Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»6 / 2008

Особенности и направления использования рекреационного потенциала Северо-Запада РФ

Гаврильчак Надежда Игоревна, Кандидат экономических наук, доцент кафедры «Управление предпринимательской деятельностью» Санкт-Петербургского Государственного Университета сервиса и экономики, Россия

Алексеева Виктория Игоревна, Аспирант кафедры «Управление предпринимательской деятельностью» Санкт-Петербургского Государственного Университета сервиса и экономики, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 60

Аннотация:
В настоящее время Северо-Западный федеральный округ имеет достаточно большой туристско-рекреационный потенциал. Благоприятные природно-ландшафтные условия, наличие крупнейших объектов культурного наследия и средства размещения при правильном использовании могут обеспечить быстрое развитие отрасли туризма.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Гаврильчак Н.И., Алексеева В.И. Особенности и направления использования рекреационного потенциала Северо-Запада РФ // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 6. – С. 156-159.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


В настоящее время Северо-Западный федеральный округ имеет достаточно большой туристско-рекреационный потенциал. Благоприятные природно-ландшафтные условия, наличие крупнейших объектов культурного наследия и средства размещения при правильном использовании могут обеспечить быстрое развитие отрасли туризма.

Северо-Западный регион России занимает одно из лидирующих мест в стране по динамике развития туристской индустрии. Так, для иностранца средняя стоимость одного дня пребывания в Санкт-Петербурге составляет около 100 долларов США. Кроме того, порядка 100-150 долл. тратит один турист в день на дополнительные расходы (сувениры, питание в ресторанах города, развлечения и т.п.). Средняя продолжительность пребывания туристов в Петербурге составляет: 3-5 дней – 58% посетителей города; 1-2 дня – 24%; неделя – 12%; две недели – 6%.

Если подсчитать доходы, которые приносит въездной туризм Санкт-Петербургу, то получится, что в город ежегодно ввозится около 1,5 млрд. долларов без учета туристов из регионов России. Таким образом, на одного жителя приходится по 330 долларов дохода от въездного иностранного туризма ежегодно [1].

Принятая в октябре 2005 года программа развития Санкт-Петербурга как туристического центра официально признала туризм стратегическим сектором экономики города. В программу включен комплекс мероприятий, направленных на решение главной задачи – к 2010 году войти в пятерку крупнейших туристских центров Европы с ежегодным посещением не менее 5 миллионов человек.

В 2006 году количество иностранных туристов впервые за три последних года увеличилось на 10% и составило 2,18 миллионов человек (в 2005 году – 1,89 млн.). Этот показатель не учитывает иностранных гостей, прибывших в Санкт-Петербург из Москвы и других городов России. По итогам 2005 года наблюдалось сокращение зарубежных туристских потоков на 25% по отношению к 2004 году.

По данным пилотного статистического исследования 2006 года, половина посетителей Санкт-Петербурга приезжает с целью отдыха. Доли бизнесменов и прибывающих с частным визитом примерно равны и составляют по 25%.

Основные расходы посетителей пришлись на приобретение товаров (в среднем 19%) и питание (18%). Транспорт и проживание, которые могли бы занимать основное место в расходах, в среднем занимают лишь 13% и 12% соответственно. На достопримечательности и развлечения туристы тратили около 9%.

Практически все опрошенные посетители выразили желание посетить Санкт-Петербург в будущем, что свидетельствует о высокой итоговой удовлетворенности совершенным визитом. Общее впечатление от визита полностью компенсирует любые негативные эмоции [3].

По оценкам инициаторов программы «Белые дни», в течение нескольких прошедших сезонов происходит увеличение зимней загрузки отелей примерно на 10%. О растущем интересе к Санкт-Петербургу свидетельствует и тот факт, что «Нью-Йорк Таймс» включила его в перечень городов мира, которые газета рекомендовала посетить своим читателям в 2007 году.

Развитие въездного туризма в Санкт-Петербурге, его будущее стоит за комбинированными турами (Санкт-Петербург плюс один или несколько регионов СЗФО). Они позволяют использовать богатейшие культурно-исторические ресурсы города и природно-климатические ресурсы округа. Такая интеграция, безусловно, может способствовать развитию рекреационного туризма в регионах, в частности, за счет интенсификации прибытий иностранных туристов.

