Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»7 / 2008

Показатели эффективности системы стратегического управления кинематографией

Голутва Александр Алексеевич, Кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой продюсерства ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения», Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 29

Аннотация:
Для достижения высоких темпов социально-экономического развития кинематографического комплекса страны необходимо обеспечить эффективное функционирование системы стратегического управления кинематографией на федеральном уровне власти. Важной методологической проблемой здесь является определение индикаторов эффективности текущей и перспективной деятельности системы управления отраслью, позволяющих объективно оценить динамику развития ее структурных составляющих, отдельных хозяйствующих субъектов и кинематографии в целом.
Цитировать публикацию:
Голутва А.А. Показатели эффективности системы стратегического управления кинематографией // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 7. – С. 139-143.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Для достижения высоких темпов социально-экономического развития кинематографического комплекса страны необходимо обеспечить эффективное функционирование системы стратегического управления кинематографией на федеральном уровне власти. Важной методологической проблемой здесь является определение индикаторов эффективности текущей и перспективной деятельности системы управления отраслью, позволяющих объективно оценить динамику развития ее структурных составляющих, отдельных хозяйствующих субъектов и кинематографии в целом.

Оценка эффективности функционирования системы управления кинематографией предполагает сопоставление результатов и затраченных ресурсов (входа и выхода управляемой подсистемы). Управленческие решения, направленные на рационализацию процесса перспективного развития кинематографического комплекса, должны иметь необходимое ресурсное обеспечение.

Это позволит создать условия, требующиеся для устойчивого роста основных показателей, характеризующих результативность деятельности организационно-правовых структур кинематографии в стратегическом периоде времени. Причем необходимо принимать во внимание то, насколько имеющиеся в ее распоряжении материальные, трудовые, финансовые и информационные ресурсы позволяют достигать тех целевых ориентиров, которые определены программой социально-экономического развития отрасли.

По нашему мнению, основными количественными показателями, характеризующими результативность управленческих решений, обеспечивающих формирование благоприятных условий устойчивого экономического роста организационно-правовых структур кинематографического комплекса в стратегическом плане, являются динамика спроса на услуги кинозрелищных предприятий (количество билетов, приобретенных зрителями кинотеатров), а также расходы потребителей на кинозрелищные услуги (валовые сборы кинотеатров Российской Федерации).

Отметим, что мониторинг указанных параметров целесообразно осуществлять как по всей кинопродукции, демонстрируемой в кинотеатрах России, так и отдельно по отечественным кинофильмам, в том числе по тем из них, которые произведены на основе использования средств федерального бюджета. Это связано с тем, что общая динамика валовых сборов кинотеатров не отражает эффективности развития такой важной структурной составляющей кинематографии, как кинопроизводство.

Кроме того, важным количественным показателем, характеризующим эффективность функционирования системы стратегического управления кинематографическим комплексом Российской Федерации, является изменение доли отрасли в валовом внутреннем продукте страны. Данный индикатор позволяет:

‑ сопоставить основные социально-экономические параметры кинематографии и всего народного хозяйства в целом;

‑ определить сравнительную динамику развития организационно-правовых структур, осуществляющих производство, прокат кинопродукции, оказание гражданам кинозрелищных услуг, а также хозяйствующих субъектов других подсистем экономики.

Рост вклада рассматриваемой отрасли в ВВП будет свидетельствовать о том, что существующая в настоящее время система управления кинематографией в процессе решения текущих и перспективных задач обеспечения эффективного взаимодействия элементов управляемой подсистемы на основе реализации комплекса мер, финансово-экономической, организационной, нормативно-правовой направленности, рационального потребления имеющихся ресурсов в полной мере использует:

а) благоприятные условия, сформировавшиеся во внешней среде;

б) накопленный потенциал кинематографического комплекса.

В то же время необходимо учитывать, что хозяйствующие субъекты кинематографии оказывают существенное влияние на динамику социальных показателей развития страны. Поэтому для оценки эффективности государственной политики в рассматриваемой отрасли национальной экономики необходимо использовать также индикаторы, позволяющие оценить изменение социальной значимости кинематографического комплекса. В качестве таких индикаторов целесообразно рассматривать:

1) степень влияния кинопродукции на социальные процессы в обществе;

2) долю зрителей позитивно оценивающих динамику развития кинематографии в России;

3) уровень признания отечественной кинопродукции за рубежом (количество наград отечественных кинофильмов на зарубежных кинофестивалях).

Кроме того, важным индикатором, характеризующим социальную значимость произведения киноискусства, его влияние не общественные процессы является количество публикаций о нем в отечественной и зарубежной прессе, сети Интернет. Данный индикатор может быть использован для оценки социально-культурной значимости как отечественных кинофильмов (с учетом публикаций в иностранной прессе), так и зарубежной кинопродукции, демонстрируемой в кинотеатрах Российской Федерации (следует учитывать лишь число публикаций на русском языке).

Представляется, что в стратегическом плане существует опосредованная взаимосвязь между социальными и экономическими показателями развития народнохозяйственного комплекса, что позволяет косвенно оценивать влияние социальных факторов на экономические индикаторы развития страны. Так, увеличение социально-культурного уровня трудовых ресурсов будет способствовать:

‑ росту производительности труда;

‑ сокращению потерь рабочего времени вследствие неэффективного использования активной части основных производственных фондов;

‑ формированию благоприятных предпосылок устойчивого развития национальной экономики Российской Федерации в долгосрочной перспективе на основе максимального использования ее трудового потенциала.

По мнению автора, в процессе формирования рационального механизма управления, обеспечивающего повышение экономических и социальных результатов предприятий кинематографии в современных экономических условиях, необходимо обеспечить рациональное использование средств бюджетов всех уровней и хозяйствующих субъектов, что будет способствовать росту эффективности инвестиционных проектов.

В настоящее время продолжается формирование основных принципов частно-государственного партнерства в различных отраслях народнохозяйственного комплекса, опыт которого целесообразно использовать и в кинематографии. Цель ‑ увеличение объемов инвестиций при условии минимизации рисков организационно-правовых структур, инвестирующих собственные средства в реализацию перспективных инвестиционных проектов в рассматриваемой подсистеме национальной экономики.

В процессе частно-государственного партнерства федеральные органы исполнительной власти должны решить следующие основные задачи:

‑ сформировать комплекс нормативно-правовых актов, обеспечивающих снижение рискованности инвестиций, гарантирующие определенную норму доходности на вложенный капитал;

‑ создать коммунальную, транспортную, финансовую,  институциональную инфраструктуру, инфраструктуру подготовки кадров. Это необходимо для рационализации инвестиционного процесса в кинематографическом комплексе;

‑ сформировать условия для реализации перспективных инновационных проектов в различных структурных составляющих кинематографии.

При этом возможности государства по поддержке инноваций будут определяться спецификой функционирования хозяйствующих субъектов определенной подотрасли кинематографического комплекса.

Таким образом, использование индикаторов, позволяющих оценивать как экономические, так и социальные параметры развития кинематографии будет способствовать объективации оценки управляющих воздействий, направленных на создание благоприятных условий функционирования хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство и прокат кинопродукции.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Государственное регулирование социальной сферы / Под ред. Л.П.Куракова, М.П.Владимировой. – М.: Гелиос АРВ, 2000.

2. Евменов А.Д., Смирнов А.Ю. Рационализация механизма управления сферой культуры. Монография. – СПб.: ООО «Издательство «Диалог», 2006.

3. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок/ Пер. с англ. под ред. В.Б.Колчанова. – СПб.: Питер, 2004.