Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»7 / 2008

Стратегический аудит в социально-экономическом развитии регионов: от внедрения до концепции

Васильева Марина Владимировна, Докторант ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет», доцент кафедры теории финансов, кредита и налогообложения, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 45

Аннотация:
Социально-экономическое развитие России неразрывно связано с развитием регионов. Без их участия не может быть реализована ни одна долгосрочная общегосударственная программа, невозможно проведение реформ. Необходимость повышения эффективности регионального управления во многом обусловлена возрастающей дифференциацией в уровне социально-экономического развития субъектов РФ.
Цитировать публикацию:
Васильева М.В. Стратегический аудит в социально-экономическом развитии регионов: от внедрения до концепции // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 7. – С. 24-28.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Социально-экономическое развитие России неразрывно связано с развитием регионов. Без их участия не может быть реализована ни одна долгосрочная общегосударственная программа, невозможно проведение реформ. Необходимость повышения эффективности регионального управления во многом обусловлена возрастающей дифференциацией в уровне социально-экономического развития субъектов РФ.

Осуществляемые сегодня меры по выравниванию уровней бюджетной обеспеченности субъектов РФ являются недостаточно эффективными, так как не стимулируют самостоятельное развитие. Дотационные регионы ориентированы на получение трансфертов и не имеют достаточных стимулов повышать уровень доходов, а доноры – предпринимать дополнительные меры по развитию экономики.

Очевидно, что только за счет административного регулирования и наращивания государственного финансирования на всех уровнях бюджетной системы проблему не решить. Поэтому важно, чтобы каждый субъект РФ имел ясную и обоснованную стратегию, учитывающую особенности территории, оценку потенциала, вероятность возникновения кризисных ситуаций и др. параметры, определяющие возможность ее реализации.

Сегодня правительство ведет работы по стратегическому планированию социально-экономического развития страны и ее регионов. Главное, чтобы стратегии были эффективно реализованы и дали осязаемые результаты. Вот почему контрольно-счетные органы (КСО) должны способствовать повышению эффективности управления государственными ресурсами, ориентировать свою деятельность на содействие социальному и экономическому развитию России и ее регионов.

КСО должны принять самое активное участие в создании системы оценки эффективности работы региональных властей при использовании государственных ресурсов.

Большое значение имеет определение ресурсного потенциала регионов с последующей оценкой эффективности деятельности их органов исполнительной власти по управлению располагаемыми ресурсами. Это позволило бы решить одну из сложнейших задач в области межбюджетных отношений – перейти от малоэффективного выравнивания бюджетной обеспеченности регионов к их стимулированию на мобилизацию ресурсов экономического роста.

Один из важнейших путей решения этой задачи – проведение мониторинга финансового состояния субъектов РФ и муниципальных образований, разработка четких методик и критериев по определению их реальных возможностей и качества бюджетных услуг, предоставляемых населению.

Контрольно-счетные органы могут и должны стать помощниками губернаторов, законодателей, исполнительной власти, участников частно-государственного партнерства в реализации планов социально-экономического развития регионов. И эта помощь должна заключаться в объективной оценке намеченных стратегий и проектов и хода их реализации. В этой связи необходимо поднять контрольно-ревизионную и экспертно-аналитическую деятельность на качественно новый уровень. Необходимо не только контролировать и анализировать прошлые события, выявлять уже допущенные ошибки и просчеты, но и обратить свой взгляд в будущее.

Для осуществления контроля за качеством разработки государственных проектов Счетной палатой РФ в настоящее время внедряется новый вид контроля – стратегический аудит. Его назначение – оценить качество проработки стратегий и проектов, их реализуемость и результативность, определить источники роста и эффективности использования ресурсов в контексте общенациональных приоритетов. В частности, стратегический аудит социально-экономического развития региона – это, прежде всего, оценка соответствия ресурсных показателей возможностям достижения перспективных целей, установленных руководством региона, и ожидаемым последствиям.

