Производство и закупка сельхозпродуктов в Южном федеральном округе в рамках формирования торговой сети потребкооперации России

Лукьянов В.И.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7-2 (115), Июль 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Лукьянов В.И. Производство и закупка сельхозпродуктов в Южном федеральном округе в рамках формирования торговой сети потребкооперации России // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 7. – С. 98-103.

Аннотация:
В Концепции развития потребительской кооперации России до 2015 года предлагается создание единой торговой сети. С ее созданием наряду с улучшением качества обслуживания населения за счёт централизации товароснабжения в рамках единой логистической системы повысится социально-экономическая эффективность торговых предприятий.

Ключевые слова: торговля, потребительская кооперация, торговые предприятия, Южный федеральный округ



В Концепции развития потребительской кооперации России до 2015 года предлагается создание единой торговой сети. С ее созданием наряду с улучшением качества обслуживания населения за счёт централизации товароснабжения в рамках единой логистической системы повысится социально-экономическая эффективность торговых предприятий.

С целью определения средних объёмов и сформировавшейся структуры производства за определённый период в регионах для исследования выбрана сельхозпродукция, традиционно закупаемая потребкооперацией: мясомолочная, овощная, и фруктово-ягодная. В качестве базовых критериев для оценки и выявления субъектов РФ со стабильно высокими результатами в производстве приняты средний объём производства и потребления продукции на душу населения в регионе, а также средняя величина производства продукции по России за определённый период.

Объёмы производства и среднего потребления сельхозпродукции на душу населения рассчитывались по каждому региону за 17-летний период (1990-2006 гг.). Средние их значения за эти годы дают показательную оценку при выборе субъектов РФ, имеющих стабильно высокие объёмы производства. Полученные значения выше средних по России за длительный период дают основание констатировать о сложившейся в связи с природно-климатическими и хозяйственными условиями направленности производства определённых видов сельхозпродукции.

Положительная разница между объёмом производства и потреблением сельхозпродукции на душу населения (из расчёта средних значений за исследуемый период) свидетельствует о наличии в регионе потенциальной возможности для увеличения закупок сельхозпродукции организациями потребительской кооперации (табл.1 и 2).

Таблица 1. Средние значения производства и потребления сельхозпродукции (поголовья скота и птицы, молока и яиц) в регионах Южного федерального округа за 1990-2006 гг.

Поголовье скота и птицы (в убойном весе), кг на душу населения
Производство молока,
кг на душу населения
Производство яиц,
штук на душу населения
Регионы, имеющие поголовье
скота и птицы
(в убойном весе) выше среднего по России (среднее по России: 38,45)
Среднее
потребление на душу
населения региона
Регионы, имеющие производство молока выше среднего по России (среднее по России: 239,1)
Среднее
потребление
на душу
населения региона
Регионы, имеющие производство яиц
выше среднего по
России (среднее по
России: 263)
Среднее
потребление
на душу
населения региона
Республики –
Адыгея – 45,6
Калмыкия – 89,8
Карачаево-Черкесская – 56,6
Края –
Краснодарский – 68,2
Ставропольский – 62,2
Области –
Ростовская– 53,7

39,8
80,8
47,0
55,6
52,4
51,2
Республики –
Кабардино-Балкарская – 314,4
Карачаево-Черкесская–349,0
Края –
Краснодарский –301,2

285,4
323,3
226,2
Края –
Ставропольский –
340
Области –
Ростовская – 276

279
253

Составлено по: [6, с. 58-59, 194-197, 590-597]

Таблица 2. Средние значения производства и потребления сельхозпродукции (картофеля, овощей, плодов и ягод) в регионах Южного федерального округа за 1990-2006 гг.

Производство картофеля, кг на душу населения
Производство овощей, кг
на душу населения
Производство плодов и ягод,
кг на душу населения
Регионы, имеющие производство картофеля выше среднего по России (сред- нее по России:
257,8
Среднее
потребление на душу
населения региона
Регионы, имеющие производство овощей выше среднего по России (среднее
по России: 109,5)
Среднее
потребление
на душу
населения региона
Регионы, имеющие производство плодов и ягод выше
среднего по России
(среднее по России:
20,7)
Среднее
потребление
на душу
населения региона
Республики –
Карачаево-Черкесская – 396,0

148,8
Республики –
Адыгея – 133,4; Дагестан– 204,6
Кабардино-Балкарская – 255,4
Карачаево-Черкесская – 122,6
Области –
Астраханская– 266,6
Волгоградская–132,2
Ростовская –121,2

