Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»7 / 2008

Перспективы развития институтов рыночной экономики в Республике Абхазия

Озган Кристина Константиновна, Соискатель кафедры «Проблем рынка и хозяйственного механизма» Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Академия народного хозяйства при правительстве РФ», Министр экономики Республики Абхазия, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 26

Аннотация:
В процессе преобразований экономики республики Абхазия постепенно проявляются основные признаки новой экономической системы. Основными направлениями переустройств являются формирование эффективной рыночной среды и преобразование структуры народного хозяйства. Причем первоочередным является создание основ рыночной системы, которая характеризуется наличием развитых институтов, обеспечивающих ее нормальное функционирование как базы новой абхазской экономики.
Цитировать публикацию:
Озган К.К. Перспективы развития институтов рыночной экономики в Республике Абхазия // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 7. – С. 38-42.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


В процессе преобразований экономики республики Абхазия постепенно проявляются основные признаки новой экономической системы. Основными направлениями переустройств являются формирование эффективной рыночной среды и преобразование структуры народного хозяйства. Причем первоочередным является создание основ рыночной системы, которая характеризуется наличием развитых институтов, обеспечивающих ее нормальное функционирование как базы новой абхазской экономики.

На первом этапе преобразований в Республике Абхазия (РА) были созданы институциональные основы рыночной экономики и тем самым сделан важный шаг в формировании новой экономической системы Абхазии. Среди мер, предпринятых на данном этапе в этом отношении, выделим:

‑ либерализацию цен торговли;

‑ малую приватизацию;

‑ формирование налоговой системы;

‑ формирование двухуровневой банковской системы;

‑ принятие базовых законов и кодексов, регулирующих поведение хозяйствующих субъектов.

Это создало благоприятные условия для роста основных макроэкономических показателей. Однако для достижения устойчивого роста экономики, благосостояния населения республики необходимы серьезные структурные и институциональные преобразования. При этом одним из важнейших элементов рыночной системы является финансовая инфраструктура и система финансового посредничества.

Важнейшим условием развития экономики является доступность долгосрочных инвестиционных и кредитных ресурсов. Но в настоящее время финансовая система Абхазии пока не способна удовлетворять потребности экономики в долгосрочных ресурсах. Эту проблему можно решить через развитие банковского сектора и рынка долговых ценных бумаг, а также за счет создания благоприятных условий для деятельности институциональных инвесторов (в частности страховых компаний), лизинга и т.д.

Существующие проблемы институционального и инфраструктурного характера в банковском секторе серьезно ограничивают возможности по реализации имеющегося потенциала экономического роста национальной экономики и диктуют необходимость его активного реформирования. 

Приоритетными направлениями дальнейших реформ выступают:

‑ обеспечение надлежащей правовой базы работы кредитных организаций;

‑ увеличение капитализации национальных кредитных организаций;

‑ совершенствование инфраструктуры национального рынка банковских услуг;

‑ оптимизация системы банковского надзора;

‑ определение путей повышения качества и эффективности работы кредитных организаций.

Существенную роль в процессе формирования долгосрочных ресурсов должно сыграть развитие страховых компаний. Для Абхазии, осуществляющей рыночные преобразования, проблема создания эффективной системы страхования стоит особенно остро. Однако пока в стране не удалось создать действенную систему страхования, соответствующую современным требованиям и международным стандартам. Окончательно не сформирована законодательная база.

К основным макроэкономическим проблемам формирования страхового рынка в республике в первую очередь можно отнести и недостаточное внимание со стороны органов законодательной и исполнительной власти к вопросам развития страхового рынка. Не реализуются в должной степени возможности страховых организаций как инвестиционных институтов, что является следствием слабого развития страхового рынка.

Учитывая сельскохозяйственную специализацию республики, важное значение имеет использование страхования в целях развития агропромышленного производства, которое может сыграть положительную роль в обеспечении непрерывности и устойчивости развития аграрного производства.

Для того, чтобы страховой сектор абхазской экономики получил должное развитие, необходимо на общегосударственном уровне разработать и реализовать научно обоснованную концепцию развития страхования в РА.

