. Государственное регулирование экономики / под ред. Т.Г. Морозовой М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2001. – С.77.

2. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики. – М.: Финансы и статистика, 2005. – С.38-44.

3. Леонов С. Н. Региональная экономическая политика в переходной экономике.— Владивосток, 1998.

4. Постановление Верховного Совета Республики Южная Осетия «О применении аналогии Законов России на территории Республики Южная Осетия» // Южная Осетия. – 1992. – 5 февраля.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:00:23