Региональные приоритеты инвестирования проектов территориального развития на основе повышения эффективности межбюджетных финансовых потоков

Гайзатуллин Р.Р., Зарипов И.И.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7-2 (115), Июль 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Гайзатуллин Р.Р., Зарипов И.И. Региональные приоритеты инвестирования проектов территориального развития на основе повышения эффективности межбюджетных финансовых потоков // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 7. – С. 29-33.

Аннотация:
Реформирование межбюджетных отношений в России, как и в других странах, сегодня является центральной проблемой региональной экономической политики. Особенно остро стоит вопрос создания эффективной разветвленной системы межбюджетных отношений на мезоуровне, стимулирующей реформу местного самоуправления, ориентированную на создание условий для повышения самостоятельности и эффективности их функционирования.

Ключевые слова: инвестиции, межбюджетные отношения, экономика региона, территориальное развитие, межбюджетные финансовые потоки



Реформирование межбюджетных отношений в России, как и в других странах, сегодня является центральной проблемой региональной экономической политики. Особенно остро стоит вопрос создания эффективной разветвленной системы межбюджетных отношений на мезоуровне, стимулирующей реформу местного самоуправления, ориентированную на создание условий для повышения самостоятельности и эффективности их функционирования.

Под проектами территориального развития в рамках реформы местного самоуправления мы предлагаем понимать комплекс мероприятий, направленных на повышение результативности. Несмотря на внесение изменений в механизм межбюджетных отношений, острота противоречий между субъектами РФ и федеральным центром по бюджетным вопросам не снижается.

Закрепленные расходные полномочия для каждого уровня бюджетной системы не в полной мере детализированы. Требует доработки существующая нормативная база для обоснования потребностей в расходах.

Необходим пересмотр доходных полномочий бюджетов, что связано с низким уровнем собственных налоговых доходов регионов. Важной проблемой является преодоление незаинтересованности органов власти субъектов РФ и местного самоуправления в увеличении налогового потенциала.

В России сохраняется проблема финансово-бюджетной асимметрии, существуют различия в социально-экономическом развитии регионов. Не уделяется достаточного внимания вопросу совершенствования различных форм финансовой помощи. Остро стоит вопрос применения отрицательных трансфертов.

Отсутствие продуманной и жизнеспособной системы межбюджетных отношений негативно сказывается на эффективности проводимой государственной политики, функционирования финансовой системы, результативности регионального хозяйства и национальной экономики в целом.

Все это отражает необходимость развития межбюджетных отношений в условиях реформирования местного самоуправления в России.

Выбор модели межбюджетных отношений зависит от решения следующих важных вопросов:

‑ разграничение полномочий между уровнями бюджетной системы;

‑ закрепление доходов за каждым из уровней бюджетной системы;

‑ выбор форм и методов перераспределения средств между бюджетами разного уровня.

Реализация принципа территориального соответствия предполагает закрепление обязанностей по оказанию бюджетных услуг. Как известно, польза от общественных благ распространяется неравномерно. Зоной использования таких услуг, как оборонные мероприятия или международная деятельность будет территория всей страны, а радиус эффективности предоставления образования в средней школе ограничивается территорией города. Поэтому один из принципов распределения расходных полномочий между уровнями власти гласит: расходные функции и ответственность за предоставление общественных благ должны соответствовать радиусу эффективности услуги, предоставляемой государством обществу.

В большинстве случаев наиболее эффективным оказывается выполнение расходной функции при ее закреплении за низшим уровнем власти. Местное самоуправление способно более точно оценить потребности населения и, соответственно, с большей рациональностью, чем федеральное правительство, предоставит именно те услуги, которые нужны жителям конкретной территории.

При распределении расходных полномочий между уровнями власти необходимо учитывать и «эффект масштаба»: структуры более высокого уровня могут действовать с меньшими затратами на оказание единицы услуги, чем нижестоящие. Эффект экономии затрат достигается при закреплении таких капиталоемких услуг, как водоснабжение, очистка воды, подача электроэнергии и газа, за региональными, а не местными органами власти.

