Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»7 / 2008

Построение инновационной экономики на базе «концепции национальных инновационных систем»

Галкин Дмитрий Николаевич, Аспирант факультета Мировой экономики Государственного университета Высшая школа экономики (ГУ ВШЭ), Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 27

Аннотация:
В современных условиях глобализации и высокой степени конкуренции на международных и национальных рынках инновационная деятельность приобрела статус важнейшего преимущества и стала основой для обеспечения устойчивого экономического роста. Использование знаний и новых технологий в качестве ключевого источника развития привело к осознанному процессу построения так называемой инновационной экономики.
Цитировать публикацию:
Галкин Д.Н. Построение инновационной экономики на базе «концепции национальных инновационных систем» // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 7. – С. 56-59.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


В современных условиях глобализации и высокой степени конкуренции на международных и национальных рынках инновационная деятельность приобрела статус важнейшего преимущества и стала основой для обеспечения устойчивого экономического роста. Использование знаний и новых технологий в качестве ключевого источника развития привело к осознанному процессу построения так называемой инновационной экономики [1].

В настоящее время политика многих стран нацелена на развитие инновационной инфраструктуры. Она обеспечивает возможность осуществления и активизацию инновационной деятельности и, как следствие, построение эффективной инновационной экономики.

Осознание важности инновационной инфраструктуры явилось импульсом к активному научному исследованию инновационных структур в разных странах мира с целью создания общей модели, которая позволила бы получить необходимую информацию для формирования наиболее эффективной структуры. Общую и универсальную модель построить не удалось по объективным причинам существенного различия экономик разных стран мира [2]. Но наиболее обсуждаемой системой взглядов на инновационную инфраструктуру и ее элементы в научных кругах является «Концепция национальных инновационных систем» (КнИС), предложенная группой ученых в составе К. Фримена [3], Б. Лундвалла [4] и Р. Нельсона [5].

КнИС устанавливает, что инновационная инфраструктура является комплексной системой экономических, социальных, политических и организационных институциональных структур, активно взаимодействующих между собой, наличие которых обязательно для поддержания и развития инновационной деятельности [6]. Авторами было показано, что системный подход позволяет учесть недоступные до этого структуры, влияющие на инновационную активность.

Концепция, предложенная вышеперечисленными авторами, развивается и дополняется многими зарубежными [7] и отечественными исследователями [8] и по настоящий день. Обобщая научные исследования КнИС и практику ее применения в течение последних лет, можно вывести, что для построения эффективной инновационной инфраструктуры в отдельно взятой стране необходимо:

1. Рассматривать инновационную инфраструктуру страны только как систему, которая должна состоять из основных элементов предложенных КнИС. Инновационная инфраструктура, состоящая из основных элементов, предложенных КнИС, называется национальной инновационной системой (НИС);

2. Взаимосвязано и активно развивать все элементы НИС;

3. Развивать или создавать дополнительные структуры НИС с целью интеграции в систему всех экономических и социальных особенностей страны;

4. Активно развивать базовые элементы экономики, такие как дороги, транспорт, телекоммуникации, электроэнергетика и т.д., которые также входят в НИС;

5. Сформировать НИС таким образом, чтобы инновационная инфраструктура выполняла основные функции, предложенные КнИС [9]:

‑ Создание и сохранение нового знания;

‑ Стимулирование обмена знаниями и информацией;

‑ Развитие научного потенциала человека и его мобильности;

‑ Поддержка предпринимательства, основанного на инновациях;

‑ Финансирование НИОКР и инноваций;

‑ Организация трансфера инноваций от изобретателя до потребителя;

‑ Формулирование инновационной политики;

‑ Создание спроса и новых рынков.

Согласно КнИС национальная инновационная система состоит из следующих основных элементов:

1. «Экономика, общество, общественные блага»: экономика, культура, религия, традиции, семья, здоровье, медицина, экология, жизненное пространство, пища, отдых.

2. «Образование»: система образования, колледжи, институты, университеты, уровень образования и подготовки к профессиональной деятельности, специальности.

3. «Инноваторы»: научно-исследовательские и конструкторские организации, научные центры корпораций, лаборатории и институты, независимые ученые.

4. «Производители»: малые и средние наукоемкие фирмы, инновационные отрасли экономики, транснациональные корпорации (ТНК), экспортеры, промышленные кластеры.

