Экономические аспекты содержания инновационного потенциала

Марченкова Л.М.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 2-2 (106), Февраль 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Марченкова Л.М. Экономические аспекты содержания инновационного потенциала // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 2. – С. 4-8.

Аннотация:
Основу эффективности развития национальной экономики современной России наряду с природными, трудовыми и научно-техническими ресурсами составляет инновационный потенциал, приобретающий в настоящее время особую значимость. Переход экономики на новый качественный уровень в еще большей степени повысил роль активизации инновационной деятельности в решении проблем формирования инновационного потенциала страны и ускоренного развития наукоемкого производства.

Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, инновационный потенциал



Основу эффективности развития национальной экономики современной России наряду с природными, трудовыми и научно-техническими ресурсами составляет инновационный потенциал, приобретающий в настоящее время особую значимость. Переход экономики на новый качественный уровень в еще большей степени повысил роль активизации инновационной деятельности в решении проблем формирования инновационного потенциала страны и ускоренного развития наукоемкого производства.

Экономический потенциал каждого региона состоит из ряда самостоятельных системных категорий, которые взаимодействуя между собой дают синергетический эффект от их деятельности в развитии страны. К таким системным категориям необходимо отнести: инновационный, научно-технический, производственный, экономический, кадровый, организационный и информационный потенциалы.

Инновационный потенциал важен для обоснования государственной инновационной политики, комплекса научно-технических и инновационных программ. Однако как экономико–управленческая категория он в настоящее время мало исследован. Чтобы сформулировать понятие инновационного потенциала, целесообразно определить, что же подразумевается под термином «инновация».

В переводе с английского инновация означает нововведение, ввод новшества. Инновация ‑ есть результат деятельности по обновлению (преобразованию) предыдущей деятельности, приводящий к замене или дополнению одних элементов другими.

«Потенциал (лат. potentia – сила) в широком смысле – средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и способные быть использованными, или приведенными в действие для достижения определенной цели, осуществления плана, решения какой-либо задачи» [1].

Несмотря на то, что в настоящее время вопросы определения инновационного потенциала недостаточно глубоко изучены как в отечественной, так и в зарубежной теории нововведений, определенные подходы к решению данной проблемы существуют. В наиболее распространенном определении данной категории предусматривается, что инновационным потенциалом является совокупность финансовых, кадровых, информационных и материально-технических возможностей и иных ресурсов, необходимых для осуществления инновационной деятельности. Коллектив авторов (под руководством П.Н. Завлина) считает, что «инновационный потенциал» ‑ это готовность и способность того или иного предприятия (организации) осуществить впервые и воспроизвести (воспринять) нововведение [3].

Очевидно, что существенной составляющей инновационного потенциала является наличие новшеств, которые могли быть использованы в общественном производстве страны. Однако наличие новшеств, готовых для коммерческого использования, не является единственным условием их эффективного распространения в общественном производстве. Не менее важно, насколько производственно-хозяйственная система и ее элементы, готовы к потреблению имеющегося научно-технического задела.

Наиболее близким к понятию инновационного потенциала в отечественной науке можно считать понятие научно-технического и научного потенциала.

Под научно-техническим потенциалом понимается «совокупность факторов, определяющих возможности непрерывного повышения экономической эффективности производства за счет ускорения научно-технического прогресса» [4].

Рассматривая научно-технический потенциал (НТП), необходимо заметить, что в отличие от инновационного, данное понятие не включает в свой состав экономический потенциал. Однако, совершенно очевиден тот факт, что все элементы НТП оказывают существенное воздействие на величину экономического потенциала страны, и существенным образом предопределяют ее инновационные возможности.

Нельзя не отметить, что прямая трактовка понятия «потенциал» по отношению к инновациям может быть связана с совершенствованием и развитием новшества.

Потенциал может быть велик с количественной точки зрения, то есть включать в себя значительные материально-технические, информационные и трудовые ресурсы, но при этом иметь низкий качественный уровень и в силу этого не оказывать на экономическое развитие существенного позитивного влияния. Он может быть велик в качественном отношении, но в силу своей малой количественной величины не будет оказывать существенного влияния на темпы и масштабы экономического роста в общественном производстве.

