Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»9 / 2008

Предпринимательская деятельность государственных лечебно-профилактических учреждений на рынке медицинских услуг: некоторые особенности

Плесовский Павел Альбертович, Соискатель кафедры экономической теории Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 78

Аннотация:
Реализация мероприятий по улучшению общественного здоровья населения требует огромных сил и средств, прежде всего финансовых. На протяжении длительного периода времени советское, а затем российское здравоохранение финансировалось крайне мало. Это во многом не позволяло обеспечить населению минимально необходимый уровень оказания медицинской помощи, а тем более проведение профилактической деятельности, обусловливающей расширенное воспроизводство рабочей силы.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Плесовский П.А. Предпринимательская деятельность государственных лечебно-профилактических учреждений на рынке медицинских услуг: некоторые особенности // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 9. – С. 166-170.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Реализация мероприятий по улучшению общественного здоровья населения требует огромных сил и средств, прежде всего финансовых. На протяжении длительного периода времени советское, а затем российское здравоохранение финансировалось крайне мало. Это во многом не позволяло обеспечить населению минимально необходимый уровень оказания медицинской помощи, а тем более проведение профилактической деятельности, обусловливающей расширенное воспроизводство рабочей силы.

По доле общественных расходов на здравоохранение в ВВП Россия уступает как высокоразвитым странам, так и многим развивающимся. Доля расходов в валовом внутреннем продукте составила 1998 г. – 3,4%; 1999 г. – 2,9%; 2000 г. – 2,8%; 2001 г. – 2,6% [1]. Леонид Рошаль оценивает в 2006 г. финансирование здравоохранения только в 3% ВВП [2]. По данным Всемирной организации здравоохранения, необходимо расходовать на здравоохранение не менее 6% валового продукта.

В связи с этим вопросы привлечения в отрасль необходимых финансовых средств для ее нормального функционирования и в настоящее время являются весьма актуальными. Таким образом, недостаточное финансирование здравоохранения за счет средств бюджета и Фонда обязательного медицинского страхования, формирование рыночных отношений планомерно приводят к необходимости оказания государственными лечебно-профилактическими учреждениями (ЛПУ) платных медицинских услуг, или предпринимательской деятельности. Под предпринимательской деятельностью в данном контексте следует понимать самостоятельную деятельность ЛПУ, направленную на систематическое получение прибыли от оказания медицинских услуг.

Прибыль от медицинских услуг

Необходимым условием потребления данной медицинской услуги является возмещение ее стоимости за счет средств самого потребителя. Финансовые ресурсы в данном случае складываются из личных средств населения и средств юридических лиц. Рост платных услуг является объективным процессом, обусловленным как со стороны предложения, так и со стороны спроса. Ориентация части пациентов на получение платных услуг с одной стороны обусловлена более широким спектром этих услуг, передовыми технологиями, лучшими условиями лечения и т.п. С другой стороны, можно увидеть снижение нагрузки на систему здравоохранения в части исполнения обязательных государственных гарантий в области медицинского обслуживания населения.

Как уже отмечалось выше, сложилась ситуация, когда предпринимательской деятельностью стали заниматься государственные ЛПУ, которые по своему статусу являются учреждениями.

Страховая модель

С одной стороны, основной формой государственных и муниципальных организаций здравоохранения является в настоящее время форма бюджетного учреждения [3]. Это организация, созданная для осуществления управленческих и иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично этим собственником. Учреждение не является собственником своего имущества. Оно обладает лишь достаточно ограниченным правом оперативного управления своим имуществом. Для бюджетных учреждений и, прежде всего тех, кто участвует в системе обязательного медицинского страхования и получает из нее средства в соответствии с объемом и качеством оказываемой медицинской помощи, тот чрезвычайно ограниченный объем прав, которыми они располагают в осуществлении своей деятельности, не соответствует требованиям к ее эффективной организации.

Организационно-правовая форма бюджетного учреждения становится несовместимой со страховой моделью и задачами реструктуризации здравоохранения. Избыточные ограничения оборачиваются ослаблением мотивации к адекватному учету нужд застрахованных и эффективному использованию ресурсного потенциала учреждений. Однако в соответствии с российским законодательством понятие «учреждение» характеризует лишь определенную организационно-правовую форму юридического лица.

