Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»6 / 2008

Методические основы создания системы бюджетирования на угольных предприятиях

Китайгора Татьяна Анатольевна, Генеральный директор ООО «СЭЛВУД», Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 57

Аннотация:
Одной из важнейших задач формирования эффективной системы управления современным предприятием является развитие практики внутрифирменного планирования производственно-хозяйственной деятельности.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Китайгора Т.А. Методические основы создания системы бюджетирования на угольных предприятиях // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 6. – С. 109-112.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Одной из важнейших задач формирования эффективной системы управления современным предприятием является развитие практики внутрифирменного планирования производственно-хозяйственной деятельности.

 

В СССР всегда уделялось большое внимание планированию: разрабатывались методики, нормировались затраты, контролировалось выполнение планов. С распадом Союза прежнее планирование  оказалось никому не нужно, методики были позабыты, плановики переквалифицировались в бухгалтеров и финансистов [1]. Десятилетие рыночной экономики подтвердило, что важнейшую роль сейчас приобретает планирование. На первый план для менеджмента предприятий выходит умение анализировать и предвидеть.  Постепенная стабилизация политической и экономической ситуации  в России, объективная необходимость эффективного использования потенциальных возможностей окружающей среды и ресурсов - дает возможность всерьез задуматься о совершенствовании системы управления и планирования предприятиями угольной промышленности. К одной из наиболее известных и эффективных технологий управления и планирования относится бюджетирование, призванная обеспечить процесс производства конкурентоспособной продукции, при условии оптимального использования всех ресурсов, то есть при условии обеспечения гибкого развития предприятия.

В бюджетном управлении можно выделить несколько основных этапов.

  1. Непосредственно сам процесс планирования (определение будущих целей организации и способах их достижения) и система утвержденных планов.
  2. Учет фактических показателей деятельности предприятия, сформированных по структуре плановых показателей.
  3. Контроль за результатами. Сравнивая полученные фактические результаты с бюджетными (плановыми) и проводя их оценку, руководством осуществляется бюджетный контроль и пополняется информация о всех направлениях и аспектах деятельности предприятия, необходимая для проведения корректировочных мероприятий и принятия решений относительно будущих элементов сводного бюджета.

Прежде чем переходить к основам постановки бюджетного управления необходимо обозначить основные принципы эффективного бюджетирования:

  1. принцип «скольжения» ‑ процесс бюджетирования является непрерывным, разрабатываемые бюджеты должны быть гибкими;
  2. утвержденные бюджеты должны исполняться ‑ исполнение бюджета должно поощряться, неисполнение должно повлечь соответствующие меры со стороны руководителей предприятия;
  3. от индикативного планирования к директивному ‑ процесс перехода плана из категории предварительного (индикативного) в категорию обязательного (директивного) должен включать определенные стадии: корректировка, согласование и утверждение;
  4. стандартизация бюджетных форм ‑ бюджеты для всех центров финансовой ответственности должны составляться по единой методике;
  5. принцип детализации расходов ‑ расходы в бюджетах должны быть детализированы, степень детализации зависит от размеров предприятия;
  6. принцип «финансовой структуры» - внедрению бюджетирования предшествует разработка финансовой структуры, формирование бюджетов и оценка результатов деятельности осуществляется по центрам финансовой ответственности;
  7. прозрачность информации – информация должна быть доступна и понятна.

Все приведенные принципы должны быть учтены при разработке методики постановки бюджетного управления и закреплены в положениях о бюджетировании.

При реализации бюджетирования можно выделить следующие этапы:

‑ анализ имеющейся модели предприятия;

‑ формирование финансовой и бюджетной структуры предприятия;

‑ формирование управленческой учетной политики предприятия и постановка управленческого учета;

‑ определение методики планирования и финансово-экономического анализа;

‑ разработка на предприятии положений по бюджетированию.

