Проблемы использования попутного нефтяного газа

Кащеев А.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 2-2 (106), Февраль 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Кащеев А.В. Проблемы использования попутного нефтяного газа // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 2. – С. 120-123.

Аннотация:
Одним из немалых резервов газового баланса России призван стать попутный нефтяной газ (ПНГ). Однако, по официальным данным Минприроды, из 55 млрд. куб. м ежегодно извлекаемого ПНГ в переработку направляют лишь 26%. Около 27% газа сжигают в факелах, а 47% (по явно завышенным сведениям нефтяных компаний) вроде бы используют на нужды промыслов. Даже согласно приведенным цифрам, «в трубу» ежегодно вылетает почти 15 млрд. куб. м газа. Однако ряд российских экспертов вполне оправданно полагают, что, по крайне мере, половину газа, который якобы закачивают в пласт или используют на другие нужды, в действительности также сжигают. Эти предположения не только подтверждают, но и усугубляют более тревожные данные ряда международных организаций.

Ключевые слова: промышленные предприятия, нефтегазовый комплекс, нефтепереработка, попутный нефтяной газ

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Одним из немалых резервов газового баланса России призван стать попутный нефтяной газ (ПНГ). Однако, по официальным данным Минприроды, из 55 млрд. куб. м ежегодно извлекаемого ПНГ в переработку направляют лишь 26%. Около 27% газа сжигают в факелах, а 47% (по явно завышенным сведениям нефтяных компаний) вроде бы используют на нужды промыслов. Даже согласно приведенным цифрам, «в трубу» ежегодно вылетает почти 15 млрд. куб. м. газа. Однако ряд российских экспертов вполне оправданно полагают, что, по крайне мере, половину газа, который якобы закачивают в пласт или используют на другие нужды, в действительности также сжигают. Эти предположения не только подтверждают, но и усугубляют более тревожные данные ряда международных организаций.

По сведениям Международного энергетического агентства, объем сжигания попутного газа в России достиг 60 млрд. куб. м., то есть в четыре раза больше российских показателей [1]. Результаты спутниковой фотосъемки (инициированной Всемирным банком), полученные в 2004 г., показали, что российские нефтяники отправили на факелы 50,7 млрд. куб. м. газа. По этому показателю Россия, значительно опередив Нигерию (23 млрд. куб. м.), «успешно» заняла первое место в мире. В 2006 г. ситуация ухудшилась. Съемка показала, что только в Ханты-Мансийском автономном округе – главном нефтяном регионе России на факелах улетучилось 24 млрд. куб. м., а на остальной территории — еще 28 млрд. куб. м.

Варварское разбазаривание ценного сырья усугубляется серьезным загрязнением окружающей среды выбросами парниковых газов, ибо на долю попутного газа, сжигаемого в факелах, приходится до 14% всех выбросов СО2 в атмосферу [2]. А это усложняет выполнение Россией обязательств по Киотскому протоколу и вызывает обеспокоенность мировой общественности.

Явное отставание российской нефтяной промышленности в утилизации ПНГ вызвано рядом причин объективного и субъективного характера, сложившихся еще в советский период и обострившихся уже в последние десятилетия.

Прежде всего, следует напомнить о давнем пренебрежении советских нефтяных организаций (ради мнимой экономии государственных средств) к созданию должной инфраструктуры, обеспечивающей использование попутного газа. После приватизации нефтяной промышленности в России препятствием к решительному изменению такого отношения к утилизации ПНГ стала недостаточная экономическая привлекательность создания полноценной инфраструктуры вследствие:

‑ низких внутренних цен на газ;

‑ ограниченных собственных потребностей в нем на месторождениях;

‑ подчас большого расстояния между центрами добычи и потребления;

‑ дороговизны сооружения заводов по переработке ПНГ и специальных трубопроводов, подводящих его к магистральным газопроводам;

‑ неопределенности возможностей стабильного доступа к газопроводам, монопольным контролером которых выступает «Газпром», по своему усмотрению определяющий, чей газ, когда, сколько и куда прокачать.

Обострение вопросов утилизации ПНГ, затрагивающих интересы всей энергетической сферы страны, предопределило усиление внимания государственного руководства к решению назревших проблем.

В Послании Федеральному Собранию РФ, с которым президент В. Путин выступил 26 апреля 2007 г., отмечено, что «Сегодня в России на нефтяных промыслах сжигается, по самым минимальным оценкам, более 20 млрд. куб. м попутного газа в год. Такое расточительство недопустимо. Тем более, что во всем мире уже давно известна и действует система мер, доказавшая свою эффективность.