С другой стороны, можно отметить, что в силу указанных выше объективных причин, государственные, формально некоммерческие ЛПУ все-таки вынуждены заниматься предпринимательской деятельностью.

Платные и бесплатные услуги

Особенностью финансово-экономического положения государственных ЛПУ в данном случае заключается в том, что их деятельность направлена на получение доходов от предпринимательской деятельности одновременно с финансовыми средствами, поступающими из средств бюджета и ОМС в плановом порядке.

Таким образом, в особенностях функционирования государственных ЛПУ можно проследить определенную двойственность. С одной стороны, декларируемой целью государственных ЛПУ как некоммерческих организаций, является оказание бесплатных медицинских услуг населению в рамках программ государственных гарантий. С другой стороны, средства, полученные за оказание медицинских услуг в рамках программ государственных гарантий, не обеспечивают в настоящее время их полного финансового покрытия. Именно данное обстоятельство способствует привлечению денежных ресурсов, формируемых в результате предпринимательской деятельности. По нашему мнению, это является главной особенностью положения государственных ЛПУ на рынке медицинских услуг.

Нельзя забывать, что основные и оборотные производственные фонды ЛПУ, занимающихся предпринимательской деятельностью, являются собственностью государства. Но оформления арендных отношений обычно не происходит. Это объясняется тем, что оказание платных медицинских услуг производится персоналом, основным местом работы которого является данное учреждение, а руководитель ЛПУ одновременно управляет и предпринимательской деятельностью.

Кроме того, параллельное существование в одном учреждении возможности получения для населения платных и бесплатных медицинских услуг, означает наличие потенциальной возможности получения по многим видам услуг бесплатной медицинской помощи, что значимо снижает возможности реализации платных медицинских услуг.

Следует отметить, что при осуществлении предпринимательской деятельности государственными ЛПУ основным ориентиром остается не собственное развитие, а финансирование текущей деятельности, и в основном дохода персонала.

Новая организационно-правовая форма медицинского учреждения

Учитывая описанноое выше, необходимо отметить, что на фоне логической обоснованности развития предпринимательской деятельности государственных ЛПУ, характер данного развития неоднозначен. Такого рода неоднозначность проявляется в двойственности приоритетов, несовершенстве механизмов регуляции оказания платных услуг государственными учреждениями и распределения итогов этой деятельности. В связи с этим имеющиеся ресурсы используются недостаточно эффективно.

Созрела необходимость создания новой организационно-правовой формы государственного медицинского учреждения, имущество которой остается в собственности государства, но закрепляется за организацией не на праве оперативного управления, как сейчас, а на праве хозяйственного ведения. Такой форме соответствует представленный в ГК статус унитарного предприятия на праве полного хозяйственного ведения [4].

Этой задаче отвечает принятие законов о введении форм автономного учреждения и автономной государственной (муниципальной) некоммерческой организации, которые должны дополнить существующую форму бюджетного учреждения. Существует реальная необходимость иметь в государственном секторе не только административно контролируемые бюджетные учреждения, но и государственные организации, законодательно наделенные более широкими правами самостоятельного хозяйствования и соответственно имеющие более высокую степень ответственности за экономическое обеспечение и результаты своей деятельности, в том числе предпринимательскую.

Таким образом, преобразование ЛПУ в новые формы приведет к повышению эффективности использования имеющихся ресурсов при осуществлении предпринимательской деятельности, и в конечном итоге к увеличению прибыли до 30-35%.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Иванов В.Н., Суворов А.В. Проблемы охраны здоровья населения России. // Проблемы прогнозирования. – 2003. ‑ №3. – с. 102.

2. Рошаль Л. Сфера здравоохранения России нуждается в финансировании на уровне 5% ВВП. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.nedug.ru/news/Out.aspx?ltem=88778. – Загл. с экрана.

3. Гражданский кодекс РФ. Часть первая. Ст. 120, 113-115.