О категории «устойчивость торговой организации»

Бакальская Е.В., Дуванова Е.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-2 (117), Август 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Бакальская Е.В., Дуванова Е.А. О категории «устойчивость торговой организации» // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 8. – С. 161-165.

Аннотация:
Экономическая история всех развитых стран убедительно доказывает необходимость развития товарного обращения. Эта сфера позволяет решить главную задачу общественного производства – удовлетворение разносторонних потребностей людей. Торговля реализует произведенную потребительскую стоимость и связывает, таким образом, производство с потреблением. Следствием этого является способность сферы обращения существенным образом влиять на макроэкономические показатели страны в целом.

Ключевые слова: торговля, финансовая устойчивость, устойчивость торговой организации



Экономическая история всех развитых стран убедительно доказывает необходимость развития товарного обращения. Эта сфера позволяет решить главную задачу общественного производства – удовлетворение разносторонних потребностей людей. Торговля реализует произведенную потребительскую стоимость и связывает, таким образом, производство с потреблением. Следствием этого является способность сферы обращения существенным образом влиять на макроэкономические показатели страны в целом.

В нынешних условиях роль сферы обращения в реальном секторе экономики значительно возросла. В связи с этим изучение особенностей деятельности торговых организаций является объективно необходимой потребностью современной науки управления. Более того, эти исследования должны протекать в неотрывной связи с эволюционными изменениями внешней среды.

С точки зрения системного анализа предприятие рассматривается как организованная совокупность элементов и взаимосвязей, представляющее собой нечто более сложное, чем простая сумма элементов [2]. Торговая компания, функционирующая в условиях рынка, также является открытой системой, тесно взаимодействующей и зависимой от внешней среды. Эффективное развитие, таким образом, будет достигнуто с помощью непрерывного потока ресурсов между системой и окружением. Данное взаимодействие, проходящее через входы и выходы организации, пронизывает весь процесс деятельности фирмы.

В соответствии с теорией системного анализа любые сложные динамические системы характеризуются следующими группами свойств [3]:

‑ свойства, определяющие взаимодействие системы с внешней средой;

‑ свойства, обуславливающие внутреннее состояние системы;

‑ общесистемные, интегральные свойства, устанавливающие поведение системы.

В качестве последних свойств рассматриваются эффективность, самоорганизация, безопасность, управляемость, надежность и устойчивость предприятия.

Одно из первичных свойств любой системы – устойчивость. Вопросы устойчивости были рассмотрены еще Ньютоном при построении динамической модели Солнечной системы. Под устойчивостью какого-либо явления или процесса принято подразумевать неподверженность его колебаниям и изменениям; твердость, стойкость, надежность; постоянство, пребывание в одном состоянии; способность сохранять данное состояние, несмотря на действие различных сил [5].

Устойчивость организации как социально-экономической системы стала исследоваться в теории систем с 20-х годов ХХ века. Центральное место в такого рода системах занимает человек, поведение которого характеризуется большей непредсказуемостью, нежели в механистических системах. Поэтому, при изучении природы устойчивости необходимо учитывать данное отличие.

В связи с этим существует два основных подхода к пониманию категории «устойчивость». Применительно к организации она понимается как сохранение относительной целостности, структурированности и доходности, обеспечивающей воспроизводство рабочей силы при всех возможных изменениях среды [2].

С другой стороны, устойчивость организации – процесс ее постоянной изменчивости или нестабильности, способность системы сохранять свои параметры в определенной области значений, позволяющей ей поддерживать качественную определенность, в том числе и состава, связей и поведения [4].

Такая трактовка не отождествляется с равновесием, которое предполагает стабильность элементов, параметров и связей системы. Устойчивой будет та организация, внутренняя среда которой будет эволюционировать в соответствии с изменениями параметров внешней среды. Таким образом, устойчивость предприятия предполагает необходимость его развития, движущей силой которого являются внешние факторы.

В рыночных условиях хозяйствования деятельность любого предприятия зависит от факторов макро- и микроуровня. Изменение каждого из них влияет на определенные показатели деятельности предприятия. Так, например, изменение демографической ситуации в стране находит отражение в кадровом составе организации, политический фактор – степень свободы предпринимательской деятельности, технический – уровень издержек и технического оснащения и т.д.

Таким образом, выявление параметров и критериев устойчивости предприятия должно проходить в неразрывной связи с изучением эволюционных процессов внешней среды.

Торговля является развитой формой товарного обращения, которая в свою очередь, является элементом рынка. Специфика этой сферы заключается в четко выраженном рыночном характере. Поэтому, определяя природу устойчивости торгового предприятия, необходимо ориентироваться на рыночные эволюционные процессы. Торговое предприятие функционирует в пределах одного или нескольких целевых рынков. Используя индуктивный метод научного познания, перейдем к изучению изменения в рамках одного целевого рынка.

Под эволюцией целевого рынка понимают совокупность стадий жизненного цикла целевого рынка, к которым, как правило, относят:

‑ первый этап (зарождение) характеризуется наименьшим объемом продаж в абсолютной величине, так как продукт еще не апробирован большинством потребителей. Однако наблюдается положительная динамика роста целевого рынка;

‑ второй этап (развитие) – товар начинает получать большее распространение вследствие перехода покупателей с предшествующих рынков. Результатом этого становится интенсивный рост объема продаж и темпов роста целевого рынка;

‑ третий этап (зрелость) – все потенциальные покупатели уже пользуются предложением данного рынка, объем продаж максимальный, но темпы роста отсутствуют;

‑ четвертый этап (спад) – наблюдается уход потребителей с данного рынка, которые начинают использовать новые предложения товаров и услуг взамен используемых ранее.

Поэтому торговое предприятие будет устойчивым, если его внутренняя среда будет эволюционировать в соответствии с изменениями темпов роста целевого рынка и его объема предложения. Таким образом, главным критерием устойчивости торговой организации является соответствие показателей ее деятельности (объем товарооборота, темпы роста товарооборота) стадиям жизненного цикла целевого рынка (рис.1).

На рис. 1 отображены различные состояния торговых предприятий относительно кривой жизненного цикла целевого рынка. Если показатели деятельности торговой фирмы находятся в области значений ниже кривой 1, то состояние такой компании будет неустойчивым, если наоборот – устойчивым.

Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что организация должна своевременно реагировать на изменения внешней среды с целью сохранения устойчивого положения на протяжении длительного периода времени


Источники:

1. Алексеев Н. Эволюция систем и организационное проектирование. // Проблемы теории и практики управления. – 1998. ‑ №4. – с. 34-47.

2. Гусаров Ю.В. Управление: динамика неравновесности. – М.: Экономика, 2003. – 382 с.

3. Острейковский В.А. Анализ устойчивости и управляемости динамических систем методами теории катастроф. – М.: Высшая школа, 2005. – 326 с.

4. Иванова Т.Ю. Методология организационных изменений: синергетический подход. – Ульяновск: УлГУ, 2006. – 196 с.

5. Философский энциклопедический словарь. - М.: Инфра-М, 1999.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:28:00