Анализ и оценка качественных ориентиров государственного управления

Артамонов А.Д.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10-2 (121), Октябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Артамонов А.Д. Анализ и оценка качественных ориентиров государственного управления // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 10. – С. 4-8.

Аннотация:
Переход к результативной модели функционирования государственной власти – это безусловная приоритетность интересов потребителя бюджетных услуг, с одной стороны, а с другой, оптимизация управленческих решений по отношению к конечному результату. И первое и второе – суть оценки качества управления, а, следовательно, и ответственности органов власти за реализацию своих решений.

Ключевые слова: государственное управление, государственная власть, бюджетные услуги



Переход к результативной модели функционирования государственной власти – это безусловная приоритетность интересов потребителя бюджетных услуг, с одной стороны, а с другой, оптимизация управленческих решений по отношению к конечному результату. И первое и второе – суть оценки качества управления, а, следовательно, и ответственности органов власти за реализацию своих решений.

Даже в стабильных и благополучных странах с развитой демократией государство стремится артикулировать политический курс, стратегические направления развития, чтобы они стали понятным населению. Диалог власти и общества позволяет укреплять социальные связи, а для России его значимость возрастает многократно.

Однако с самого начала радикальных преобразований провозглашенные в качестве целей либерализация, демократия и рынок оставались для людей некими абстракциями, поскольку власть не стремилась наполнить их реальным содержанием, разъяснить народу сущность и смысл происходящих процессов. Это, как известно, породило в обществе непонимание направленности и цели развития страны, без чего невозможно говорить о консолидации.

Власть знаний и информации

С учетом все возрастающего информационного влияния именно эффективная информационная политика способна способствовать формированию адекватного представления о деятельности госорганов, их открытости и реализации диалога власти и общества.

Всеобщее организационное начало, заложенное в политике, дает возможность преодолевать процессы стихийного развития, которые способны нарушить стабильность, вызвать дезорганизацию и угрозы безопасности.

Основная направленность эволюции технологий социального управления, цель их изменений и совершенствования заключается в том, чтобы, при наименьших затратах средств и ресурсов получить максимальный эффект воздействия на людей, обеспечив их «добровольную» подчиняемость. Высшее качество и огромную эффективность современной власти придают знания, позволяющие достичь искомых целей, минимально расходуя ресурсы; убедить людей в их личной заинтересованности в этих целях; превратить противников в союзников [2].

В постиндустриальном обществе власть знаний и информации становится решающей в управлении обществом, оттесняя на второй план роль денег и принуждения. Государственное, административное и иное принуждение все больше заменяется на информационное воздействие и психологическое влияние.

Классовое расслоение общества

С прогрессом общества растет его системность, усиливается дифференциация, увеличивается число социальных слоев и групп и социальных ипостасей человека. Все это сопровождается выравниванием социальных условий жизни людей и делает проблематичным четкое определение их классовой принадлежности. Возникает феномен так называемого «среднего класса». При этом общественное разделение труда начинается с выделения управленческой деятельности из непосредственно производительной. Управление возникло как объективная необходимость внешней регуляции поведения людей в сообществе. Наличие классов и социальных слоев отражает общественное разделение труда, поэтому противоречия между классами не носят антагонистического характера. Если классовая борьба не находит разумного исхода, общество может погибнуть.

Главная функция государства – защита территории расселения народа. Каждому народу принадлежит та земля, которую он сумел закрепить за собой в ходе исторического процесса. Право купли-продажи земли ведет к ее изъятию у народов интернациональными денежными тузами. Спекуляция землей давно превратилась в один из основных способов полузаконного обогащения.

Одной из наиболее серьезных и наименее осознанных проблем современности является ограбление слаборазвитых стран их собственной элитой, которая перекачивает большие суммы денег из экономик своих государств на личные счета в банках Запада. Нажива осуществляется в основном за счет дешевой распродажи природных ресурсов и разворовывания иностранной помощи.

Имманентной чертой современного этапа глобализации стали огромные масштабы нелегальной миграции, состоящей из дешевой и абсолютно бесправной рабочей силы. По оценкам специалистов, в США проживает от 4,6 до 5,4 млн. нелегальных мигрантов, в России – более 4 млн., в основном из стран СНГ и Китая. Этот людской оборот управляется хорошо организованной глобальной экономической машиной, превращающий сферу миграции в международный бизнес.

