Воздействие на финансовую устойчивость гостиничного комплекса структуры его капитала

Литвинова И.Ф.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9-2 (119), Сентябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Литвинова И.Ф. Воздействие на финансовую устойчивость гостиничного комплекса структуры его капитала // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 9. – С. 188-190.

Аннотация:
Исходным постулатом при определении финансовой устойчивости следует считать величину и структуру капитала гостиничного предприятия, соблюдение условий финансового равновесия между собственными и заемными средствами. Это означает, что достижение эффективности функционирования гостиничного предприятия в существенной степени зависит от баланса управления различными элементами капитала.

Ключевые слова: финансовая устойчивость, финансовый менеджмент, гостиничный комплекс, гостиничные предприятия

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Исходным постулатом при определении финансовой устойчивости следует считать величину и структуру капитала гостиничного предприятия, соблюдение условий финансового равновесия между собственными и заемными средствами. Это означает, что достижение эффективности функционирования гостиничного предприятия в существенной степени зависит от баланса управления различными элементами капитала [1].

Финансовая стратегия

Финансовая стратегия должна реализовываться с учетом целевых установок фирмы, которые можно сформулировать в следующей градации:

‑ гостиничное предприятие должно ориентироваться на источники финансовых ресурсов, приобретаемых по максимально низкой цене;

‑ осуществление капитальных вложений в производство услуг с превышением ставки дохода над ценой заемных финансовых ресурсов;

‑ согласование объемов привлеченного и собственного капитала по срокам заимствования, выгодности вложений в производство услуг гостеприимства.

Расчеты по обеспечению финансовой устойчивости должны осуществляться на основе использования финансового рычага. Следует отметить, что между рассматриваемыми дефинициями (финансовая устойчивость и финансовый рычаг) имеет место некоторое противоречие. Оно состоит в том, что рост финансового рычага в структуре пассивов предприятия сферы гостиничного бизнеса приводит к увеличению рентабельности собственного капитала как одного из ключевых критериев принятия грамотных управленческих решений. Одновременно динамика увеличения удельного веса заемного капитала в валюте баланса понижает финансовую устойчивость фирмы и создает ситуацию повышенного экономического риска.

Соотношение собственного и заемного капитала

Перед аналитиками и финансовым управлением гостиничного предприятия стоит проблема – установить не только оптимальное соотношение между собственным и заемным капиталом (финансовый рычаг), которое минимизирует средневзвешенную цену капитала (WACC), но и обеспечить необходимые условия для повышения (сохранения) экономической устойчивости организации.

Только при соблюдении указанных условий гостиничное предприятие в состоянии обеспечить рост рентабельности собственного капитала как результирующего показателя эффективности его коммерческой деятельности с сохранением стабильности финансово-экономического состояния. Все это перед исследователем ставит проблему решения классической задачи: поиск оптимального соотношения «доходность-риск», рассматривая совокупность финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении гостиничного комплекса, как портфель пассивов. При этом в практике выполнения расчетов по финансовой устойчивости возможны два варианта: портфель активов фирмы может быть реальным (анализируемым) и потенциальным (прогнозируемым).

Как уже подчеркивалось выше, исходным пунктом в определении финансовой устойчивости фирмы с точки зрения ее капитала является анализ оптимальности источников финансирования. Нам представляется, что главным индикатором приемлемости конкурентной структуры источников финансовых ресурсов выступает средневзвешенная цена капитала.

Финансовый рычаг

В процессе выбора источников финансовые менеджеры гостиничного предприятия должны использовать такой пакет источников получения инвестиций, в котором средневзвешенная цена капитала будет минимальной, т.е. соответствовать указанной выше первой целевой установке финансовой стратегии фирмы. Помимо принципа минимальной цены капитала необходимо брать в расчет также принцип достаточности финансовой отдачи деятельности фирмы, которая должна быть выше цены ее капитала. Например, если при вложении средств не достигается минимально необходимое приращение, вытекающее из цены капитала, то возникает риск, что гостиница окажется финансово неустойчивым предприятием. В более доступной форме это можно выразить как процентное соотношение рентабельности и цены капитала.

Поэтому финансовый менеджер должен выбирать такие источники финансирования, которые не исчерпывают всех получаемых доходов фирмы, а позволяют ей расширяться. В результате появляется критерий, который необходимо учитывать в процессе управления капиталом гостиничного комплекса – финансовый рычаг. Его действие должно быть однонаправленным как в сторону увеличения рентабельности собственного капитала, так и в направлении повышения финансовой устойчивости гостиничного предприятия.

Таким образом, можно сделать некоторые выводы. Все сказанное для аналитиков в сфере гостиничного бизнеса предполагает определенный алгоритм действий в анализе оценки эффективности управления капиталом фирмы. В авторской трактовке такой алгоритм может быть использован с учетом разработки заранее разработанных моделей, которые в процессе принятия решений финансовыми менеджерами при заданных параметрах устойчивости помогут им реализовать эффективные управленческие действия.


Источники:

1. Грачев А.В. Рост собственного капитала, финансовый рычаг и платежеспособность предприятия. // Финансовый менеджмент. – 2002. ‑ №2. –с. 25.

2. Павлова И.А. Анализ финансовой устойчивости организации с учетом жизненного цикла на основе интегрального показателя. // Финансы и кредит. – 2007. ‑ №23. – с. 71.

3. Сизых Н.В. Оценка эффективности работы гостиничного комплекса и его подразделений. Система KPI. // Гостиничное дело. – 2007. ‑ №3. – с. 37-38.

4. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Методы анализа в финансовом менеджменте// Вестник профессиональных бухгалтеров. – 2007. ‑ №12. – с. 33.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:12:47