Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»5 / 2008

Государственная политика развития малых предприятий промышленности на мезоуровне

Намысов Савр Викторович, аспирант Калмыцкого государственного университета, Россия

Муняев Олег Сергеевич, аспирант Калмыцкого государственного университета, Россия

Чупрова Татьяна Вильнюсовна, аспирант, Калмыцкий государственный университет, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 40

Аннотация:
Государственная промышленная политика – это образ действий, направленный на развитие и повышение эффективности производства, конкурентоспособности предприятий и их продукции, а также на обеспечение занятости населения.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Намысов С.В., Муняев О.С., Чупрова Т.В. Государственная политика развития малых предприятий промышленности на мезоуровне // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 5. – С. 50-54.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Государственная промышленная политика – это образ действий, направленный на развитие и повышение эффективности производства, конкурентоспособности предприятий и их  продукции, а также на обеспечение занятости населения.

По мнению О. Чиркунова, промышленная политика – это согласованная система законодательных, административных, финансово-экономических государственных решений и мер, позволяющих управлять индустриальным развитием в стране в соответствии с поставленными целями [5, 7].

Целями промышленной политики выступают:

‑ стимулирование и поддержание определенных отраслей хозяйства, важных по своему социально-экономическому значению или приоритетных с точки зрения научно-технических перспектив, высокого потенциала роста и конкурентоспособности;

‑ поддержка так называемых «национальных чемпионов» ‑ наиболее крупных и конкурентоспособных на мировом рынке национальных компаний;

‑ стимулирование развития экспортного потенциала и конкурентоспособности народного хозяйства с учетом задействования как макро-, так и микроэкономических факторов;

‑ поддержание сбалансированности экономики [3].

Ключевыми вопросами промышленной политики являются обоснование выбора приоритетов для той или иной государственной поддержки, создание механизма отбраковки неэффективных производств, определение институциональных и иных мер для осуществления структурных преобразований. При этом надо учитывать национальную специфику осуществляемых мер. Она обусловлена следующими факторами:

‑ структурой внутреннего рынка;

‑ характером финансовых отношений государства и частного бизнеса;

‑ стадией жизненного цикла отраслей - объектов воздействия.

Развитие промышленности на мезоуровне связано с выбором средств и рычагов воздействия, которые определяются уровнем экономического регулирования, состоянием и структурой производства, поставленными задачами, наличием ресурсов в распоряжении органов государственной, региональной и местной власти.

Схематически общепринятая в настоящее время в научных исследованиях иерархия таксономических единиц в обобщенном виде выглядит следующим образом (по нисходящей):

‑ страна (государство) – макроуровень;

‑ субъекты государства – мезоуровень;

‑  предприятия – микроуровень.

Прерогативой государственной промышленной политики следует считать: установление приоритетных целей и задач; распределение финансовых ресурсов между регионами и отраслями; создание нормативно-правовых основ регулирования на всех уровнях управления.

Для региональной промышленной политики характерны:

‑ конкретизация общегосударственных целей применительно к региону;

‑ установление приоритетных целей и задач для региона;

‑ ресурсное обеспечение производственных подсистем региона с учетом приоритетов стратегического развития;

‑ создание благоприятных условий для развития промышленного производства в регионе.

Одним из направлений промышленной политики является развитие малых форм организации производственной деятельности. В современной науке малые предприятия исследуются и как отдельный сектор экономики, и как составная часть отраслевых и территориальных производственных комплексов. В настоящее время в России количество и состояние малых предприятий не соответствует потребностям развития промышленности и экономики в целом. Во многом это обусловлено спецификой становления отечественной индустрии, зарождавшейся в государственном секторе и тяготевшей к крупным формам организации производства [2].

Развитие малых предприятий в российской промышленности в целом соответствует динамике индустриальных преобразований народного хозяйства, так как практически каждому этапу модернизации отечественной экономики предшествовал период повышения частной инициативы и бурного развития малого бизнеса. Именно в их сфере сегодня происходит формирование и апробация инновационного ресурса для дальнейшего развития промышленности на основе передовых технологий. Наряду с этим, малые предприятия играют важную роль в стабилизации социально-экономических процессов, что не менее важно, так как конечная цель промышленной политики – создание материальной основы для повышения уровня жизни населения.