Смена парадигмы человеческого социума

Объективной необходимостью и важным фактором повышения эффективности производства является создание у трудоспособных граждан высоких мотивов и стимулов к труду. Достигается это в основном путем широкой дифференциации оплаты труда исходя из уровня квалификации и личного трудового вклада в производство. Для решения такой весьма сложной задачи хозяйственные субъекты могут самостоятельно разрабатывать и устанавливать формы и системы оплаты труда, критерии оценки трудового вклада соответствующих исполнителей. Для тех предприятий, организаций, учреждений, финансирование которых осуществляется из бюджета, данные функции возложены на органы государственного управления.

Инвестиционная роль основных социальных отраслей различна. С экономической точки зрения вложения в здравоохранение носят инфраструктурный характер, т.е. создают условия для нормального участия работников в производственном процессе. Физически здоровые люди реже берут больничный, могут работать с полной отдачей, не только дольше живут, но и дольше не выходят из состава рабочей силы. Инвестиции в образование, формируя рабочую силу более высокого качества, дают прямую экономическую отдачу через более высокую производительность труда.

Можно констатировать, что прежние модели социального управления неадекватны. Необходимо признать, что принципы нравственного поведения людей порождают изменение среды обитания. Поэтому происходит смена парадигмы человеческого социума как вида, где всякая общественная система представляется как организация вещей и людей.

Развитие народовластия

Взаимодействие государства и гражданского общества являются наиболее серьезным фактором развития народовластия как на федеральном и региональном, так и на местном уровнях. Гражданское общество представляет собой огромную саморазвивающуюся суперсистему и состоит из множества институтов и ассоциаций граждан. При этом его элементы могут быть представлены значительным ансамблем самоуправляемых кооперирующихся общин и объединений граждан со своими интересами.

К сожалению, современные исследования гражданского общества и его местных сообществ, все еще не образуют целостной прочной теоретической концепции. Поэтому перед нами стоит задача рассчитать устойчивые и качественные модели муниципального управления как формы осуществления и развития народовластия. Условия же, в которых местное самоуправление реализует свои полномочия, ставит проблему естественного соотнесения муниципальных моделей с государственными, включающими такие новые составляющие как:

– переход от «текущего содержания» учреждений к финансированию оказываемых ими услуг населению, к программно-целевым методам управления и технологиям бюджетирования, ориентированным на результат;

– создание конкурентной среды на рынке оказываемых населению и финансируемых из бюджета услуг, в том числе через расширение организационно-правовых форм организаций, оказывающих эти услуги.

Выявить элементы эффективного управления на местах в их совокупности и во взаимодействии –– означает исследовать основные методологические, теоретические и организационные аспекты процесса обеспечения всей полноты и качества предоставляемых населению услуг. Выявить же элементы оптимизации государственного участия в реализации органами местного самоуправления своих полномочий –– означает исследовать аспекты снятия возможных рисков в обеспечении достойного уровня и качества жизни населения в контексте реализации экономической и социальной политики, политики безопасности.

В такой структуре целеполагания гипотетически присутствует возможность актуализации процессуальной стороны находящихся в распоряжении органов местного самоуправления полномочий, а также конституционно-правовых норм государственного контроля и регулирования.


Источники:

1. Здравомыслов А.Г. Власть и общество в России: кризис 90-х годов // Общественные науки и современность. – 2000. ‑ №6.

2. Тоффлер Э. Третья волна. – М.: АСТ, 1999.

3. Иноземцев В. Л. Современный постмодернизм: конец социального или вырождение социологии? // Вопросы философии. – 1998. ‑ №9.

4. Верф, Дирк ван дер Ронге, Фолькер. Мониторинг в России. – М.: Интердизайн,1998.

5. Цой В.Е. Глобализация и стратегия устойчивого развития российской экономики. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005.

6. Население и глобализация / под ред. Н.М. Римашевской. – М.: Наука, 2002.

7. Чаянов А.В. Крестьянское хозяйство: Избранные труды. – М.: Экономика, 1989.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:19:43