Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»6 / 2008

Механизм регулирования рынка инновационных ресурсов

Дедов Сергей Владимирович, Докторант кафедры экономической теории и мировой экономики Воронежского государственного аграрного университета им. К.Д. Глинки, заместитель начальника факультета Военного авиационного инженерного университета, г. Воронеж, Россия

Дёмин Сергей Васильевич, Аспирант кафедры экономической теории и мировой экономики Воронежского государственного аграрного университета им. К.Д. Глинки, начальник МУП-8 (муниципального унитарного предприятия), Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 36

Аннотация:
Знания, информация и технологии, вовлеченные в производственный процесс, становятся неотъемлемыми факторами производства в инновационной экономике. Это становится необходимым условием экономического роста, увеличивая долю продуктов, созданных с использованием новых технологий. Поэтому одним из ключевых вопросов для Российской Федерации является формирование экономики, основанной на знаниях, в которой приоритетным должен стать рынок инновационных ресурсов (РИР).

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Дедов С.В., Дёмин С.В. Механизм регулирования рынка инновационных ресурсов // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 6. – С. 23-27.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Знания, информация и технологии, вовлеченные в производственный процесс, становятся неотъемлемыми факторами производства в инновационной экономике. Это становится необходимым условием экономического роста, увеличивая долю продуктов, созданных с использованием новых технологий. Поэтому одним из ключевых вопросов для Российской Федерации является формирование экономики, основанной на знаниях, в которой приоритетным должен стать рынок инновационных ресурсов (РИР) [1].

Современная модель рыночного хозяйствования, которая сложилась в развитых и развивающихся странах, характеризуется следующими общими закономерностями:

‑ максимальная приватизация;

‑ открытость РИР;

‑ высокий уровень развития экономики, основанной на знаниях и инфраструктуры РИР.

Государственное регулирование национального хозяйства в России продолжает играть более существенную роль, чем во многих других странах. Это обусловлено необходимостью дальнейшего совершенствования экономических и юридических механизмов для всех вовлеченных в развитие экономики, основанной на знаниях [4].

Развитие экономики Российской Федерации до инновационного уровня неизбежно требует увеличения государственного участия и воздействия на все экономические процессы в стране, а именно:

‑ создание законодательного и нормативно-юридического регулирования;

‑ обеспечение соответствующих условий на местном уровне для перехода к информационному обществу с учётом специфических особенностей социально-экономического и культурного развития в регионах;

‑ участие частного сектора, заинтересованного в развитии национального рынка инновационных ресурсов (РИР);

‑ привлечение инвестиций для развития национальных секторов РИР;

‑ координирование действий социальных агентов, вовлеченных в процесс;

‑ сохранение политических, экономических и юридических механизмов в руках правительства, определяющего «правила игры»;

‑ продвижение РИР Российской Федерации в мировой РИР.

Необходимо учитывать две формы взаимодействия государства и общества по отношению к инновационным ресурсам. Первая – работа на государство – является промежуточной, используемой лишь время от времени, преимущественно в периоды вынужденного развертывания эконо­мики мобилизационного типа, при резком расширении сферы милитаризации. Вторая развитая форма – работа на общество, представленное социальным государством – может быть охарактеризована как базовая.

Государство должно активно влиять на институциональную среду путем целенаправленного процесса формирования и совершенствования РИР в национальной экономике [2]. Необходимо создать механизмы информационной поддержки и обмена знаниями и информацией и последующей интеграции российского РИР в мировой. При создании механизмов формирования и развития РИР, его государственном регулировании необходимо учитывать тенденции, как в мировой экономике, так и в экономике нашей страны с учетом перспектив развития [3].

Важный шаг в создании механизма государственного регулирования РИР – выявле­ние субъектов регулирования, т.е. тех, кто вырабатывает его стратегию и тактику, осуществляет необходимые практичес­кие действия. В общем виде механизм государственного регулирования РИР можно определить как совокупность форм, методов и инструментов, посред­ством которых государственные и созданные при их учас­тии органы осуществляют управленческое воздействие на процессы функционирования и развития социально-экономи­ческой системы инновационного общества.