Надо незамедлительно создать соответствующую систему учета, увеличить экологические штрафы, а также ужесточить лицензионные требования к недропользователям. В связи с тем, что реакция соответствующих государственных организаций и нефтяных компаний оказалась недостаточно адекватной, президент вернулся к этой проблеме в августе 2007 г. на совещании, посвященном развитию нефтегазовой отрасли.

Демонстрируя на этот раз оперативную реакцию на высказывание президента, компании «Газпром нефть» и СИБУР заявили о создании совместного предприятия «Южно-Приобский ГПЗ», которое возьмет на себя организацию работ по проектированию новых мощностей для переработки попутного газа, для утилизации уже на первом этапе до 1 млрд. куб. м. в год.

Для «Газпром нефти» утилизация газа является насущной проблемой. По ее данным, в прошлом году добыча ПНГ достигла 4,5 млрд. кубометров. А по сведениям Минприроды, компания сжигает до 65% этого сырья, что является одним из самых высоких показателей в России.

После переработки попутного газа появляется не только жидкое сырье для химических производств, которое можно транспортировать железнодорожным транспортом, но и сухой газ, требующий доступа в трубу «Газпрома». Однако, как уже отмечалось, свободного места в ней нет даже для поставок с новых месторождений природного газа, которые собираются разрабатывать независимые производители.

Не решен вопрос, как будут доставлять ПНГ на перерабатывающие заводы, - возить его в цистернах практически нерентабельно, а потому встает вопрос, кто будет строить продуктопроводы.

Достойный изучения план утилизации попутного газа предложила «Роснефть». После того, как на объектах «РН-Пурнефтегаза» побывала делегация экспертов Всемирного банка, было принято решение о разработке «проекта совместного осуществления» по утилизации ПНГ на Комсомольском месторождении на Ямале.

Понятие «проект совместного осуществления» введено Киотским протоколом и подразумевает мероприятия по сокращению выбросов парниковых газов с привлечением инвестиций другого государства.

Рассматриваемый проект предполагает сбор, переработку и использование ПНГ на упомянутом месторождении. Там запланировано строительство дожимной компрессорной станции, которая будет подавать очищенный газ в магистральный нефтепровод «Газпрома». В результате в 2010 г., по оценке специалистов, коэффициент утилизации газа на Комсомольском удастся поднять до 95%. По мнению руководителя проекта со стороны ВБ, он будет готов к концу 2007 г.

Пока попутный газ поставляют на Губкинский газоперерабатывающий комплекс, проектные мощности которого не позволяют принимать весь объем ПНГ.

Соответствующую реакцию на высказывания президента по поводу ПНГ демонстрируют и госорганы, которые просто обязаны выполнять его указания. На упомянутом совещании В. Путин поручил главе МПР к 1 октября представить в правительство программу повышения эффективности использования ПНГ. Точно в назначенный срок министр природных ресурсов Ю. Трутнев направил председателю правительства В. Зубкову проект плана необходимых мероприятий. В программе предусматривается:

‑ установление единого норматива использования ПНГ;

‑ введение прогрессивной платы за выбросы ПНГ и продуктов его сжигания на факельных установках;

‑ установление приборов учета ПНГ на месторождениях;

‑ увеличение экологического штрафа за сверхнормативные выбросы при сжигании газа;

‑ утверждение методики расчета степени утилизации ПНГ по лицензионному участку и т.д.

Глава комитета Госдумы по энергетике В. Язев считает, что депутаты пятого созыва должны принять отдельный закон о переработке ПНГ. «У нас есть цель, ‑ подчеркнул В. Язев, ‑ к 2011 г. выйти на переработку 95% всего объема попутного газа. По его словам, увеличение переработки ПНГ нефтяными компаниями следует осуществлять поэтапно. В законе необходимо ужесточить меры для недропользователей вплоть до отбора лицензий при невыполнении требований по утилизации ПНГ.

Наконец, первый вице-премьер и председатель ВПК С. Иванов отметил, что предприятия ОПК могут строить новые заводы по глубокой переработке углеводородов, включая оборудование для утилизации попутного газа, а также такие транспортные средства, как газовозы, которые пока в России не производят.

Совершенно очевидно, что мерами учета и наказания за нарушения ограничиваться нельзя. Необходимо создать условия, при которых и продуцентам и потребителям попутного нефтяного газа будет выгодно создавать соответствующие инфраструктуры. В противном случае нефтяники будут, как и прежде, стремиться утаивать или преуменьшать объемы выбросов и даже платить за это высокие штрафы, если последние будут ниже расходов на утилизацию данного (причем – ценного!) побочного продукта наших нефтепромысловых организаций.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:33:55