Главным условием современного экономического развития является не создание и увеличение потенциала как такового, а использование имеющегося потенциала и его увеличения в тех направлениях, которые могут обеспечить реальную социально-экономическую отдачу. Однако для того, чтобы обеспечить эффективное использование инновационного потенциала страны, необходимо четко определить его содержание.

В целом ряде литературных источников инновационный потенциал трактуется как «совокупность ресурсов». Мы полагаем, что он представляет собой имеющиеся в обществе возможности, связанные с содержанием и использованием новшеств во всех сферах деятельности, что позволяет осуществлять социальное, экономическое, технологическое и техническое развитие национальной экономики.

По нашему мнению, инновационный потенциал региона есть совокупность ресурсов и свойств, которые определяют инновационные возможности устойчивого и эффективного функционирования региональной социально-экономической системы.

Одним из основных средств обеспечения эффективного развития страны является управление инновационным потенциалом, под которым мы понимаем функции инновационных систем, направленных на упорядочение, сохранение и повыше их целостности. Применительно к инновационному потенциалу управление направлено на его максимальное использование и развитие.

В силу этого, автор считает, что под управлением инновационным потенциалом понимается процесс подготовки, принятия и реализации решений по формированию и максимальному использованию совокупного инновационного потенциала в целях устойчивого социально-экономического развития.

Эффективность управления инновационным потенциалом зависит от применяемого методологического подхода. Анализ теории и практики экономического управления позволяет сделать вывод о целесообразности использования в целях управления инновационным потенциалом интеграционный маркетинг. По нашему мнению, действия, направленные на создание, освоение и распространение инноваций, а также на активизацию инновационной деятельности должны основываться на интеграционном маркетинге.

Интеграционный маркетинг региона – это деятельность, направленная на удовлетворение экономических, социальных и экологических нужд и потребностей населения и субъектов хозяйствования, включая органы управления региона. Это достигается за счет обмена потребительскими ценностями, основанном на учете, исследовании и использовании взаимосвязей между отдельными подсистемами и элементами системы маркетинга [5].

Преимущества, получаемые от использования интеграционного маркетинга, в целях управления инновационным потенциалом региона делятся на три группы.

Во-первых, разные элементы маркетинга, используемые как внутри, так и за пределами региона, должны быть хорошо скоординированы. Единство их позиций подразумевается не только в действиях региональных органов власти, но самостоятельных и независимых субъектов хозяйствования, функционирующих на территории данного региона.

Во-вторых, данный термин указывает на комплексные операции, то есть на то, что все маркетинговые средства направлены на одновременное достижение поставленных целей.

В-третьих, в нем подчеркивается наличие между элементами маркетинга и внутри каждого из них объединяющих взаимосвязей и взаимозависимостей, формируемых единой направленностью действий.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование интеграционного маркетинга позволяет скоординировать инновационную деятельность предприятий и проводить сбалансированную политику по управлению инновационным потенциалом региона.


Источники:

1. Большая Советская Энциклопедия. - М., 1967. - Т.20. - С. 428.
2. Друкер П.Ф. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения / пер. с ан. М. Котельниковой. - М. : ФАИР-ПРЕСС, 1998. - 288 с.
3. Карданская Н.Л. Основы принятия управленческих решений : учеб­ное пособие. - М. : Русская Деловая Литература, 1998. - 180 с.
4. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность – М. : Экзамен, 2001. –
576 с.
5. Самостроенко Г.М. Формирование стратегии развития региона на основе интеграционного маркетинга : монография. – Орёл : Изд-во ОРАГС, 2002. – 304 с.
6. Титов А.Б. Маркетинг и управление инновациями. – СПб. : Питер, 2001. – 240 с.
7. Устинов В.А. Управление инновационной деятельностью в процес­се создания новой техники, освоения производства новой продукции : учеб­ное пособие. - М. : ГАУ, 1995.- 287 с.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:07:38