Инновационный малый бизнес: необходимость и механизм развития

Юленкова И.Б.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 2-2 (106), Февраль 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Юленкова И.Б. Инновационный малый бизнес: необходимость и механизм развития // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 2. – С. 124-128.

Аннотация:
Переход к рынку предполагает внесение кардинальных изменений в механизмы формирования и реализации инновационной политики любого предприятия. Главным в этом процессе является ориентация на целевые установки, диктуемые экономике политическим и инвестиционным фоном в регионах и государстве в целом, а также требованиями рынка.

Ключевые слова: малый бизнес, инновационная деятельность, малое предпринимательство, малые инновационные предприятия

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Переход к рынку предполагает внесение кардинальных изменений в механизмы формирования и реализации инновационной политики любого предприятия. Главным в этом процессе является ориентация на целевые установки, диктуемые экономике политическим и инвестиционным фоном в регионах и государстве в целом, а также требованиями рынка.

Непрерывное совершенствование производственного процесса, кадрового потенциала и ресурсной базы требует быстрых изменений в организационной и технологической структуре предприятий. Естественно, в крупных компаниях со сложной структурой производства и управления всегда существует определенный временной интервал между острой необходимостью в преобразованиях и реальным их осуществлением. В этих условиях важным инструментом повышения технического уровня производства становятся малые инновационные предприятия (МИП), которые гибко реагируют как на технологические изменения, так и на изменения в структуре потребления продукции, позволяют провести апробацию нового направления развития производства, естественный и достаточно болезненный отбор новых технологических процессов, продуктов, рынков сбыта, потребителей. Их организационная структура позволяет оперативно расширять производство в случае успеха и сворачивать его, когда вероятность неудачи и финансовых потерь становится слишком высокой.

В зависимости от характера сочетания науки и производства малые инновационные предприятия бывают:

‑ научно-технического назначения, которые разрабатывают новые технологии, продукты;

‑ производственного назначения, осваивающие производство новых изделий, применяющие новые технологические процессы;

‑ научно-производственного назначения, осуществляющие весь инновационный цикл от разработки до сервисного обслуживания изделий (внедрения) [2].

Инновационная деятельность малых фирм при их взаимодействии с крупными предприятиями может быть организована различными способами:

1) создание небольшого временного творческого коллектива или автономного подразделения внутри крупного предприятия;

2) образование вне предприятия творческой бригады, имеющей статус юридического лица, с численностью работников от 3 до 100;

3) выделение из предприятия и образование новых инновационных фирм, работающих в области новых технологий, которые со временем могут стать независимыми;

4) приобретение акций или поглощение другим законным способом крупным предприятием малой инновационной фирмы, освоившей выпуск нового продукта или технологии;

5) продажа мелкой фирмой своей интеллектуальной собственности крупному предприятию с сохранением независимости от последнего [4].

Значительная роль малого бизнеса в экономике развитых стран определяется тем, что крупные компании приобретают следующие преимущества от интеграции с малыми фирмами:

1) это позволяет в какой-то степени децентрализовать научно-техническую деятельность, оставляя контроль за ней в руках крупной фирмы. Привлечение МИП в качестве субподрядчиков дает возможность расширить производство без строительства новых цехов, покупки оборудования, что обеспечивает экономию на постоянном капитале и дополнительной рабочей силе, ускорение процесса разработки продукции;

2) крупные предприятия привлекают через субподрядные фирмы квалифицированный персонал. Таким косвенным путем осуществляется экономия на переменном капитале;

3) научно-техническая интеграция с МИП через субподрядные отношения приносит крупным фирмам прибыль посредством установления относительно низких цен на продукцию таких малых инновационных предприятий (эти цены ниже тех, по которым заказчик мог бы сам производить данное изделие или услугу);

4) крупные предприятия часто с помощью субподрядных отношений с МИП решают социальные вопросы, направляя туда часть высвобождающейся рабочей силы и регулируя таким образом проблемы занятости.

5) главные мотивы интеграции с МИП состоят в их гибкости, инновационной активности и приспособляемости к быстро меняющимся условиям производства и сбыта, инициативности и предприимчивости, создании плодотворного климата [1].