5. «Потребители»: частные пользователи, государство, национальные и международные производители товаров и услуг, продавцы технологий, частные заказчики, ТНК.

6. «Импортеры-экспортеры инноваций»: международные частные и государственные партнерства, импортеры и экспортеры товаров и услуг, ТНК, агентства по поиску научного и технического персонала, инвестиционные проекты, импортеры инноваций.

7. «Защитники интеллектуальной собственности»: патентные агентства, экспертные сообщества, национальное и международное законодательство в области защиты НИОКР.

8. «Фонды»: государственные и частные, благотворительные и венчурные фонды; гранты, фондовый рынок, инвестиционные банки, частные инвесторы, ТНК.

9. «Катализаторы»: механизмы активизации инновационной деятельности. Например: уменьшение налогов, предоставление специальных режимов, меры по защите прав интеллектуальной собственности.

10. «Государство»: инновационная политика, ведомства, разрабатывающие научно-техническую политику, финансирующие организации и инвестиционные инструменты, регулирующие органы и механизмы поддержки инноваций.

11. «Механизмы взаимодействия и посредники»: структуры передачи потоков технологий и информации между людьми, предприятиями, институтами и другими элементами НИС. Например, центры коммерциализации, научные сети и ассоциации, конференции, инновационные инкубаторы, частно-государственные партнерства, совместные научно-исследовательские комплексы, маркетинговые, рекрутинговые и консалтинговые организации.

Важно отметить, что КнИС не определяет полный список элементов инновационной инфраструктуры, необходимый для построения эффективной инновационной экономики, а является системой научных взглядов на формирование и развитие инновационной инфраструктуры.

Основные элементы НИС и их взаимодействие в графическом виде представлены на рис. 1.

В настоящее время КнИС используют несколько наднациональных организаций, таких как ОЭСР, Европейский Союз, ЮНКТАД, Всемирный банк и МВФ [10]. Они адаптировали концепцию и применяют ее как неотъемлемую часть для анализа экономического состояния стран и выработки инновационной политики. КнИС также широко применяется в Скандинавии и Западной Европе для анализа инновационной деятельности в стране и разработки инновационной политики [11].

Примером успешного применения КнИС для формирования инновационной инфраструктуры является Финляндия. Она стала первой страной, где КнИС официально была принята в качестве научной концепции, на основе которой разрабатывается инновационная политика страны. В Швеции учрежден специальный государственный орган управления инновационной системы, в основе работы которого лежит КнИС [12].

Концепция может стать эффективным инструментом для формирования инновационной политики и инфраструктуры в России. Применение КнИС в совокупности с актуальным опытом зарубежных стран позволит с помощью современного подхода понять основные проблемы инновационной инфраструктуры. С помощью данной концепции можно сформировать адекватную современным условиям политику, нацеленную на создание необходимых элементов инновационной инфраструктуры. То есть появляется реальная  возможность построения конкурентоспособной инновационной экономики, соответствующей стандартам формирующейся глобальной экономической системы.

 


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Инновационная экономика. / Под ред. А.А. Дынкина – М.: Наука, 2004.

2. Balzat M., Hanusch H. Recent trends in the research on national innovation systems. // Evolutionary Economics. – 2004. – №14.

3. Freeman C. Technology Policy and Economic Performance. – L.: Pinter Publishers, 1987.

4. Lundvall B. National Systems of Innovation: Towards a Theory of Innovation and Interactive Learning. – L., 1992.

5. Nelson R. National Innovation Systems: A Comparative Analysis – NY: Oxford University Press, 1993.

6. Managing National Systems of Innovation./ Ed. by E. Ormala – Paris: OECD, 1999.

7. Groenewegen J., Steen M. The Evolution of National Innovation Systems. // Journal of Economic Issues. – 2007. – №6.

8. Национальные инновационные системы в России и ЕС. / Под ред. В.В.Иванова, Н.И.Ивановой и др. – М.: ЦИПРАН РАН, 2006.

9. Hekkert M. Functions of innovation systems: A new approach for analyzing technological change. // Technological Forecasting & Social Change. – 2006. – №12.

10. Goel V., Koryukin E. Innovation Systems. – Washington, D.C.: World Bank, 2005.

11. Governance of Innovation Systems: Synthesis report. / Ed. by S. Remoe. – Paris: OECD, 2005.

12. Governance of Innovation Systems: Case Studies in Innovation Policy. / Ed. by S. Remoe. – Paris: OECD, 2005.