Переход экономики республики к рыночным отношениям требует серьезной перестройки всей работы по макроэкономическому прогнозированию и регулированию.

Проблем связанных с переходом на использование системы национальных счетов (СНС) много и они достаточно разноплановые. Однако для успешного перехода на СНС Абхазия обладает рядом весомых преимуществ. Главное из них ‑ возможность использовать уже накопленный мировой и, в первую очередь, российский опыт, ошибки и трудности становления СНС. Переход Абхазии к СНС облегчается тем, что международные стандарты в этой области уже приняты, внедрение методологии национальных счетов изначально будет опираться на наиболее современные рекомендации СНС-93.

Построение национальных счетов в большей или меньшей степени потребует перестройки практически всей системы статистики Абхазии. Предстоит предпринять серьезные усилия, для того, чтобы Абхазии удалось сформировать систему расчетов показателей национальных счетов. Прежде всего, необходимо интегрировать информационные ресурсы и системы в единое информационное пространство. Сегодня определенная часть пути уже пройдена. На регулярной основе рассчитываются многие, если не большинство показателей, необходимых для разработки консолидированных счетов в годовом режиме.

Ключевым показателем системы национальных счетов, характеризующих уровень экономического развития страны и результаты экономической деятельности, является валовой внутренний продукт (ВВП). Его исчисление для Абхазии на принципах, признанных мировым сообществом, ‑ реальная цель ближайших лет.

В связи с этим повышается роль выборочных методов статистического наблюдения с помощью периодических и единовременных переписей и обследований, важнейшим из которых является выборочное обследование бюджетов домашних хозяйств населения, результаты которого служат источником информации для расчетов экономико-статистических показателей о жизненном уровне населения и объеме сельскохозяйственного производства в домашних хозяйствах.

В то же время к расчету подобных макроэкономических измерителей нельзя подходить формально, без учета методологических особенностей исчисления ВВП и особенностей конкретного этапа развития экономики. На наш взгляд, уже сейчас Абхазия должна использовать новый для стран СНГ, но давно используемый странами рыночной экономики, принцип классификации, когда объектом классификации является вид экономической деятельности, который характеризуется затратами на производство, процессом производства и выпуском продукции (оказанием услуг).

Вместе с тем, перестройку информационно-аналитической и прогнозной работы органов государственного управления нельзя считать завершенной без того, чтобы результаты всех видов экономической деятельности учитывались, прогнозировались, входили в информационные системы, системы налогообложения и т.д., исходя из единых, международно-признанных стандартов бухгалтерского учета, а не из двух плохо совместимых учетных систем.

Важно также совершенствование бухгалтерского учета с целью приведения его в соответствие с международными стандартами. Однако процесс реформирования системы бухгалтерского учета отстает от общего процесса экономических реформ в РА. В целях изменения такого положения необходимо разработать Программу реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

Ключевым элементом реформирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами является разработка новых и уточнение ранее утвержденных положений по бухгалтерскому учету, внедрение их в практику. При этом рассматриваемую проблему нельзя сводить только к изменению системы учета и отчетности в стране. По существу, речь идет о приведении всей системы комплексного анализа и прогнозирования развития социально-экономических процессов в соответствие с избранной моделью трансформации экономики, последовательного перевода ее на рыночные методы регулирования.

Таким образом, сегодня перед Абхазией стоит задача формирования адекватной новому хозяйственному механизму рыночной инфраструктуры, которая, являясь важнейшей составляющей самого хозяйственного механизма, способствовала бы свободному обмену хозяйственных ресурсов и реализации функций саморегулирования национальной экономики в связи с конъюнктурными колебаниями рынка.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. А.Д. Некипелов Становление и функционирование экономических институтов: от «робинзонады» до рыночной экономики, основанной на индивидуальном производстве М.: Экономистъ. 2006

2. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика, Макроэкономика. Основы национальной экономики: уч. пособие/Под ред. А.В. Сидоровича. - 2-е изд. – М.: Дело и Сервис, 2001.

3. Теория переходной экономики. Т.2 Учеб. Пособие/Под ред. Е.В. Красникова. М. ТЕИС, 1998.