Сильные стороны малых инновационных предприятий:

– снижение длительности инновационного (научно-производственного) цикла в среднем в два раза по сравнению с крупным предприятием;

– деятельность на основе прямых контактов с партнерами;

– высокая скорость принятия управленческих решений;

– минимальная длина цепи команд и свобода от бюрократии;

– высокая мотивация труда, включая материальные и моральные стимулы;

– низкий уровень накладных расходов;

– быстрая реакция на научно-технические достижения, на изменения спроса потребителей;

– мобилизация личной инициативы квалифицированной и предприимчивой части персонала.

Слабые стороны малых инновационных предприятий:

– неопределенность получения положительного результата;

– ограниченные возможности внешнего финансирования (кредитования, привлечения средств из государственных источников);

– высокий уровень предпринимательского риска;

– низкая специализация персонала;

– ограниченные возможности выпуска продукции и удовлетворения спроса;

– персонифицированная ответственность за финансовые результаты деятельности предприятия; отсутствие объединяющего эффекта от совместной деятельности множества структурных подразделений [5].

В рыночной экономике основным «двигателем» развития традиционных и новых секторов, усиления инновационной направленности экономического развития является предпринимательская инициатива, поэтому главным условием диверсификации экономики, повышения темпов экономического роста, является устранение препятствий, сдерживающих ее:

– упрощение получения административных разрешений на начало бизнеса (замена, где это возможно, разрешительного порядка регистрации уведомительным), а также сокращение и прозрачность процедур государственного контроля (надзора) над предпринимательской деятельностью;

– прозрачная и понятная система таможенного регулирования и таможенного контроля, снижение вплоть до нуля таможенных ставок на ввоз технологического оборудования, упрощение таможенных процедур;

– либеральная система валютного регулирования;

– эффективная производственная инфраструктура, включающая адекватную систему землеотвода, транспортные и информационные коммуникации, доступность энергоресурсов;

– необременительная налоговая система, стимулирующая инвестиционную активность, инновационную деятельность, расширение экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью. [3]

Выполнение этих условий может дать мощный импульс к развитию новых секторов, но принятие решений по данным вопросам и их реализация на территории всей страны могут быть «растянуты» на несколько лет. Поэтому в целях максимального ускорения процессов диверсификации необходимо параллельно с осуществлением мер в рамках всей экономики в форсированном режиме создавать такие условия в рамках отдельных ограниченных образований – особых экономических зон.

В сфере научно-технической деятельности огромный и ранее не востребованный потенциал научных и конструкторских разработок остается высококонкурентоспособным, что и определяет практически неизменный уровень создания образцов новой техники в годы реформ. Последнее обстоятельство подталкивает к следующему выводу.

Крупные предприятия для технического перевооружения, необходимого для производства принципиально новой техники, требуют огромных инвестиций, которых у России нет. В то же время, значительный интеллектуальный потенциал ученых и разработчиков, которые, объединяясь в многочисленные малые коллективы, различными организационными способами добиваются оживления цепи «исследование – разработка – производство – продажа» создавая конкурентоспособные образцы новой техники.

Следовательно, данное направление, в основе которого лежат малые организационные формы предпринимательства, объединяя интеллектуальные возможности наполовину безработных ученых и конструкторов, может стать тем локомотивом, который поможет активизировать инновационную деятельность нашей экономики.


Источники:

1. Бекетов Н.В. Научно-инновационная система региона: теория, методология и практика организации. – М. : Ин-т науч. информ. по обществ. наукам РАН, 2002. – 218 с.
2. Кузык Б., Яковец Я. Альтернативы структурной динамики // Экономист. – 2007. – №1. – С. 3–14.
3. Иванченко В. Проблема инновационного воспроизводства // Экономист. – 2007. – №2. – С. 57–65.
4. Ласкин Г.А., Бисчук Е.Б. Промышленно-инновационная политика России в условиях глобализации // ЭКО. – 2005. – № 6. – С. 33.
5. Петров А., Поспелов И. Инновационно-прорывной путь развития: прогнозные параметры // Экономист. – 2007. – №1. – С. 15–28.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:09:34