Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»9 / 2008

Проблема формирования институтов предпринимательства в западной и российской историографии

Бессолицын Александр Алексеевич, докт. экон. наук, профессор Московской финансово-промышленной академии, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 84

Аннотация:
Окончание. Начало в № 2, 4/2008 «рп» По мнению Й. Шумпетера, то или иное лицо в принципе является предпринимателем, только если оно «осуществляет новую комбинацию» – оно перестает быть таковым, когда учрежденное им «дело» начнет дальше функционировать в рамках кругооборота… При этом надо понимать, что предприниматель не должен непременно сам создавать новые возможности, его дело суметь реализовать или использовать их.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Бессолицын А.А. Проблема формирования институтов предпринимательства в западной и российской историографии // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 9. – С. 14-19.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Окончание. Начало в № 2, 4/2008 «рп»

По мнению Й. Шумпетера, то или иное лицо в принципе является предпринимателем, только если оно «осуществляет новую комбинацию» - оно перестает быть таковым, когда учрежденное им «дело» начнет дальше функционировать в рамках кругооборота… [i] При этом надо понимать, что предприниматель не должен непременно сам создавать новые возможности, его дело суметь осуществлять или использовать их.

Й. Шумпетер, по сути, соглашается с подходом, отождествляющим предпринимательскую функцию с «менеджментом» в самом широком смысле слова. Правда, попытка Шумпетера применить свои познания в области предпринимательства на посту президента частного Австрийского банка закончилась плачевно: в 1924 г. банк обанкротился, а сам он потерял все свое личное состояние и еще несколько лет должен был выплачивать долги.

В современных условиях существует множество точек зрения на трактовку самого понятия «предприниматель» и «предпринимательство».

Кто такой предприниматель

С точки зрения финансиста предприниматель – это, прежде всего, человек, организующий предприятие по производству продукции и оказанию услуг за счет собственных и (или) привлеченных средств с целью получения прибыли.

С точки зрения психолога, предприниматель – это человек, которым движут определенные мотивы, например, желание добиться чего-то в жизни, попробовать что-то новое, самоутвердиться или обрести самостоятельность. Поскольку понятие предпринимательства относится к области хозяйственной психологии, то с этой точки зрения предпринимателем является человек со свободной инициативой, рискующий своими средствами ради получения выгодного хозяйственного результата.

С точки зрения политэконома, предприниматель – это человек, который умножает не только свое, но и национальное богатство, находит способы лучшего использования ресурсов, снижения потерь, создает новые рабочие места.

Таким образом: «созидательная сила вместе со стремлением к прибыли и риском убытков составляют существенные особенности предпринимателя». [ii]

Что такое предпринимательство

Соответствующие характеристики в той или иной мере присутствуют в определениях современных российских авторов. По их мнению, предпринимательство — это:

— новаторская экономическая деятельность (А.И. Агеев [iii]);

— совокупность субъектов производственной, коммерческой и финансовой деятельности, осуществляемой с целью получения прибыли на основе автономно принимаемых решений и под свою личную ответственность (М.Н. Барышников [iv]);

— особый вид трудовой деятельности, имеющий определенные характеристики, специфические цели и «профессиональные» качества. Это «особый тип хозяйственного поведения личности с определенными ценностными ориентирами, специфической мотивацией и социальной ролью. Экономическая категория, которая выражает проявление высшей формы активности экономического поведения» (С.К. Никитина [v]);

— «предприимчивость», необходимая во всех сферах жизни, мыслительный процесс и искусство деловой активности. Поэтому с философской точки зрения предпринимательство может быть охарактеризовано как особый настрой души, как форма деловой романтики, как средство реализации человеком присущих ему потенций. А в профессиональном смысле — как умение организовать собственный бизнес и достаточно успешно осуществлять функции, связанные с ним (А.В. Бусыгина [vi]);

