Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»9 / 2008

Об организационно-предпринимательских способностях через призму теории человеческого капитала

Самородова Елена Михайловна, Доцент кафедры экономической теории и мировой экономики Орловского государственного института экономики и торговли, Россия

Маслова Ольга Леонидовна, Доцент, Кандидат экономических наук, Доцент Орловский государственный институт экономики и торговли, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 73

Аннотация:
Понятие «человеческий капитал» за последнее десятилетие прочно утвердилось в отечественной экономической науке. Использование этой категории позволяет по-новому подойти к анализу многих экономических проблем, в том числе и вопросов активизации организационно-предпринимательского потенциала.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Самородова Е.М., Маслова О.Л. Об организационно-предпринимательских способностях через призму теории человеческого капитала // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 9. – С. 20-24.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Понятие «человеческий капитал» за последнее десятилетие прочно утвердилось в отечественной экономической науке. Использование этой категории позволяет по-новому подойти к анализу многих экономических проблем, в том числе и вопросов активизации организационно-предпринимательского потенциала.

Человеческий капитал есть мера воплощенной в человеке способности приносить доход. Речь идет как о врожденных, так и о приобретенных способностях и талантах, знаниях, навыках, мотивациях, образовании и квалификации, которые целесообразно используются в процессе общественного воспроизводства, обеспечивая рост общественного благосостояния. Подобная интерпретация данной категории позволяет выделить составляющие (активы) человеческого капитала: капитал здоровья, трудовой капитал, интеллектуальный капитал, культурно-нравственный и организационно-предпринимательский капитал. В основе последней составляющей лежит предпринимательская способность.

Организационно-предпринимательский капитал

Организационно-предпринимательский капитал представляет собой потенциал инновационно-творческой деятельности достаточно широких слоев населения. Это нетрадиционный подход к предпринимательству, поскольку обычно под ним понимается любая хозяйственная или экономическая деятельность, осуществляемая на свой страх и риск и преследующая удовлетворение индивидуальных интересов. «Материю» предпринимательского дела, объективную его сторону исследовали и исследуют очень немногие теоретики. Одним из них был Й. Шумпетер, определивший предпринимателя как «новатора», как субъекта, инициирующего и осуществляющего инновационные проекты, применяющего новые технологии в организации дела. В таком понимании предпринимательство связано с особым видом деятельности – инновацией.

Основываясь на идеях Шумпетера, обосновавшего особое значение предпринимательских, организаторских, новаторских способностей, способностей к выработке плодотворных бизнес-идей, предприимчивости, решительности, владения коммерческими секретами, можно признать совокупность этих качеств особой формой человеческого капитала – организационно-предпринимательским человеческим капиталом. Она должна рассматриваться не просто как важнейший элемент рыночного механизма, а как движущая сила экономического прогресса, инновационного экономического роста, поскольку деятельность любого предпринимателя ориентирована на развитие производства при наличии организационно-предпринимательского новаторства, что определяет инновационный характер национального воспроизводства.

Реализация организационно-предпринимательской формы человеческого капитала нуждается в достаточно сильной мотивации, в широкой свободе принятия технологических, организационных, социальных решений.

Слагаемые и источники

К основным качественным и количественным характеристикам организационно-предпринимательского капитала можно отнести:

‑ собственный капитал предпринимателя (форма и оценка);

‑ контролируемый капитал (форма и оценка);

‑ права собственности на ограниченные ресурсы (земля, полезные ископаемые, проекты);

‑ организационные привилегии и коммерческие секреты (ноу-хау);

‑ рейтинг организаторского опыта и достижений.

Накопление организационно-предпринимательского капитала происходит в ходе потребления знаний, приобретения навыков и опыта в процессе трудовой и предпринимательской деятельности и характеризуется уровнем образования и квалификации, способностей индивидов.

Источники накопления организационно предпринимательского человеческого капитала (как собственно и любого капитала):

‑ инвестиции общества в развитие общественной системы науки и образования, в развитие инфраструктуры бизнеса;

‑ инвестиции предприятий в развитие коллективной системы образования, в подготовку, переподготовку, повышение квалификации менеджеров;

‑ инвестиции семьи в развитие индивидуальных научно-образовательных программ и на приобретение прав собственности на ограниченные ресурсы, прямые вложения в частный бизнес;

‑ государственная поддержка предпринимательства.

Измерители

Формирование любого актива человеческого капитала являет собой сложный процесс, имеющий инвестиционную основу, что ставит задачу изучения экономической эффективности вложений. Выгоды и преимущества, разного рода положительные эффекты вложений в организационно-предпринимательский человеческий капитал можно учитывать специальными методами. Так, эффективность инвестиций в инфраструктуру бизнеса (бизнес-инкубаторы, бизнес-центры, союзы и ассоциации предпринимателей, предоставляющие экспертно-консультационные услуги и обеспечивающие экономию издержек на организацию бизнеса и поддержку предприимчивости населения, предопределяющих возможность накопления организационно-предпринимательского капитала) можно оценивать с помощью натуральных измерителей результатов, потребительских и экспертных оценок. Натуральными измерителями здесь могут быть выполненные заказы предпринимателей, численность активных членов союзов и ассоциаций предпринимателей, помощь в разрешении проблем бизнеса. Потребительские оценки должны отразить степень помощи в разрешении проблем бизнеса. Экспертные оценки определяют эффективность бизнеса и полезный эффект, проявляющийся в цивилизованности и социальной ответственности предпринимателей.

Рыночная реализация

Выделение в структуре человеческого капитала организационно-предпринимательской компоненты позволяет сделать следующий шаг – рассмотреть вопрос об особенностях его рыночной реализации.

В данном вопросе мы придерживаемся не распространенной широко точки зрения, в соответствии с которой человеческий капитал реализуется на специфическом факторном рынке – рынке человеческого капитала, одним из сегментов которого является рынок организационно-предпринимательского капитала. Он опосредует реализацию специфического запаса мотиваций самостоятельной экономической деятельности по организации и управлению бизнес-процессами и экономически значимой информацией, способствует реализации таких специфических свойств индивидов, которые обеспечивают развитие отдельных предприятий и фирм и повышение эффективности функционирования экономической системы в целом.

Спрос на организационно-предпринимательский человеческий капитал предъявляют разные хозяйствующие субъекты – предприятия и государство. В основе спроса на него лежит потребность в специфическом свойстве этой формы человеческого капитала генерировать своевременные и правильные бизнес-решения, а организаторские способности и владение коммерческими секретами позволят эффективно функционировать в условиях конкурентной среды.

Степень эффективности

Предложение организационно-предпринимательского человеческого капитала определяется уровнем организационной и деловой культуры в обществе и проявляется в способности домохозяйственного сектора самостоятельно обеспечивать собственную занятость. В современной России рынок организационно-предпринимательского капитала реализует себя через открытие собственного бизнеса и создание малых предприятий, и без стимулирования качественного предложения рассматриваемого вида капитала не может быть высокоэффективного предпринимательства. Малые предприятия составляют в России, по некоторым оценкам, всего 10,3% от общего числа субъектов хозяйствования [1]. Сложности развития малого предпринимательства в современной России ограничивают возможности обеспечения инновационного характера экономического роста, главным фактором которого общепризнано качественное состояние национального человеческого капитала и возможности его реализации.

Представленные здесь положения отражают нетрадиционный подход к организационно-предпринимательской способности и дополнительно обосновывают необходимость развития предпринимательской активности, с точки зрения теории человеческого капитала.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241