Данное воздействие основано на последовательном решении следующих задач:

1) поиск и использование национальных резервов и возможностей для формирования и развития экономики, основанной на знаниях;

2) формирование РИР и его инфраструктуры, установление хозяйственных связей рыночного типа и становление новых мотивационных механизмов развития информационной экономики;

3) демонополизация экономики и устранение организационных структур, сложившихся в рамках административно-командной системы и препятствующих развитию РИР.

Следует выделить такие особеннос­ти воздействия механизма государственного регулирования на РИР:

1) оно является избирательным с точки зрения использования инновационных ресурсов и направления их влияния на определенные параметры хозяйственной жизни;

2) характер такого воздействия варьируется от дополняющего и усиливающего рыночный механизм до ком­пенсирующего его ограниченные (временно или постоянно) возможности;

3) его объектами выступают как экономика, основанная на знаниях в целом, так и условия деятельности, экономическое поведе­ние отдельных хозяйствующих субъектов;

4) оно имеет сложную природу, проявляющуюся в многообразии способов и средств воздействия на экономику, основанную на знаниях;

5) оно обеспечивает преимущественную ориентацию регулируемого объекта, когда ожидаемый результат задает­ся не жесткими количественными показателями, а фиксирует желательное, соответствующее целям экономической полити­ки государства направление деятельности экономических субъектов РИР, траекторию их развития.

Роль механизма государственного регулирования РИР сводится к следующему:

‑ анализ экономической ситуации во внешней и внутренней сферах РИР и доведение до его структурных элементов, какие и в каком объеме инновационные ресурсы необходимо производить;

‑ в пространственно-временном аспекте проверка соответствия спроса предложению продуктов и услуг, тем самым обеспечение сбалан­сированности различных секторов экономики, основанной на знаниях;

‑ «снимание барьерной планки» доходов производителей товаров и услуг в соответствии с эффективностью как результат вовлечения в общественное воспроизводство инновационных ресурсов для удовлетворения сложившегося или планируемого рыночного спроса;

‑ осуществление «санитарной» роли, направленной на удаление ресурсов воспроизводящих неконкурентоспособные продукты или услуги, а также снижающей процентное соотношение несоответствующих экономическим реалиям секторов РИР.

Появление и развитие феномена государственного пред­принимательства требует уточнения роли механизма государственного регулирования в современной экономике, основанной на знаниях. Важным оказывается и содействие развитию инновационного механизма, его дополнение, повышение эффективности использования ИР общества. Спрос и предложение на ИР определяют, кто станет потребителем новой продукции, какие ее характеристики наиболее важны для потенциальных потребителей, какой будет ее цена [3, с. 15].

Перед Россией стоит задача определения действенных путей и необходимых условий для перехода к экономике знаний, анализа и корректировки, связанных с новыми технологиями сложных социально-политических процессов. Ведь работать на «государство» значительно сложнее, поскольку оно предъявляет более высокие требования к поставке ресурсов на государственный рынок [5].

Это чрезвычайно важная и ответственная задача, ибо общество, которое не в состоянии социально и политически меняться одновременно с происходящей информационно-технологической революцией, неминуемо оказывается неспособным эффективно использовать новые технологии и постепенно превращается в отсталое во всех отношениях.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Дедов С.В. Проблемы государственного регулирования российского рынка инновационных ресурсов. // Законодательство и экономика. – 2007. ‑ №6. – С. 39-42.

2. Курнышова И. Условия инновационного развития. // Экономист. – 2002. ‑ №7. – С. 9-18.

3. Маевский В. Эволюционная теория и технологический прогресс. // Вопросы экономики. – 2001. ‑ №11. – С. 4-16.

4. Маляров О.В. Переходная экономика в условиях глобализации: роль государства. // Беларусь и Россия: императивы общественного развития. – 2002. – С. 65-77.

5. Патрон А.П. Государственный рынок США: научно-технический прогресс и конкуренция. // США. Канада: Экономика. Политика. Культура. – 2002. ‑ №2. – С. 96-109.

6. Рисин И.Е., Трещевский Ю.И., Сотников С.М. Государственное регулирование экономики: Учеб. пособие. – Воронеж: ВГУ, 2003. – 240 с.