— разновидность профессиональной деятельности людей, а субъекты предпринимательского бизнеса соответственно действуют, как правило, на профессиональной основе. Будучи профессией, предпринимательство имеет трудовое происхождение и трудовой характер, как наемный труд. А смысл предпринимательства как профессии состоит в том, чтобы самостоятельно, инициативно и на свой риск создать бизнес, владеть им, удерживать его по мере необходимости, а затем – опять-таки по мере необходимости – вовремя ликвидировать его (Ю.Б. Рубин [vii]);

Победить власть рутины и вырваться за пределы обыденного

Таким образом, обилие определений свидетельствует о том, что до сих пор нет единой общепринятой трактовки понятия. Тем не менее, в научной литературе сложились наиболее характерные, чаще всего употребляемые понятия, составляющие суть предпринимательской деятельности.

Неотъемлемой частью предпринимательства признаются новаторство и новизна, которые проявляются в изготовлении нового неизвестного потребителям блага; открытии новых способов производства (технологий) и коммерческого использования уже существующих благ; освоении новых рынков сбыта; использовании новых источников сырья; изменении структуры отрасли.

Но предприниматель – это особый тип новатора. Он должен обладать особыми свойствами предвидения, инициативы и уверенности. Он должен обладать способностью победить власть рутины, вырваться за пределы обыденного. Однако увлекаться новым тоже опасно: не все новое лучше старого. Поэтому предприниматель должен быть способен не только решиться на применение новой комбинации, но и серьезно оценить ее. Поэтому он должен обладать основательным знанием дела, широтой кругозора для оценки разных осложняющих условий, способностью всестороннего обсуждения вопроса, т.е. являться, в какой-то мере, аналитиком. При этом в обыденной жизни он может быть нерешительным, застенчивым, скромным, а в хозяйственной деятельности, наоборот, он должен обнаруживать дерзания, быть революционером.

Предпринимателя можно сравнить с изобретателем в том смысле, что он вводит новшества в дело, но в отличие от изобретателя, он вовсе не должен сам изобретать эти новшества, быть творцом новых комбинаций. С другой стороны, изобретатель может быть вовсе лишен способностей предпринимателя.

Помимо новизны и новаторства, в качестве главных составляющих предпринимательской деятельности часто называют: владение капиталом, соединение и комбинирование факторов производства, ориентацию на извлечение прибыли и капитализацию дохода, отсутствие принуждения, самостоятельность в принятии решений, инициативность, способность преодолеть сопротивление среды, готовность к конкуренции, ответственность, и т.д.

На основании всех этих факторов можно дать обобщенную характеристику предпринимательства как основы экономической деятельности и социального института, который формируется под воздействием всего комплекса факторов, определяющих социально-экономический облик той или иной исторической эпохи.

Человеческая жизнь — это длящееся предпринимательство

Обобщая рассмотренные наиболее представительные трактовки предпринимательства можно выделить необходимые (базовые) и возможные (вторичные) свойства предпринимательства.

Предпринимательство как экономическое явление возникает при наличии двух взаимосвязанных обстоятельств: организационно-хозяйственного новаторства и экономической свободы.

Целый ряд иных характеристик (несение риска, принятие решений, владение ресурсами, лидерство и т.д.) является в современных условиях либо производным, либо необязательным, либо дополняющим. Более того, современный бизнес активно пользуется принципом минимизации рисков, поскольку излишний риск вредит бизнесу. Бизнесу необходимы разумные риски – глубоко продуманные смелые решения и шаги. Поэтому, по мнению авторов книги «Бизнес-долголетие: новый тип российских миллионеров», которые, кстати, сами являются успешными предпринимателями, «следует непрестанно стремиться к тому, чтобы сокращать риски и по возможности направлять работу фирмы в безопасное русло, превращающее получение дохода в четко отлаженную и гарантированную систему». [viii]

А если мы готовы присоединиться к мнению представителей современной австрийской экономической школы, то можно утверждать, что «предпринимательство – в самом общем смысле – совпадает с человеческой деятельностью». [ix]

Другими словами, в действиях любого человека, направленных на то, чтобы изменить настоящее и достичь своих целей в будущем, содержится элемент предпринимательства.

 


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241