Анализ имеющиеся модели предприятия - это один из наиболее важных этапов реализации бюджетного управления. На данном этапе закладываются предпосылки успешного внедрения всего комплекса бюджетного управления, т.к. происходит выделение бизнес-процессов, носящих основной и вспомогательный характер, рассматривается организационная структура, выделяются основные клиенты, анализируется на адекватность существующая на предприятии методика планирования, определяются заказчики и исполнители процесса бюджетирования. Кроме того, с целью эффективного управления затратами определяются виды нормируемых затрат, анализируются на адекватность установленные нормативы и лимиты.

При оценке деятельности наиболее целесообразно использовать анализ, основанный на правиле Парето: 20% вопросов решает 80% проблем, в частности, обычно 20% клиентов приносят компании 80% дохода.

Примерный порядок действий, осуществляемых при постановке бюджетного управления, приведен в табл. 1.

Таблица 1

Организация бюджетного управления на предприятии

№ п/п

Мероприятие

Источник данных

Результат

1

Определение целей и задач постановки бюджетного управления на предприятии

стратегические планы руководства предприятия

цели и задачи бюджетирования

2

Оценка существующей системы планирования

методика планирования, действующая на предприятии

недостатки методики планирования

3

Определение организационной структуры предприятия

штатное расписание, управленческий учет

организационная структура

4

Определение бизнесов предприятия

учетная политика, управленческий учет

перечень видов деятельности

5

Выделение основных и вспомогательных структурных единиц предприятия, а также единиц общепроизводственного и общехозяйственного назначения

функции подразделений

соответствие: бизнес – подразделение, т.е.  координация - согласование деятельности различных подразделений предприятия

6

Определение основных бизнес-процессов организации

положения о структурных подразделениях, отделах

процессная модель

6.1

АВС-анализ деятельности предприятия

дебиторская и кредиторская задолженности, схема движения товаров и готовой продукции

выделение наиболее значимых контрагентов, товаров и готовой продукции

6.2

Анализ сроков погашения задолженности

дебиторская и кредиторская задолженности

сроки погашения задолженности по группам контрагентов

7

Определение сроков, этапов и исполнителей системы бюджетирования

процессная модель, состав проектной группы

план-календарь внедрения бюджетирования, состав бюджетного комитета

Необходимо отметить, что в ряде случаев постановка системы бюджетного управления может повлечь изменения в организационной структуре экономических служб предприятия [2].

Теория бюджетного управления предполагает управление по центрам финансовой ответственности (ЦФО) – структурным подразделениям предприятия, выделенных не по своим функциональным особенностям, а по способности приносить предприятию доходы, аккумулировать затраты и иметь возможность нести ответственность за величину понесенных затрат или приобретенных доходов [3].

Заканчивается этап формированием календарного плана внедрения, в котором необходимо закрепить сроки выполнения каждого этапа за конкретными исполнителями и зафиксировать желаемые результаты каждого этапа.

Необходимо также отметить, что успешное внедрение и эффективное использование бюджетирования в деятельности предприятия, даже в случае наличия и функционирования всех его составных элементов, возможно только при условии учета отраслевых особенностей финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Специфика организации системы бюджетирования на предприятиях горнодобывающей промышленности, в частности отрабатывающих угольные месторождения подземным способом, усложняется еще и тем, что все указанные предприятия в той или иной степени уникальны, как уникален и спектр принимаемых в них решений (производственных, управленческих, инвестиционных, оперативных, тактических, стратегических).

Специфической особенностью планирования на предприятиях угольной отрасли является зависимость эффективности планирования от факторов природного характера, в том числе, горно-геологических условий. Высокая изменчивость указанных факторов обуславливает степень и характер неопределенности основных параметров планирования и необходимости предвидения указанных изменений.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Фалько С.Г. Контроллинг: современное состояние и перспективы // Российское предпринимательство. - 2001. - №1.

2. Фалько С.Г., Носов В.М., Левин Л.Ф. Контроллинг на предприятии. – М. : Знание России, 1995. – 80 с.

3. Кочнев А. Причины бюджетного управления // Финансовая газета. Региональный выпуск. - 2003. - №10.