Развитие малых предприятий в промышленности имеет стратегическое значение, так как использование их инновационной активности крайне важно для модернизации российской экономики. В настоящее время доля перерабатывающих отраслей в общем объеме производства малых предприятий РФ составляет 9,6%.

Эффективность региональной экономики в значительной степени определяется развитием предпринимательства. В Республике Калмыкия (РК) пока лишь малый бизнес имеет достаточно высокий потенциал, дающий возможность приспосабливаться к меняющимся условиям рынка. Малый бизнес демонстрирует свою жизнеспособность, обеспечивает пополнение прилавков товарами, поступление налогов в бюджеты всех уровней. Именно в лице частного предпринимателя представлена практически вся экономическая деятельность в Республике Калмыкия.

По видам деятельности малый бизнес РК охватывает практически все отрасли экономики. Однако за период 2003-2007 гг. произошло сокращение малых предприятий на 53,1%. В 2007 г. количество малых предприятий промышленности составило 43 (около 10% от общего числа). Основная их доля приходится на сферу обрабатывающих производств (более 70%) [4].

Осуществление региональной промышленной политики, направленной на развитие малых производственных предприятий, связано с преодолением ряда политических и экономических ограничений, возникновение которых обусловлено незавершенностью формирования системы государственного и муниципального управления, противоречиями в правовом регулировании городской экономики, отсутствием баланса интересов экономических агентов. В основе решения этих проблем лежат методы промышленной политики: информационные, организационные, моделирования и прогнозирования, целеполагания, планирования, координации и регулирования, оценки и контроля. Их использование позволяет вырабатывать на практике инструменты регулирования деятельности региональных производственных комплексов и стимулировать развитие в их структуре малых предприятий промышленности.

Одно из перспективных направлений региональной промышленной политики – создание в индустриальных городах региона разветвленной системы институтов, удовлетворяющих потребности малых производственных предприятий в ресурсах, технологиях, квалифицированных деловых услугах. Это обеспечивает дополнительные возможности для развития партнерских отношений и всестороннего сотрудничества между градообразующими и малыми предприятиями.

Значительная роль в системе инфраструктурного обеспечения малых предприятий отводится технопарковым структурам и бизнес-инкубаторам, преобразующим предпринимательские идеи в товары, технологии и новые предприятия. Без них, даже при наличии разветвленной сети специализированных организаций, повышающих качество и эффективность производства, ресурс малых предприятий будет сокращаться из-за стремления к оптимизации существующей структуры городского производственного комплекса.

Динамичное же развитие любого города на инновационной основе ведет к расширению кооперационных связей, реализации новых коммерческих проектов и повышению эффективности городской экономики. Технопарки и бизнес-инкубаторы обеспечивают такую возможность, поэтому их создание  продолжает оставаться одним из наиболее перспективных направлений совершенствования инфраструктурного обеспечения малых производственных предприятий [1].

Таким образом, в настоящее время в промышленной политике регионов России активно реализуются мероприятия, направленные на формирование целостной инфраструктуры поддержки малых предприятий. Характерная черта этого процесса – развитие совместной деятельности региональной и местных властей с общественными организациями и градообразующими предприятиями. Создаваемая таким путем интегрированная система поддержки малых предприятий усиливает экономический потенциал региона и создает условия для совершенствования инструментария его промышленной политики.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Гришин И.А. Малое предпринимательство в муниципальной промышленной политике: монография. – Волгоград: Принт, 2006.
2. Гришин И.А., Вакарёв А.А., Ушамирский А.Э. Промышленная политика в проекции устойчивого развития городов и регионов России: монография. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2005.
3. Доклад Министерства экономики России «Осуществление мер, направленных на реализацию промышленной политики, развитие технологической базы экономического роста и обновление производственной инфраструктуры». –М., 1998.
4. Калмыкия в цифрах. Стат. сб. – Элиста: Калмыкиястат, 2007. – С. 142.
5. Концепция промышленной политики Российской Федерации // Правовая система Гарант. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.garant.ru/
6. Российский статистический ежегодник. 2006: Стат.сб. – М.: Росстат, 2006. – С. 346.
7. Чиркунов О.А. О задаче разработки промышленной политики в России. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.old.chirkunov.ru/prom/print.php?id=5.