Логистическая модель туристской системы

Чуваткин П.П., Косов С.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5-2 (111), Май 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Чуваткин П.П., Косов С.А. Логистическая модель туристской системы // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 5. – С. 178-184.

Аннотация:
В настоящее время туризм является одной из наиболее динамичных сфер нашей жизни, прямо или косвенно влияющих на развитие всего народного хозяйства. По данным Всемирной туристской организации, туризм обеспечивает до 10 % оборота сервисного рынка планеты. Ожидается, что к 2020 году число международных туристских поездок возрастет до 11,6 миллиардов, а доходы от туризма достигнут уровня 2 триллионов долларов в год, при этом ежегодный прирост мирового туризма составит не менее 3-5 %. Однако, по сравнению с развитыми странами, доля туризма в экономике России пока невелика – около 1 %.

Ключевые слова: туристический бизнес, туризм, логистическая модель



В настоящее время туризм является одной из наиболее динамичных сфер нашей жизни, прямо или косвенно влияющих на развитие всего народного хозяйства. По данным Всемирной туристской организации, туризм обеспечивает до 10 % оборота сервисного рынка планеты. Ожидается, что к 2020 году число международных туристских поездок возрастет до 11,6 миллиардов, а доходы от туризма достигнут уровня 2 триллиона долларов в год, при этом ежегодный прирост мирового туризма составит не менее 3-5 %. Однако, по сравнению с развитыми странами, доля туризма в экономике России пока невелика – около 1 %.

На наш взгляд, отчасти такая ситуация сложилась из-за того, что традиционные способы управления хозяйственной деятельностью в туризме в значительной степени себя исчерпали и необходимы новые, более прогрессивные. В частности, совершенствование туристской деятельности возможно на основе использования методов такого научно-практического направления хозяйства, как логистика.

Как отмечают крупные отечественные специалисты по логистике А.И. Семененко и В.И. Сергеев, «практика системных исследований показывает, что во многих случаях системная формулировка проблемы либо открывает пути к использованию нового, применительно к данной проблеме, исследовательского аппарата, либо стимулирует поиски и конструирование специального аппарата» [4, С. 240].

Одним из основополагающих принципов системного подхода является принцип целостности, методологическая функция которого заключается в решении задач обеспечения синтеза различных представлений о предмете. Объектом изучения логистики как науки являются параметры потоков различного рода (в частности материальных, информационных и финансовых). Поэтому представляется правильным рассмотрение туризма как системы потоков.

На основе анализа различных литературных источников по логистике и туризму [1-7], использования методологии системного анализа, а также теории множеств предлагается модель четырехуровневой логистической туристской системы (рис. 1). Эта система может быть представлена как множество логистических туристских систем (ЛТС).

Первый уровень представляет собой совокупность 4-х подмножеств, которые названы по видам потоков:

ЛТС1 – туристский поток;

ЛТС2 – материальный поток;

ЛТС3 – информационный и управленческий поток;

ЛТС4 – денежный (финансовый поток).

Математически данную модель можно представить следующим образом:

ЛТС= {( ЛТС1), (ЛТС2), (ЛТС3), (ЛТС4)},

где ЛТС1ЛТС, ЛТС2 ЛТС, ЛТС3 ЛТС, ЛТС4 ЛТС.

Рис. 1. Модель четырехуровневой логистической туристской системы

Таким образом, каждый процесс, явление, элемент этих четырех подмножеств одновременно принадлежит множеству ЛТС в качестве составной части всего множества. В свою очередь, каждое подмножество ЛТС1-4 на более низком уровне является множеством для нижеследующих подмножеств.

На втором уровне подмножества ЛТС1-4 делятся на подмножества ЛТС1.1 и ЛТС1.2, ЛТС2.1 и ЛТС2.2, ЛТС3.1 и ЛТС3.2, ЛТС4.1 и ЛТС4.2, характеризующие измерители потоков и их интенсивность. При этом следует отметить, что интенсивность потоков измеряется не в статических, а в динамических характеристиках, то есть за определенный период времени.

На третьем уровне представлены элементы системы, формирующие указанные потоки, а также прямым или косвенным образом участвующие в их продвижении. На предыдущих уровнях данной системы мы наблюдали соответствие ее классическому понятию «дерево» в теории графов, согласно которому число ребер дерева на единицу меньше, чем вершин. Однако специфика третьего уровня состоит в том, что каждый элемент связан более чем с одним элементом предыдущего уровня, поэтому, например, подмножество ЛТС 1.1.1 одновременно может быть обозначено и как ЛТС 1.2.1.