117,3
138,0
115,2
92,5
134,4
128,6
96,6
Республики –
Адыгея -33,9
Дагестан – 36,8
Кабардино-Балкарская – 126,3
Карачаево-Черкесская – 38,5
Края –
Краснодарский – 57,2
Области –
Волгоградская–76,8
Нет
данных
по Росстату [5]

Составлено по: [6,с.58-59, 198-201,564-573]

Лидирующие позиции по превышению производства сельхозпродуктов по отношению к потреблению на душу населения (из расчёта коэффициента превышения Кпрев = производство/потребление) занимали следующие регионы:

‑ по поголовью скота и птицы (в убойном весе) – Краснодарский край (1,22); Карачаево-Черкесская Республика (1,20);

‑ по производству молока – Краснодарский край (1,33), Кабардино-Балкарская Республика (1,10);

‑ по валовому сбору овощей – Кабардино-Балкарская Республика (2,21); Астраханская область (1,98); Республика Дагестан (1,48).

Лидером по производству яиц за исследуемый период (по коэффициенту превышения) являлся Ставропольский край (1,21).

По производству картофеля в Южном федеральном округе единственный регион – Карачаево-Черкесская Республика, имела среднее значение объёма производства за 1990-2006 годы выше среднероссийского.

Особое место по производству плодов и ягод на душу населения в Южном федеральном округе занимает Кабардино-Балкарская Республика, которая в шесть раз превышает среднероссийский уровень.

Для решения стоящих перед потребительской кооперацией задач целесообразно в регионах со сложившейся направленностью производства определённых видов сельхозпродуктов выявить потребсоюзы, которые стабильно ведут закупочную деятельность.

Расчёты показывают (табл. 3), что стабильно ведут закупки по мясопродуктам 30% потребсоюзов от общего их числа, по молокопродуктам – 23%, по картофелю – 7%, по овощам – 23%, по плодам и ягодам – 15% и по закупкам яиц – 7%.

Таблица 3. Средние объёмы закупок сельхозпродукции (мясопродуктов, молокопродуктов, яиц, картофеля, овощей, плодов и ягод) организациями потребительской кооперации России за 2002 – 2006 гг.

Средние объёмы закупок сельхозпродуктов, кг на душу населения (яиц – штук на душу населения)
Мясопродуктов
Молокопродуктов
Яиц
Картофеля
Овощей
Плодов и ягод
Средние по
Центросоюзу РФ – 3,00
Средние по
Центросоюзу
РФ – 5,68
Средние по
Центросоюзу
РФ – 11,52
Средние по
Центросоюзу
РФ – 3,54
Средние по
Центросоюзу
РФ – 2,93
Средние по
Центросоюзу
РФ – 1,39
1
2
3
4
5
6
Потребсоюзы, имеющие средние объёмы закупок сельхозпродуктов, выше средних по Центросоюзу РФ
Астраханский –
4,80
Астраханский – 8,82
Кабардино-Балкарский –
15,96
Карачаево-Черкесский –
7,46
Астраханский – 5,70
Кабардино-Балкарский – 7,14
Волгоградский – 6,18
Кабардино-Балкарский –
14,58


Кабардино-Балкарский
– 9,78
Северо-Осетинский – 1,56
Кабардино-Балкарский – 4,78
Карачаево-Черкесский – 14,08


Ростовский – 3,37

Ростовский – 3,70





Составлено по: [2,с.56-93; 3,с.100-108; 4,с.34-55; 5,с.170-190]

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что регионы, имеющие вполне определённую направленность на производство той или иной сельхозпродукции (табл. 1 и 2), могут быть централизованными поставщиками данной продукции в рамках единой торговой сети потребительской кооперации. Для осуществления ее поставок необходимо в торговой сети предусмотреть специализированные оптово-распределительные базы и сетевые магазины.


Источники:

1. Белькевич Л. Объединять усилия и ресурсы. // Деловой вестник Российской кооперации. – 2007. ‑ №12 (84). – 78 с.

2. Основные показатели социально-экономической деятельности потребительской кооперации России за январь-декабрь 2006 года. – М.: Центросоюз, 2007. – 104 с.

3. Основные показатели социально-экономической деятельности потребительской кооперации России за 2005 год. – М.: Центросоюз, 2006. – 166 с.

4. Основные показатели социально-экономической деятельности потребительской кооперации России за 2004 год. – М.: Центросоюз, 2005.– 130 с.

5. Социально-экономическое положение потребительской кооперации Российской Федерации. – М.: Центросоюз, 2003. – 259 с.

6. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2007: Стат. сб. – М.: Росстат, 2007. – 991 с.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:19:49