Методические основы создания системы бюджетирования на угольных предприятиях

Китайгора Т.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6-2 (113), Июнь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Китайгора Т.А. Методические основы создания системы бюджетирования на угольных предприятиях // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 6. – С. 109-112.

Аннотация:
Одной из важнейших задач формирования эффективной системы управления современным предприятием является развитие практики внутрифирменного планирования производственно-хозяйственной деятельности.

Ключевые слова: бюджетирование, планирование, внутрифирменное планирование, горнодобывающая промышленность, угольные предприятия

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Одной из важнейших задач формирования эффективной системы управления современным предприятием является развитие практики внутрифирменного планирования производственно-хозяйственной деятельности.

В СССР всегда уделялось большое внимание планированию: разрабатывались методики, нормировались затраты, контролировалось выполнение планов. С распадом Союза прежнее планирование оказалось никому не нужно, методики были позабыты, плановики переквалифицировались в бухгалтеров и финансистов [1]. Десятилетие рыночной экономики подтвердило, что важнейшую роль сейчас приобретает планирование. На первый план для менеджмента предприятий выходит умение анализировать и предвидеть. Постепенная стабилизация политической и экономической ситуации в России, объективная необходимость эффективного использования потенциальных возможностей окружающей среды и ресурсов - дает возможность всерьез задуматься о совершенствовании системы управления и планирования предприятиями угольной промышленности. К одной из наиболее известных и эффективных технологий управления и планирования относится бюджетирование, призванная обеспечить процесс производства конкурентоспособной продукции, при условии оптимального использования всех ресурсов, то есть при условии обеспечения гибкого развития предприятия.

В бюджетном управлении можно выделить несколько основных этапов.

  • Непосредственно сам процесс планирования (определение будущих целей организации и способах их достижения) и система утвержденных планов.
  • Учет фактических показателей деятельности предприятия, сформированных по структуре плановых показателей.
  • Контроль за результатами. Сравнивая полученные фактические результаты с бюджетными (плановыми) и проводя их оценку, руководством осуществляется бюджетный контроль и пополняется информация о всех направлениях и аспектах деятельности предприятия, необходимая для проведения корректировочных мероприятий и принятия решений относительно будущих элементов сводного бюджета.
  • Прежде чем переходить к основам постановки бюджетного управления необходимо обозначить основные принципы эффективного бюджетирования:

  • принцип «скольжения» ‑ процесс бюджетирования является непрерывным, разрабатываемые бюджеты должны быть гибкими;
  • утвержденные бюджеты должны исполняться ‑ исполнение бюджета должно поощряться, неисполнение должно повлечь соответствующие меры со стороны руководителей предприятия;
  • от индикативного планирования к директивному ‑ процесс перехода плана из категории предварительного (индикативного) в категорию обязательного (директивного) должен включать определенные стадии: корректировка, согласование и утверждение;
  • стандартизация бюджетных форм ‑ бюджеты для всех центров финансовой ответственности должны составляться по единой методике;
  • принцип детализации расходов ‑ расходы в бюджетах должны быть детализированы, степень детализации зависит от размеров предприятия;
  • принцип «финансовой структуры» - внедрению бюджетирования предшествует разработка финансовой структуры, формирование бюджетов и оценка результатов деятельности осуществляется по центрам финансовой ответственности;
  • прозрачность информации – информация должна быть доступна и понятна.
  • Все приведенные принципы должны быть учтены при разработке методики постановки бюджетного управления и закреплены в положениях о бюджетировании.

    При реализации бюджетирования можно выделить следующие этапы:

    ‑ анализ имеющейся модели предприятия;

    ‑ формирование финансовой и бюджетной структуры предприятия;

    ‑ формирование управленческой учетной политики предприятия и постановка управленческого учета;

    ‑ определение методики планирования и финансово-экономического анализа;

    ‑ разработка на предприятии положений по бюджетированию.

