Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»1 / 2001

Модели экономической стратегии инновационного поведения фирм

Чулок Александр Александрович, факультет экономики, Государственный Университет- Высшая Школа Экономики, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст

Аннотация:
(Продолжение. Начало в № 12/2000)
В статье “Киты” инновационной стратегии”, или инновационные аспекты развития российского рынка автомобильных масел, опубликованной в прошлом номере журнала, было показано, что сегодня на отечественном рынке автомобильных масел сложилась олигополистическая структура рынка, т.е. такая рыночная ситуация, когда имеется ограниченное число крупных фирм-участников, занимающихся данным видом бизнеса.
Цитировать публикацию:
Чулок А.А. Модели экономической стратегии инновационного поведения фирм // Российское предпринимательство. – 2001. – Том 2. – № 1. – С. 24-31.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Продолжение. Начало в № 12/2000.

В статье “Киты” инновационной стратегии”, или инновационные аспекты развития российского рынка автомобильных масел, опубликованной в прошлом номере журнала, было показано, что сегодня на отечественном рынке автомобильных масел сложилась олигополистическая структура рынка, т.е. такая рыночная ситуация, когда имеется ограниченное число крупных фирм-участников, занимающихся данным видом бизнеса.

Было показано, что использование индекса Херфиндаля-Хиршмана (HHI), который с 1982 года служит основным ориентиром при осуществлении антимонопольной политики США, позволяет определить не только численность продавцов, но неравенство их положения на рынке. Продолжим наш разговор и приведем несложные вычисления с использованием известных моделей, показывающие насколько неравенство издержек фирм-конкурентов приводит к различному уровню занятия ими рыночной доли в данном сегменте рынка.

 Часть 2.

Для анализа рынка с олигополистической конкуренцией существует экономико-математический инструментарий, одной из составляющих которого является построение моделей стратегического поведения фирм. Выбор данного вида моделей разнообразен и варьируется от самых простых, базирующихся на многочисленных упрощающих построение предпосылках, до сложных, требующих использования мощного математического аппарата и позволяющих более точно прогнозировать поведение конкурента. Рассмотрим модели Курно и Штакельберга [2, 4], основывающиеся на ряде таких предпосылок, в зависимости от реалистичности которых, данные модели более или менее корректно описывают реальную ситуацию

Модель Курно.

Построим модель дуополии Курно, исходя из данных, представленных в табл. 1 (см. № 12/2000). Введем следующую систему предпосылок:

а) существуют только две фирмы на рынке;

б) вход на рынок для других фирм эффективно закрыт;

в) целью деятельности фирм является максимизация прибыли;

г) однородность товара;

д) не существует сговора;

е) фирмы могут предсказать объем выпуска конкурента.

Предположим, что в отрасли существуют только два завода, причем спрос на продукцию ими полностью удовлетворяется. В качестве примера возьмем выпуск (Q) и издержки (AC) за 1999г. следующих заводов (табл. 4).

Таблица 4

Исходные данные для расчета модели Курно

Завод

Q ‑Производство (тонн)

AC (тыс. руб./тонн.)

АО “Ангарская НК”

2000

7810,45

АО "Новокуйбышевский НПЗ"

6900

5260,21

 Как правило, при построении данной модели вводится предпосылка о равенстве издержек фирм. В нашем же случае осуществлено моделирование с учетом неравенства издержек.

Пусть функция общих издержек имеет линейный вид:

TC1=c1q1 и TC2=c2q2 ,

причем с1=AC1, а c2=AC2.

Тогда выручка предприятий будет выражаться следующей формулой:

TR1=Pq1, TR2=Pq2,

где P(q)- обратная функция спроса и P(q)= a ‑ bQ, очевидно, что Q=q1+q2.

Тогда:

П1= TR1-TC1= Pq1-c1q1 =(a-b(q1+q2)q1- c1q1;

П2= TR2-TC2= Pq2-c2q2 =(a-b(q1+q2)q2- c2q2;

Найдем прибылемаксимизирующие количества, приравняв первые частные производные к нулю:

1\dq1= a-c1- 2bq1-bq2=0                       (1)

2\dq2= a-c2- 2bq2-bq1=0                       (2)

Заметим, что в первом уравнении независимой переменной является q1, в то время, как q2 рассматривается в качестве константы (уже заданной величины), поэтому, используя ,например, метод подстановки при решении этой системы, из (1) выражаем q1 как q1(a, c1, q2); подставляем в (2) и получаем q2 как q2(a, c1, c2). Аналогичные рассуждения справедливы и для второго уравнения. 