Структура распределения расходных полномочий зависит от особенностей территориального развития. В частности, она должна учитывать региональные различия в потребностях и возможностях производства тех или иных бюджетных услуг. Только после того, как распределена ответственность за расходы и стал известен их общий объем на каждом уровне власти, следует приступать к решению вопросов о закреплении и перераспределении доходов между этими уровнями.

При распределении доходов между уровнями бюджетной системы необходимо обеспечить максимальное соответствие доходных полномочий каждого уровня власти закрепленным за ним расходным полномочиям. Вертикальная сбалансированность бюджетной системы, достигаемая таким образом, позволяет свести к минимуму необходимость дополнительного перераспределения финансовых средств.

С учетом потребностей реализуемой в настоящее время бюджетной реформы первоначальное распределение доходных и расходных полномочий требует корректировки с целью выравнивания финансового положения бюджетов. Несмотря на то, что в последнее время в России разработано достаточно большое количество нормативно-законодательных документов в бюджетной сфере, основные проблемы организации межбюджетных отношений так и не нашли своего решения.

В свете сказанного актуальным представляется анализ опыта реформирования данной области исследования, присутствующего в ряде регионов России. Остановимся на наиболее проблемных моментах подробнее применительно к региональной системе финансов на примере Республики Татарстан, к числу которых относятся:

‑ проблема перераспределения доходно-расходных полномочий органов власти между уровнями системы;

‑ целесообразность централизации и децентрализации бюджетных средств;

‑ проблемы формирования и развития собственной доходной базы;

‑ вопросы применения единых и дифференцированных нормативов отчислений от отдельных видов налогов;

‑ применение механизма отрицательных трансфертов;

‑ вопросы реализации инвестиционных проектов на развитие инфраструктуры воспроизводства социально-экономических и природных ресурсов региона.

Анализ региональной практики показал, что финансирование социальной сферы в ряде субъектов РФ полностью зависит от бюджетных трансфертов. Минимизация денежных потоков предприятиям и учреждениям федеральной собственности может отрицательно сказаться на приоритетах развития российской экономики. Что касается мощности денежного потока, обеспечивающего поступление финансовых ресурсов из федерального бюджета в бюджеты субъектов, она должна быть обусловлена, главным образом, необходимостью развития социальной сферы и финансирования целевых и долгосрочных программ. Аналогично должны строиться взаимоотношения между региональными и местными бюджетами.

Бюджет на 2008 год включает определенные новшества, связанные с развитием инфраструктуры. Такое происходит впервые и, что особенно важно, речь идет не об одностороннем финансировании из республиканского бюджета, а о концентрации средств Татарстана и муниципальных образований на приоритетных направлениях экономики. Это, например, средства на развитие дорог, инженерной инфраструктуры и благоустройство населенных пунктов.

Крупные суммы будут также направлены на строительство жилых домов и ликвидацию недоремонта жилого фонда. На строительство по программе социальной ипотеки планируется потратить более 4 млрд. рублей, а общий объем расходов на реализацию недоремонта жилья приблизится к 5 млрд. рублей. Кроме того, предполагается создать фонд стимулирования социально-экономического развития и качественного управления общественными финансами муниципальных образований в объеме 700 млн. рублей. Их выделение будет зависеть от достижения тем или иным муниципальным образованием наиболее важных показателей в развитии экономики и собственной налогооблагаемой базы.

Следует отметить, что указанные проблемы не могут быть решены путем внесения частичных изменений в действующий механизм межбюджетных отношений. Одновременно должна работать и постоянно совершенствоваться сбалансированная комплементарная система бюджетных взаимоотношений республики и муниципалитетов. В ее основе должен находиться массив обоснованных управленческих решений, сосредоточенных в русле приоритетов устойчивого социально-экономического развития региона в целом.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:38:51