Для аудита стратегий нужна не только новая система показателей, но и новые организационно-методические решения, затрагивающие стадии планирования, реализации планов и аудита по конечным результатам. Применение стратегического аудита, наряду с финансовым аудитом и аудитом эффективности, позволит органам внешнего государственного и муниципального контроля охватить весь цикл использования бюджетных средств: от разработки проекта до получения конечного результата.

Стратегический аудит тесно увязан с проводимой в стране бюджетной реформой, с взятым государством курсом на увеличение срока бюджетного планирования, к осуществлению прогнозов, направленных на повышение эффективности макроэкономического регулирования.

В новой редакции Бюджетного кодекса планирование на трехлетний период обязательно только для федерального уровня. Переход на «трехлетку» несет новые возможности для бюджетного процесса регионов и муниципальных образований, позволит им более оптимально распоряжаться финансовыми ресурсами, эффективнее использовать их на реализацию стратегически значимых задач социально-экономического развития.

Сегодня, когда у страны появилась возможность начать формирование качественно новой политики государственных расходов, направленной на последовательное повышение жизненного уровня населения и на реализацию крупномасштабных инвестиционных проектов, потребность в стратегическом аудите особенно актуальна.

Реализация масштабных, ресурсоемких и долговременных проектов, в том числе и проектов, основанных на частно-государственном партнерстве, не должна начинаться без проведения экспертизы их результативности, ресурсообеспеченности, влияния на инфраструктуру, окружающую среду. Реализация плохо проработанных проектов – это растрата огромных финансовых и материальных государственных ресурсов, не приносящая пользу обществу.

КСО, выполняя возложенную на них миссию, обязаны предотвращать такие растраты. В частности, важно контролировать, чтобы при финансировании проектов с участием государства общественные ресурсы концентрировались на достижении приоритетных для страны или региона стратегических целей, чтобы была обеспечена сбалансированная внутрирегиональная и общероссийская интеграция решаемых задач, чтобы новые проекты были согласованы с другими проектами, влияющими на социально-экономическое развитие региона.

Стратегический аудит может оказать неоценимую помощь в экспертизе проектов с государственным участием, в оценке их эффективности для региона и страны в целом [5].

Поскольку, как правило, проведение стратегического аудита охватывает широкий комплекс как федеральных, так и региональных вопросов, Счетной палате целесообразно проводить его совместно с КСО регионов, на территории которых реализуется тот или иной проект. Стратегический аудит должен войти в практику деятельности КСО, стать в их руках действенным инструментом повышения эффективности управления социально-экономическим развитием регионов России.

Более того, сегодня пришло время для создания в стране единой системы сквозного контроля за реализацией стратегически значимых проектов социально-экономического развития страны на всех уровнях бюджетной системы. Такая работа будет предусматривать организацию контроля всех этапов разработки и реализации государственных проектов.

Счетная палата и региональные контрольно-счетные органы также должны принимать участие в экспертизе перспективности и ресурсной обеспеченности планируемых проектов, организации контроля за их эффективной реализацией, обращая особое внимание на вопросы законности, рациональности и эффективности использования бюджетных средств [5].

Необходимо объективно оценить, насколько эффективна и продуктивна предлагаемая социально-экономическая политика региона, насколько ее реализация обеспечена необходимыми ресурсами. И, безусловно, нужна не только объективная, обоснованная критика, но и конкретные конструктивные предложения, направленные на устранение выявленных недостатков. То есть, необходим стратегический аудит предложенной стратегии развития регионов России.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Ермилов В.Г. Аспекты реформирования управления государственными финансами. // Финансы. – 2007. ‑ №1. – с. 58.

2. Государственные и муниципальные финансы / под ред. Мацкуляка И.Д. – М. : Изд-во РАГС, 2007 – с.540

3. Степашин С.В., Столяров Н.С., Шохин С.О., Жуков В.А. Государственный финансовый контроль. – СПб. : Питер, 2004 – с. 83.

4. Годин А.М., Горегляд В.П., Подпорина И.В. Бюджетная система РФ. – М. : Дашков и К., 2007 – с. 507.

5. Официальный сайт Счетной Палаты РФ. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/