    Анализ имеющиеся модели предприятия - это один из наиболее важных этапов реализации бюджетного управления. На данном этапе закладываются предпосылки успешного внедрения всего комплекса бюджетного управления, т.к. происходит выделение бизнес-процессов, носящих основной и вспомогательный характер, рассматривается организационная структура, выделяются основные клиенты, анализируется на адекватность существующая на предприятии методика планирования, определяются заказчики и исполнители процесса бюджетирования. Кроме того, с целью эффективного управления затратами определяются виды нормируемых затрат, анализируются на адекватность установленные нормативы и лимиты.

    При оценке деятельности наиболее целесообразно использовать анализ, основанный на правиле Парето: 20% вопросов решает 80% проблем, в частности, обычно 20% клиентов приносят компании 80% дохода.

    Примерный порядок действий, осуществляемых при постановке бюджетного управления, приведен в табл. 1.

    Таблица 1

    Организация бюджетного управления на предприятии

    № п/п
    Мероприятие
    Источник данных
    Результат
    1
    Определение целей и задач постановки бюджетного управления на предприятии
    стратегические планы руководства предприятия
    цели и задачи бюджетирования
    2
    Оценка существующей системы планирования
    методика планирования, действующая на предприятии
    недостатки методики планирования
    3
    Определение организационной структуры предприятия
    штатное расписание, управленческий учет
    организационная структура
    4
    Определение бизнесов предприятия
    учетная политика, управленческий учет
    перечень видов деятельности
    5
    Выделение основных и вспомогательных структурных единиц предприятия, а также единиц общепроизводственного и общехозяйственного назначения
    функции подразделений
    соответствие: бизнес – подразделение, т.е. координация - согласование деятельности различных подразделений предприятия
    6
    Определение основных бизнес-процессов организации
    положения о структурных подразделениях, отделах
    процессная модель
    6.1
    АВС-анализ деятельности предприятия
    дебиторская и кредиторская задолженности, схема движения товаров и готовой продукции
    выделение наиболее значимых контрагентов, товаров и готовой продукции
    6.2
    Анализ сроков погашения задолженности
    дебиторская и кредиторская задолженности
    сроки погашения задолженности по группам контрагентов
    7
    Определение сроков, этапов и исполнителей системы бюджетирования
    процессная модель, состав проектной группы
    план-календарь внедрения бюджетирования, состав бюджетного комитета

    Необходимо отметить, что в ряде случаев постановка системы бюджетного управления может повлечь изменения в организационной структуре экономических служб предприятия [2].

    Теория бюджетного управления предполагает управление по центрам финансовой ответственности (ЦФО) – структурным подразделениям предприятия, выделенных не по своим функциональным особенностям, а по способности приносить предприятию доходы, аккумулировать затраты и иметь возможность нести ответственность за величину понесенных затрат или приобретенных доходов [3].

    Заканчивается этап формированием календарного плана внедрения, в котором необходимо закрепить сроки выполнения каждого этапа за конкретными исполнителями и зафиксировать желаемые результаты каждого этапа.

    Необходимо также отметить, что успешное внедрение и эффективное использование бюджетирования в деятельности предприятия, даже в случае наличия и функционирования всех его составных элементов, возможно только при условии учета отраслевых особенностей финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

    Специфика организации системы бюджетирования на предприятиях горнодобывающей промышленности, в частности отрабатывающих угольные месторождения подземным способом, усложняется еще и тем, что все указанные предприятия в той или иной степени уникальны, как уникален и спектр принимаемых в них решений (производственных, управленческих, инвестиционных, оперативных, тактических, стратегических).

    Специфической особенностью планирования на предприятиях угольной отрасли является зависимость эффективности планирования от факторов природного характера, в том числе, горно-геологических условий. Высокая изменчивость указанных факторов обуславливает степень и характер неопределенности основных параметров планирования и необходимости предвидения указанных изменений.


    Источники:

    1. Фалько С.Г. Контроллинг: современное состояние и перспективы // Российское предпринимательство. - 2001. - №1.

    2. Фалько С.Г., Носов В.М., Левин Л.Ф. Контроллинг на предприятии. – М. : Знание России, 1995. – 80 с.

    3. Кочнев А. Причины бюджетного управления // Финансовая газета. Региональный выпуск. - 2003. - №10.

    Страница обновлена: 28.03.2024 в 18:00:47