Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»8 / 2008

Стратегическое управление инновационной активностью на промышленных предприятиях

Миронова Валентина Сергеевна, Докторант кафедры «Экономика пред-приятия» Уральского государственного экономического университета, кандидат зкономических наук, доцент кафедры «Экономика и маркетинг» Курганского государственного университета, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 45

Аннотация:
Стратегическое управление инновационной деятельностью на предприятии будет эффективным только в том случае, если оно будет приспосабливаться к динамично меняющейся экономической ситуации. Это возможно при наличии инновационного рычага, который представляет собой специальный экономический механизм, построенный на системном взаимодействии факторов инновационной активности и преобразующий относительно небольшие затраты в инновационную деятельность в значительно больший прирост прибыли предприятия.
Цитировать публикацию:
Миронова В.С. Стратегическое управление инновационной активностью на промышленных предприятиях // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 8. – С. 18-22.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Стратегическое управление инновационной деятельностью на предприятии будет эффективным только в том случае, если оно будет приспосабливаться к динамично меняющейся экономической ситуации. Это возможно при наличии инновационного рычага, который представляет собой специальный экономический механизм, построенный на системном взаимодействии факторов инновационной активности и преобразующий относительно небольшие затраты в инновационную деятельность в значительно больший прирост прибыли предприятия.

Эффект инновационного рычага количественно может быть измерен с помощью специального интегрального показателя, классифицируемого как индекс инновационной активности, используемого при оценке эффективности организации управления инновационным процессом в промышленном секторе экономики [3].

Принимая во внимание принципы, заложенные в данной методике расчета, нами разработан новый методологический подход для стратегического управления инновационной активностью на промышленных предприятиях с использованием в качестве критерия оптимальности максимального интегрального индекса инновационной активности.

Применительно к отдельному предприятию необходима адаптация существующей методики в целом путем корректировки всех параметров, которые обобщаются в интегральном индексе инновационной активности. Рассмотрев инновационный рычаг применительно к видам инновационной деятельности исследованных нами предприятий, а также опираясь на результаты анализа инновационной деятельности и выделенные в ходе анализа факторы их инновационной активности, мы пришли к выводу, что в расчете интегрального индекса инновационной активности целесообразно учитывать следующие параметры:

1) коэффициент, характеризующий темпы роста инновационной продукции;

2) удельный вес инновационной продукции в общем объеме выпуска;

3) долю инноваций в объеме отгруженной продукции;

4) удельный вес затрат на выполнение прикладных исследований, опытно-конструкторских работ, техническую и технологическую подготовку производства в составе производственных затрат;

5) удельный вес затрат на приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями, новых технологий, программных средств в чистой прибыли предприятия;

6) удельный вес затрат на проведение маркетинговых исследований потребностей предприятий-покупателей новшеств и инноваций в себестоимости инновационной продукции;

7) долю собственных средств предприятия в затратах на инновации;

8) долю численности работников исследовательских, проектно-конструкторских и технологических подразделений в общей численности персонала предприятия.

Для выбора оптимального варианта инновационной стратегии предприятия, по нашему мнению, необходимо:

во-первых, сгруппировать промышленные предприятия по факторам инновационной активности;

во-вторых, сформировать массив вариантов инновационных стратегий;

в-третьих, разработать методику расчета критерия оптимальности;

в-четвертых, по каждому варианту инновационных стратегий дать количественную оценку интегрального индекса инновационной активности с учетом весовых коэффициентов и вероятности достижения параметров, входящих в него;

в-пятых, ранжировать полученные результаты оценки интегрального индекса инновационной активности в порядке убывания номинальных значений.

в-шестых, выбрать в качестве критерия оптимальности инновационной стратегии максимальный интегральный индекс инновационной активности.

Для разработки классификации промышленных предприятий Курганской области по их инновационной активности нами были использованы результаты анализа инновационной деятельности исследованных организаций, которые позволили установить основные факторы, обуславливающие оценку их инновационной активности. А именно:

‑ вид инновационной деятельности;

‑ уровень новизны инновационной продукции;

‑ удельный вес инновационной продукции в общем объеме выпуска;

‑ состояние инновационного потенциала;

‑ состояние инновационного климата предприятия.

Данные факторы являются основой для выделения классификационных признаков и группировки предприятий области.

Массив вариантов стратегий инновационной деятельности равен декартовому произведению количества вариантов в каждой классификационной группе.

Выбор максимального интегрального индекса инновационной активности в качестве критерия оптимальности инновационной стратегии предприятий обусловлен

а) системным взаимодействием инновационнообразующих факторов;

б) преобразованием относительно небольших затрат, выделяемых в инновационной сфере, в значительно больший прирост прибыли для предприятия.

Интегральный индекс инновационной активности мы предлагаем рассчитывать с учетом вероятности достижения требуемых параметров. Для этого необходимо просуммировать произведения индивидуальных индексов инновационной активности по всем параметрам с учетом весовых коэффициентов и коэффициентов вероятности их достижения.

Весовые коэффициенты по выбранным параметрам рассчитывались методом экспертных оценок на 20-ти промышленных предприятиях Курганской области, занимающихся инновационной деятельностью. Вероятность достижения параметров, входящих в интегральный индекс инновационной активности, определялась на основе прогнозных оценок в нескольких вариантах, начиная от низкой вероятности и заканчивая высокой. Это позволило дифференцировать процедуру выбора оптимальной инновационной стратегии с учетом оценки вероятности достижения каждого параметра.

Так, например, наиболее вероятными деловыми стратегиями инновационной деятельности ОАО «АК «Корвет» могут быть:

‑ традиционная инновационная стратегия повышения качества продукции и процессов;

‑ стратегия дифференциации продукции и процессов;

‑ наступательная стратегия ориентации на новые рынки с новой продукцией.

Максимальный интегральный индекс инновационной активности составил 0,2673, который соответствует наступательной стратегии данной организации в отношении новых рынков, с выводом на них новой продукции. Кроме того, данный индекс показывает, что эта стратегия является оптимальной для ОАО «АК «Корвет».

Таким образом, при выборе оптимального варианта инновационной стратегии этому акционерному обществу следует использовать в качестве критерия оптимальности, оценивающего его инновационную деятельность, максимальное значение интегрального индекса инновационной активности предприятия, скорректированного на величину оценки вероятности достижения входящих в него параметров.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Ансофф И. Стратегическое управление /Под ред. Л.И. Евенко: Пер. с англ. 2-е изд.-М.: Экономика, 1993.-519 с.

2. Дубровский В.Ж., Чайкин Б.И. Экономика и управление предприятием (фирмой): Учебник.- 3-е изд., перераб. и доп.-Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2003.-351 с.

3. Шеко П. Инновационный хозяйственный механизм //Проблемы теории и практики управления, 1999. - № 2.-с.71-76.