Итак, получим:

q1*= (a - 2c1+ c2)/3b                         (3)

q2*= (a - 2c2+ c1)/3b                         (4)

Теперь вернемся к исходным данным (табл. 1). Очевидно, что количество масел, производящееся заводами, есть q1* и q2*, а АС, указанные в табл. 4, ‑ с1 ис2. Подставив эти данные, получим систему из двух линейных уравнений с двумя неизвестными:

6900= (a - 2*5260+7810,45)/3b     (5)

2000= (а - 2*7810,45+5260)/3b     (6)

Из этих двух уравнений находим значение параметров а и b:

а= 13483,9;  b=0,5205.

Из уравнений (1) и (2) получим кривые реагирования R1(q2) и R2(q1). Получим: R1 = q1= (a-c1)/2b- q2/2, R2 = q2= (a-c2)/2b- q1/2. Подставив полученные значения a и b, имеем: R1=q1= 7900 ‑ q2/2, R2 = q2 = 5450 ‑ q1/2. На основе приведенных данных построены кривые реакции дуополистов:

 

Рис.1. Кривые реакции дуополистов.

 Из данных, представленных на рис. 1, следует, что совокупный выпуск в отрасли при данных начальных условиях получается равным 8900 тонн в год, при этом выпущенный товар будет продаваться по цене 8851,45 тыс. руб. Прибыли компаний можно легко подсчитать, подставив в формулу прибыли (П1 и П2) значения количества, цену и издержки. Если вернуться к уравнениям (3) и (4),  можно заметить, что издержки конкурентов входят в него с положительным знаком, а собственные издержки предприятия - с отрицательным. Таким образом, математически подтвержден вывод о том, что большие издержки конкурентов способствуют увеличению выпуска (в данном случае, рыночной доли) для данной отрасли.

 

Модель Штакельберга.

В предыдущей модели предполагалось, что оба дуополиста исходят из предположения, что соперник не изменит выпуска в ответ на его собственное решение. Эта предпосылка сильно упрощает модель.

В модели Штакельберга учитывается, что один из дуополистов (лидер) признает право другого на ответный ход, а последователь придерживается предположений Курно: он следует своей кривой реагирования и принимает решения о прибылемаксимизирующем выпуске, полагая выпуск соперника заданным. Предпосылки предыдущей модели о линейности спроса, недифференцированности товара и др. остаются.

В соответствии с теорией экономического анализа [1-4], фирма-лидер должна действовать следующим образом:

  1. 1.   Лидер, как правило бывает настолько осведомлен, что знает функцию издержек последователя и функцию рыночного спроса. Таким образом, в начале он максимизирует прибыли последователя:

Пf= TRf ‑TCf

  1. 2.   Учитывая предпосылку о линейности спроса, получаем:

Пf = P(Q)q‑ TCf = P(ql+qf) ‑ TCf.

Для максимизации прибыли, приравниваем первую производную по выпуску последователя к 0 (необходимое, но не достаточное условие): dПf\dqf= 0. После чего находим выпуск последователя как функцию от выпуска лидера и инкорпорируем его в собственную функцию прибыли.

  1. 3.   Пl= F(ql, R(ql)). Требуя выполнения вышеупомянутого условия максимизации прибыли, находим значение выпуска лидера, затем, подставляя найденное значение, находим выпуск последователя.

На практике так и происходит. Сначала лидер определяет величину своего выпуска, затем ‑ последователи.

Применим эту модель к имеющимся данным.

Предположим, что лидер ‑ НК “ЛУКойл”, последователь ‑ АО “Ангарская НК”. Сведения о количестве и издержках вынесем отдельно в табл. 5.

Таблица 5

Исходные данные для расчета модели Штакельберга

Завод

Q ‑ Производство (тыс. тонн)

AC (тыс. руб./тонн.)

