О специфике кооперативного предпринимательства

Черкашина Е.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-2 (117), Август 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Черкашина Е.В. О специфике кооперативного предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 8. – С. 173-178.

Аннотация:
Одним из распространенных видов некоммерческих организаций в России являются потребительские кооперативы и их объединения (союзы потребительских обществ). По действующему законодательству они представляют собой уникальный синтез некоммерческой и коммерческой организаций. Это проявляется в том, что потребительский кооператив по Гражданскому кодексу РФ, не имеет права распределения полученной прибыли. Однако фактически он имеет такое право, предоставленное в соответствии с законом о потребительской кооперации.

Ключевые слова: предпринимательство, кооперация, потребительская кооперация, кооперативное предпринимательство

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Одним из распространенных видов некоммерческих организаций в России являются потребительские кооперативы и их объединения (союзы потребительских обществ). По действующему законодательству они представляют собой уникальный синтез некоммерческой и коммерческой организаций. Это проявляется в том, что потребительский кооператив по Гражданскому кодексу РФ, не имеет права распределения полученной прибыли. Однако фактически он имеет такое право, предоставленное в соответствии с законом о потребительской кооперации [5].

Кроме того, определенное противоречие правового статуса кооперативных организаций закону «О некоммерческих организациях» [4] заключается также и в том, что потребительское общество вправе осуществлять кооперативные выплаты в размере, определяемым общим собранием, но их объем не должен превышать 20% его доходов. В то время как некоммерческая организация не распределяет прибыль между участниками. Другими словами, потребительский кооператив занимает промежуточное положение между коммерческими и некоммерческими организациями. Он объединяет в себе их отличительные черты и, в отличие от большинства других некоммерческих организаций, может быть в судебном порядке признан банкротом, если не сможет удовлетворить требования кредиторов, будет отвечать признакам несостоятельности [1].

Представляя собой специфическую некоммерческую форму хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, кооперативные организации характеризуются рядом отличительных особенностей (рис. 1).

Ни в одной стране мира не существует кооперативов, которые не являлись бы юридическими лицами. Этот статус кооперативная организация приобретает со дня регистрации, что предполагает наличие следующих признаков:

‑ организационное единство;

‑ наличие обособленного имущества;

‑ ведение собственного баланса;

‑ право на открытие расчетного и других счетов в банке;

‑ правоспособность – способность иметь права и обязанности совершать хозяйственные операции и сделки;

‑ дееспособность – способность приобретать права и обязательства.

Наличие этих признаков определяет специальную правоспособность и дееспособность кооперативной организации, ограниченную ее уставом, предполагающую удовлетворение потребностей своих членов за счет доходов от предпринимательской деятельности.

Особенности предпринимательской деятельности кооперативных организаций вытекают также из коллективного характера собственности и особого порядка ее формирования.

Коллективная собственность на средства производства не является полным отрицанием частной собственности.

Во-первых, коллективная собственность является производным типом от частной собственности в связи с обособлением иму­щества кооперативной организации как юридического лица; в данном случае имущество является средством производства.

Во-вторых, участие пайщика в предпринимательской деятельности кооперативной организации не исключает возможности его одновременного участия и в частном бизнесе. Например, пайщик (как и любой сельский житель) может одновременно быть предпринимателем без образования юридического лица и, осуществляя какие-либо виды деятельности (производство изделий народных и художественных промыслов, различные виды ремесла и т.д.), сдавать производимую им продукцию кооперативной организации для реализации.

В-третьих, субъекты коллективного предпринимательства создаются на определенное время, и каждый участник имеет возможность выйти из него в любой момент.

Рис. 1. Отличительные особенности предпринимательской деятельности кооперативных организаций, обусловленные их миссией и целями.

Коллективный характер собственности кооперативной организации в решающей степени определяется источниками ее образования. В исследованиях экономистов конца XIX – начала XX вв. [6, 7] в понимании экономической природы кооперативной собственности доминировал воспроизводственный подход. В соответствии с ним источником дохода производственного кооператива является непосредственное участие его членов в труде и распределении прибыли, а потребительского – в паевых взносах и покупках в кооперативном магазине по минимальной цене, достигаемой за счет низкой трудоемкости доставки и продажи товаров. Это придает самому кооперативу потребительскую сущность.

Мы придерживаемся точки зрения Каширина В.А. [2] в том, что коллективный характер кооперативной собственности обусловлен наличием паевых и неделимых фондов, выступавших в качестве основного источника ее воспроизводства. Они не характерны ни для предприятий государственного сектора экономики, ни для частных структур. Специфика кооперативной формы собственности реализуется также в особой форме движения фондов воспроизводства и обращения, однотипности источников и принципов их формирования и распределения прибыли, во взаимоотношениях с государством и предприятиями различных организационно-правовых форм.

И, наконец, особенности предпринимательской деятельности кооперативной организации обусловлены наличием специфических кооперативных преимуществ, обобщенных в Концепции развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 года [3]:

‑ наличие собственной социальной базы – членов- пайщиков;

‑ соблюдение кооперативных принципов и ценностей, нравственных ценностей в бизнесе, обеспечивающих стабильность системе;

‑ выполнение коммуникационной роли в сельской местности;

‑ организационное единство системы и общность экономических интересов кооперативов, позволяющих снизить предпринимательский риск;

‑ наличие законодательной базы и поддержки государственных и муниципальных органов власти;

‑ гарантированные рынки сбыта продукции за счет реализации товаров своим членам, закупки сельскохозяйственных продуктов у пайщиков и обслуживаемого населения, кредитов за счет использования заемных средств пайщиков и населения;

‑ традиционные связи с местными производителями, поставщиками, сырья, материалов, а также населением;

‑ наличие собственной развитой инфраструктуры, в том числе материально-технической базы;

‑ гибкость реагирования на рыночные изменения за счет наличия малых и средних предприятий;

‑ многоотраслевой характер деятельности, позволяющий создать интегрированное хозяйство;

‑ дифференциация предприятий по масштабам деятельности в соответствии с особенностями сельского расселения;

‑ высокий кадровый потенциал, воспроизводимый в собственной системе образования;

‑ прозрачность учета и отчетности.

Кооперативные преимущества дают возможность кооперативам конкурировать и динамично развиваться. Они выступают фактором развития самой системы, поскольку отвечают ее социально-экономической природе и подчеркивают значимость кооперации как института общества, объединяющего людей для решения тех проблем, которые они не могут решить самостоятельно.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что кооперативная организация представляет собой специфический субъект предпринимательской деятельности, соединяющий личную инициативу ее участников с коллективным характером труда. Кооператив функционирует автономно от государства и его институтов, преследует цели развития социальной ответственности бизнеса и духовно-нравственных начал организации общества.


Источники:

1. Гражданский кодекс РФ: Официальный текст. – М. : Экзамен, 2001. – 304 с.

2. Каширин В.В. Организационно-экономические основы функционирования потребительской кооперации в условиях рыночных отношений. – М. : Высшая школа, 2001.

3. Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 года. – Москва: Центросоюз Российской Федерации, 2001. – 116 с.

4. Российская Федерация. Законы. О некоммерческих организациях : федеральный закон: от 12.01.1996 г. : №7.

5. Российская Федерация. Законы. О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) : федеральный закон : от 28.04.2000 : №54. – М. : Экономика, 1997.

6. Туган-Барановский М.И. Социальные основы кооперации. – М. : Экономика, 1989. – 320 с.

7. Чаянов А.В. Основные идеи и формы организации сельскохозяйственной кооперации. – М. : Наука, 1991. – 180 с.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:40:28