Так как в рамках данной статьи не представляется возможным привести полный анализ всех элементов данного уровня, охарактеризуем некоторые, на наш взгляд, наиболее интересные

Как правило, цепочка формирования туристских потоков начинается с рецептивного туроператора. Специфика туристской деятельности состоит в том, что туристские ресурсы и аттракции [1] не могут быть доставлены к потребителю, а потребитель доставляется в туристскую дестинацию [2].

Поэтому турист в данном случае одновременно является и потребителем конечного продукта туристской деятельности, и объектом доставки. Рецептивный туроператор и турист в данном случае представляют собой 2 микрологистические системы, связь между которыми может осуществляться с помощью различных организаций, образующих в совокупности логистические каналы распределения, которые здесь выступают как подмножества ЛТС 1.1.3 или ЛТС 1.2.3.

Последний уровень логистической системы ЛТС, где так же, как и на предыдущем уровне, ввиду большого количества разнообразных элементов и сложных типов связей не соблюдается классический принцип построения дерева, – это база потоков.

Для туристского потока в качестве основных элементов выделены пассажирский транспорт различных видов, а также элементы пассажирской транспортной инфраструктуры, такие как аэропорты, вокзалы, транспортные пути и пр.

Элементы базы материального потока частично коррелируют с элементами базы туристского потока. Различия в том, что здесь используются грузовые транспортные средства, а также определенное техническое обеспечение перевозки: упаковка, тара, поддоны, контейнеры, терминалы, склады, погрузочно-разгрузочные механизмы производителя, потребителя и общего пользования.

База информационного и управленческого потоков включает следующие основные элементы: ЭВМ с универсальными банками (базами) данных о контрактах, производителях, потребителях; разнообразные каналы передачи информации; экономико-математические модели, обучающие программы для персонала; модели управления запасами. Здесь же находится и нормативно-правовая база (законы, международные конвенции, кодексы и пр.), обеспечивающая регулирование туризма и логистических технологий.

Основными элементами, обеспечивающими функционирование денежного потока на четвертом уровне системы ЛТС, являются коммерческие банки, страховые организации, а также результаты финансовых расчетов для осуществления инвестиционной и финансовой деятельности: сальдо денежных поступлений, накопленный денежный поток, варианты расчета бизнес-планов и пр.

Особое значение для туристских фирм эти элементы приобрели после вступления в силу федерального закона от 05.02.2007 г. №12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», обязавшего туроператоров предоставлять финансовые гарантии для выездного и въездного туризма в размере 5 млн. рублей, а для внутреннего - 500 тыс. руб. [8].

Предложенная модель четырехуровневой иерархической логистической системы туристского комплекса показывает связь между заинтересованными сторонами и изменяет традиционное обособленное рассмотрение данных потоков в сторону комплексного, системного управления, направленного как на гармонизацию взаимодействия потоков между собой, так и на оптимизацию управления каждым потоком при помощи воздействия на такие характеристики, как направление, объем, скорость потока и пр.


Источники:

1. Боголюбов В. С., Орловская В. П. Экономика туризма: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Академия, 2005. — 192 с.
2. Бунич Г.А. Туризм: Теория и практика: Монография. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2003. – 236 с.
3. Жуков А.А., Закорин Н.Д. Инновационные аспекты управленческой деятельности на предприятиях сферы туризма: Монография. – СПб., 2006. – 224 с.
4. Семененко А.И., Сергеев В.И. Логистика. Основы теории: Учебник для вузов. - СПб.: Союз, 2001. - 544 с.
5. Туризм, гостеприимство, сервис. Словарь–справочник / Г.А. Аванесова, Л.П. Воронкова, В.И. Маслов, А.И. Фролов; Под ред. Л.П. Воронковой. – М.: Аспект-Пресс, 2002. – 367 с.
6. Чеботаев А.А., Чеботаев Д.А. Логистика и маркетинг (маркетологистика): Учебное пособие. - М.: Экономика, 2005. - 247 с.
7. Яковлев Г.А. Экономика и статистика туризма: Учебное пособие.- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство РДЛ, 2006. – 368 с.
8. Закон №12-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 05.02.2007 г.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:20:20