Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»8 / 2008

Современные подходы к исследованию конкурентоспособности предпринимательских структур в агропромышленном комплексе

Демьянов Роман Евгеньевич, Аспирант факультета Бухгалтерский учет и аудит ФГОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет», Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 18

Аннотация:
Проблема определения экономического содержания конкурентоспособности предпринимательских структур в сфере агробизнеса в настоящее время крайне актуальна для экономики России. В ходе рыночных реформ принципиально изменились методологические подходы к обеспечению такой конкурентоспособности.
Цитировать публикацию:
Демьянов Р.Е. Современные подходы к исследованию конкурентоспособности предпринимательских структур в агропромышленном комплексе // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 8. – С. 185-189.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Проблема определения экономического содержания конкурентоспособности предпринимательских структур в сфере агробизнеса в настоящее время крайне актуальна для экономики России. В ходе рыночных реформ принципиально изменились методологические подходы к обеспечению такой конкурентоспособности.

В современных условиях повышение конкурентоспособности агропромышленного производства становится важной проблемой обеспечения национальной продовольственной безопасности. Поэтому разработка адекватной стратегии обеспечения конкурентоспособности национального агропромышленного комплекса (АПК) становится объективно необходимой. При оценке конкурентоспособности отдельных предпринимательских структур, а также сельскохозяйственной продукции это требует применения современных методологических подходов.

Непосредственно сельскохозяйственное сырье сегодня используют около 30 отраслей промышленности. Часть продукции применяется для личного и производственного потребления в самом сельском хозяйстве. Отсюда следует, что важнейшей отраслью национального рынка РФ является аграрный рынок, который имеет довольно сложную структуру и охватывает не только продукцию и услуги всех отраслей АПК, но и финансовые, трудовые и земельные ресурсы. Некоторые из его секторов в настоящее время получили дальнейшее развитие, другие формируется, а некоторые пока еще и вовсе отсутствуют.

Рыночные институты в сельском хозяйстве России в настоящее время слабы, а его рыночная инфраструктура развита недостаточно. Отсюда нарушения равновесия между отраслями АПК, эквивалентности обмена между сельским хозяйством и промышленностью. Сами сельскохозяйственные товаропроизводители пока еще по инерции больше ориентируются на решения Правительства, чем на использование рыночных механизмов.

Особое значение при развитии конкурентных отношений в АПК имеет деятельность агропромышленных предприятий, направленная на сохранение созданных и развитие новых конкурентных преимуществ, обеспечивающих устойчивое функционирование в условиях динамичной конкурентной внешней среды. Иными словами, каждый субъект предпринимательской деятельности в современных условиях для обеспечения своего эффективного развития обязан реализовывать имеющиеся конкурентные преимущества в сложившейся рыночной среде.

Интегральная конкурентоспособность как системная характеристика состоит в одновременном, взаимообусловленном и согласованном применении всех положительных элементов системы с целью влияния на конкурентов в процессе предпринимательской деятельности. Неумение противостоять соперникам (отрицательные элементы) рассматривается как отсутствие конкурентных преимуществ [2].

Процесс формирования, использования субъектами рынка конкурентных преимуществ представляет собой основной источник функционирования механизма конкуренции, характеризующийся постоянными изменениями во всех составляющих его элементах.

Для обеспечения устойчивого положения субъекта на аграрном рынке необходимы действия, опережающие конкурентов. В связи с этим, конкурентоспособность предприятия оказывается понятием комплексным, предполагающим несколько уровней конкурентного превосходства в различных видах хозяйственной деятельности. Поэтому структурно-содержательный анализ понятия «конкурентоспособность» включает в себя исследование основных составляющих, обусловливающих маркетинговую, производственную и финансово-экономическую конкурентоспособность [1].

Рассматриваемая как процесс борьбы за лучшие условия хозяйствования, конкуренция высвечивает ту тесную взаимосвязь, которая существует между нею и предпринимательской деятельностью. Уже само то, что борьба предпринимателей за лучшие условия хозяйствования составляет содержательный момент их соперничества, указывает на необходимость поиска преимуществ как обязательного элемента в деятельности предпринимателя. В этом смысле конкуренция выполняет для предпринимательства роль питательной среды.