АО "ЛУКойл-Пермнефтеоргсинтез

230,9

5143

АО “Ангарская НК”                

2

7810,45

 Далее осуществляем процедуру расчета:

  1. 1.   П f=P(Q)qf -TCf = P(ql+qf) ‑ TCf.       (1)

Пf = (a ‑ b(q1+qf))qf ‑ 7810qf.                                       (2)

Дифференцируем эту функцию по qf  и получаем:

f\dqf= a ‑ bq1 ‑ 2bq–7810 = 0                                (3)

Из этого уравнения выводим функцию количества последователя:

qf(ql)= (a ‑ bql ‑ 7810)/2b                                    (4)

  1. 2.   Теперь подставим (4) в функцию прибыли лидера:

П1= P(q1+f(q1))q1 ‑ TC1.                                      (5)

П1= (a ‑ b(ql + (a ‑ bq1 ‑ 7810)/2b)q1 ‑ 5143q1.    (6)

1\dq1= a/2 ‑ bq1+3 905-5 143=0                (7)

Таким образом,    

q*l=  (a/2 ‑ 1238)/b                                              (8)

q*f=(a – 7810 ‑ (a/2 ‑ 1238))/2b                          (9)

  1. 3.   Подставим данные, приведенные в табл. 2, в систему уравнений (8) и (9) и решим уравнение относительно a и b:

230,9b = a/2 - 1238

4b= a/2-6572

Из данной системы уравнений получены коэффициенты для функции спроса:

a= 6572,3;

b= 0,042.

 Подчеркнем еще раз, что в приведенных моделях заданным фактором являлась функция издержек предприятия. Снизить издержки, а значит изменить функцию, позволяет разработка и продвижение на рынок новых продуктов в рамках реализации эффективной инновационной стратегии.

Методическая оценка эффективной инновационной стратегии для нефтяной отрасли была разработана ОАО “ЛУКойл” [5], рассмотренное в данной статье в качестве лидера на российском рынке автомобильных масел.

Таким образом, основными принципами оценки эффективности инновационных мероприятий будут:

  • единый методический подход к оценке вариантов решения научно-технических проблем компании и многокритериальность оценки;
  • моделирование потока продукции, ресурсов и денежных средств;
  • учет альтернативных издержек;
  • определение эффекта как превышения предстоящих стоимостных интегральных результатов над соответствующими им затратами за весь срок осуществления мероприятия;
  • учет экономической неравноценности осуществляемых затрат и получаемых результатов в различные моменты времени;
  • учет инфляции, неопределенности и рисков, оказывающих влияние на принятие решений;
  • оценка эффективности инноваций с позиций нефтяной компании (ее подразделений) и с позиций национальной экономики;
  • применение при оценке и отборе инновационных мероприятий для финансирования неформальных процедур отбора.

 Определение эффективности инноваций осуществляется на всех этапах их создания и использования, т.е. НИОКР и изготовление (включая подготовку производства новых технических средств и использование их потребителем). База для сравнения инноваций выбирается в зависимости от стадии инновационного процесса и предназначения расчета эффективности.

На стадии НИОКР базой для сравнения служит лучшая по своим параметрам техника (технологический процесс), спроектированная или осваиваемая в РФ или за рубежом. На стадии промышленного производства и использования новой техники (технологии) при оценке планируемого или фактического эффекта в качестве базы сравнения принимается замещаемая техника (технология). При этом, если новшество применяется несколькими подразделениями компании, целесообразно проводить расчеты с использованием в каждом случае индивидуальной базы сравнения. Эффективность инновационного мероприятия определяется на основе его сравнения по затратам и результатам, то есть по "приростным" величинам оценочных показателей. 

Реализация приведенных в методике НИЦ ОАО “ЛУКойл” принципов позволяет снизить издержки производства, а также создать дополнительные барьеры, препятствующие входу в отрасль новых фирм и укрепляющие положение существующих в соответствии с выводами и расчетами, полученными в настоящей работе.

Приведенные выше модели описывают лишь один из возможных способов формирования экономической стратегии дуополистов. Тем не менее, существуют и другие способы ценообразования, базирующиеся на менее жестких предпосылках.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Авдашева. С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков. М. Изд-во Магистр, 1998г.

2. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. Том 2. Экономическая школа 1997г.

3. Розанова Н.М. Взаимодействие фирм на товарных рынках в переходной экономике России. М. ТЕСИС, 1998г.

4. Шерер Ф.М. и Д. Росс. Структура отраслевых рынков. М., 1997г.

5. Уланов В., Ковалева А., Маршаева А. Некоторые методические аспекты оценки эффективности инновационных мероприятий в нефтяной компании. Нефть России №3, 1999г.