По данным совместного исследования Северо-Западного отделения Российского союза туриндустрии и экспертов Европейского союза, в 2006 году объем въездного туризма на Северо-Западе оценивается в 12,8 млн. человек, из которых иностранные туристы составляют около 44%.

По последним оценкам экспертов, рост въездного туризма в СЗФО за 2006 г. достиг 10%, при этом он в равной мере обеспечен ростом как внутренних, так и внешних туристических потоков.

Для прогнозирования динамики развития туристической индустрии Северо-Запада России необходимо учитывать процессы, происходящие в экономике основных целевых рынков. Одним из наиболее важных рынков, обеспечивающих значительную часть въездного туризма СЗФО из стран вне СНГ, является Европа, а именно страны Скандинавии, Великобритания, Франция, Германия и Италия.

Статистика не дает возможности точно оценить потребности в рекреационном туризме. Агентство социальной информации Санкт-Петербурга с августа 2005 г. по август 2006 г. провело исследование на тему  «Туристы на Северо-Западе: зачем приезжают, что посещают, сколько тратят?», в котором приняли участие 3,5 тыс. туристов всех регионов Северо-Запада.

Из данных раздела «Основная цель визита» следует, что культурный и рекреационный туризм преобладает в Санкт-Петербурге, Карелии, Калининградской, Новгородской и Псковской областях (от 63% до 76%). Здесь доли мужчин и женщин сравнимы; многие туристы посещают несколько областей России за один визит; значительное число «новичков» на Северо-Западе; наиболее частый способ оплаты – турпакет; достопримечательности имеют большое значение.

В областях с «бизнес-специализацией», а это – Вологодская, Мурманская, Архангельская области (от 53% до 73%) отмечено преобладание мужчин; в ходе одного визита посещается чаще одна дестинация. Значительная часть платежей осуществляется компаниями; большая часть посетителей приезжает в область не в первый раз; достопримечательности не являются предметом первой важности [3].

В Северо-Западном регионе сконцентрировано достаточное число зон рекреационного туризма, но развиваются они пока в большей степени благодаря энтузиазму малого и среднего предпринимательства. Бизнес осознает рыночную привлекательность и перспективность данного направления в отличие властей округа, которые, как правило, не учитывают возможности получения и использования туристской ренты.

Туристская рента на сегодняшний день является недостаточно изученной категорией. Проблемы сущности туристской ренты, предпосылок ее образования и использования с целью оптимизации природопользования обсуждали еще в начале 1970-х гг. [2]. Однако по-настоящему актуальным данный вопрос стал в 1990-е годы, что связано с переходом к рыночным отношениям и разделением с частным сектором государственной монополии на средства производства.

Сегодня государство — монопольный собственник природных ресурсов, но производственный капитал принадлежит не только государству, но и частному сектору. В связи с этим экономика туризма снова обратилась к проблеме туристской ренты. При этом подчеркивается наибольшая важность туристской ренты как реального источника дополнительных поступлений в государственный бюджет, так как рекреационные ресурсы являются собственностью государства, а рента представляет собой превышение прибавочной стоимости над средней прибылью на капитал. Однако мало внимания уделяется возможности использования рентных платежей в качестве регулятора туристского использования природных ресурсов. Многоцелевой характер их использования позволяет существенно снизить предпринимательские риски за счет диверсификации бизнеса по различным видам туризма.

 


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Зубова Е. Туризм объединяет регионы. // Эксперт Северо-Запад. – 2007. ‑ №40 (342). – с. 27-29.

2. Тарасенок А.И. Формирование туристской ренты (на примере национальных парков Беларуси). // Туризм: практика, проблемы, перспективы: Материалы междунар. науч.-практ. конф. Минск, 11-13 апр., 2001 г. – Мн.: БГЭУ, 2001. – с.12-121.

3. Официальный сайт Российского союза туриндустрии [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: www.rata.ru