Взаимодействие конкуренции и предпринимательства носит не односторонний характер. Предпринимательство само оказывает активное воздействие на конкуренцию. Если конкуренция обусловливает многообразие предпринимательских структур, то оно, в свою очередь, способствует, с одной стороны, поддержанию высокой конкурентной активности, а с другой — развитию самой конкурентной среды, форм и методов конкуренции. В том же ключе воздействует на конкурентную среду и эволюция предпринимательства.

Развертывание новаторских свойств предпринимательской функции привело к смещению конкуренции от ценовых форм к неценовым, все более смещая центр тяжести конкурентной борьбы в область выявления потребительских предпочтений и поиска наиболее эффективных способов их удовлетворения. Формирующаяся таким образом конкурентная среда в сфере АПК представляет собой механизм конкуренции, включающий в себя взаимосвязанные экономические категории и понятия, содержание и соотношение которых способствует регулированию пропорций сельскохозяйственного производства.

Специфика конкурентной среды в АПК заключается в том, что аграрный рынок состоит из большого количества взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом элементов, образующих вполне определенную организационную систему. В зависимости от характера связей между ними различают технические, экономические, социальные и другие виды аграрных систем. В отличие от простых, они характеризуются многообразием протекающих в них процессов, сложностью решаемых задач, существенными потоками информации, взаимосвязанностью элементов.

Отличием подобных экономических систем в АПК является то, что связи имеют экономическую специфику, а элементами являются агропромышленные предприятия. Так, А.А. Никонов определяет систему как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, характеризующуюся определенными качественными признаками, составом, структурой, функциями и связями с другими системами [3].

Полагаем, что такое определение может быть использовано для характеристики внутреннего аграрного рынка как сложной экономической системы. Ее системообразующими элементами являются сельскохозяйственные предприятия различных форм собственности, приемные пункты (элеваторы, овощехранилища), предприятия перерабатывающей промышленности (мясокомбинаты, консервные, мукомольно-крупяные, хлебопекарные, комбикормовые заводы), предприятия оптовой торговли и рыночной инфраструктуры.

Устойчивое развитие конкурентного аграрного рынка – это проблема не только наращивания производства и продуктов его переработки, но и проблема рынка средств производства для всех отраслей продуктового подкомплекса. Острота и продолжительность решения всех проблем определяется, прежде всего, резко возрастающими ценами на энергоносители, технику, средства их производства.

Региональные особенности, возросшая интенсивность производства сельскохозяйственной продукции оказывают дополнительное воздействие на проблему, но дальнейшее развития аграрного рынка возможно лишь на основе интенсификации, прогрессивной аграрной реформы и социально-экономических преобразований АПК.

Отечественный АПК имеет специфические особенности, связанные с высокой степенью его регионализации. Однако российские сельхозтоваропроизводители уже имеют дело с конкурентами из различных стран, а потому должны знать и учитывать в этом состоянии конкурентные возможности контрагентов.

Выбранная конкурентная стратегия не является базовой в течение длительного времени, так как ситуация в региональной конкурентной среде постоянно меняется. Конкуренция в условиях интеграции и регионализации не только усложняется, но и убыстряется. В таких условиях успех субъекта рыночных отношений в процессе экономического соперничества во многом обусловливается его способностью использовать механизм функционирования региональной конкурентной среды в своей деятельности.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Богомолова И., Хохлов Е. Анализ формирования категории конкурентоспособность как фактора рыночного превосходства экономических объектов // Маркетинг в России и за рубежом. – 2005. – №1. –С. 113-119.
2. Зайцев О. Обеспечение экономической устойчивости предприятия / О.Н. Зайцев // Сб. Научные труды Вольного экономического общества России. – 2006. - Т.69. – С. 134-140.
3. Социально-экономические модели в современном мире и путь России. Под общ. ред. члена-корр. РАН К.И. Микульского. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003. – 757 с.