Назначение сферы услуг в контексте реализации общественных потребностей

Нюренбергер Л.Б., Барыкина Т.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-1 (116), Август 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Нюренбергер Л.Б., Барыкина Т.В. Назначение сферы услуг в контексте реализации общественных потребностей // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 8. – С. 124-127.

Аннотация:
Современное промышленное производство сталкивается сегодня с целым рядом проблем и страдает от истощения многих природных ресурсов, общего снижения темпов экономического роста,обострения конкуренции на внутренних и мировых рынках, роста безработицы, отставания уровня заработной платы персонала промышленных предприятий от роста производительности труда с использованием высоких технологий и инноваций.

Ключевые слова: промышленные предприятия, сфера услуг, промышленное производство, реализация общественных потребностей

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Современное промышленное производство сталкивается сегодня с целым рядом проблем и страдает от истощения многих природных ресурсов, общего снижения темпов экономического роста, обострения конкуренции на внутренних и мировых рынках, роста безработицы, отставания уровня заработной платы персонала промышленных предприятий от роста производительности труда с использованием высоких технологий и инноваций.

Представители крупного бизнеса развитых стран Запада увидели выход из сложившейся ситуации в переводе некоторых наиболее трудозатратных и экологически опасных производств в развивающиеся государства Азии, Африки, Латинской Америки. В самих же развитых странах начинается широкое внедрение наукоемких производств с использованием информационно-компьютерных технологий, что характерно для постиндустриальной экономики.

Подобные перемены в экономике вызвали радикальные изменения в социальной структуре, а также в культурных ориентациях и потребительских запросах населения. Так, обладание знаниями, высокий профессионализмом, широкий кругозор рассматриваются ныне в качестве предпосылки жизненного успеха и, естественно, необходимого средства индивидуального развития. Люди переходят от удовлетворения потребностей первого порядка (связанных с жизнеобеспечением) к потребностям второго порядка (социальные, оздоровительные, духовные запросы). Особую ценность в общественном сознании приобретают необходимость совершенствования всех сторон повседневной жизни, оптимизация быта, гуманизация процессов воспитания детей, полноценная рекреация человека в свободное время [3].

Субъекты сферы услуг оперативно откликаются и стимулируют указанные общественные запросы. В последние десятилетия во многих странах мира интенсивно шли процессы экстернализации услуг. Под экстернализацией понимается масштабное появление новых видов и форм услуг, берущих на себя те функции по удовлетворению общественных потребностей, которые до этого являлись составной частью промышленного производства или самообслуживания в рамках семьи и самодеятельных видов активности населения. Все указанные выше процессы переводили сервисную активность на более качественный уровень. Однако это не лишало ее внутренних противоречий.

Об изменении роли сервиса в современной экономике свидетельствуют также показатели результатов внутренней торговли, объем внешней торговли услугами, изменение структуры занятости в сторону роста численности работников третичного сектора и др.

Если говорить о числе занятых в сфере обслуживания, то следует учесть, что в нее входят не только работники индустрии услуг, но и те, кто выполняет сервисные функции в других секторах экономики.

Еще одна особенность развития сферы услуг связана с динамичной и масштабной трансформацией внутренней структуры самого третичного сектора [1]. За последние 30 лет особенно впечатляющим был рост сегментов, связанных с промышленными услугами, которые способствовали динамизации основных производственных отраслей. Внутри промышленных услуг зародились деловые услуги, что образуют в настоящее время самостоятельный сегмент сервиса.

Логика современного развития привела к необходимости выведения внутренних обслуживающих подразделений промышленных предприятий за рамки производства. Эти подразделения приобретали статус юридических лиц и сосредоточивали свою деятельность на разных услугах производственного назначения в рамках индустрии собственно сервисной деятельности.

Промышленные услуги связаны с обеспечением рыночного спроса на продукцию однопрофильных предприятий, со снабжением (поставками), с выполнением посреднической роли между производителем и его партнерами и потребителями. В последнем случае выполняются информационные, телекоммуникационные, транспортные, компьютерные услуги, совершенствуется предпринимательская среда и т.п. Таким образом, промышленные услуги становятся саморазвивающимися отраслями, которые все в большей степени определяют, что, где и как должно производиться.

Особо следует выделить промышленные услуги, связанные с поставками и послепродажным обслуживанием продукции промышленного производства. Любое производство, особенно высокотехнологичное, производящее технику и товары длительного пользования, нуждается в сервисе особого рода. Этот сервис нацеливается на транспортировку и складирование сырья, комплектующих, готовых изделий, на установку и монтаж готовой техники, а также досуговые, развлекательные, художественно-эстетические, религиозно-теософские, социально-политические и другие услуги. В то же время доля личных услуг, связанных с потреблением материальных благ, в последние десятилетия оставалась сравнительно стабильной [2].

Выделим еще одно новое качество развития сферы услуг в современных условиях. Сравнивая производство нынешних услуг с прошлым, можно видеть, что оно всегда обладало немалым уровнем гибкости по отношению к меняющимся условиям жизни, а также заключало в себе эластичную стратегию реагирования на потребительский спрос. Этому способствовали следующие особенности бизнеса в данной сфере:

- высокая скорость оборота капитала и инвестиций;

- относительно короткие производственные циклы;

- сравнительно небольшой объем первоначального капитала, необходимый для организации нового дела;

- относительно высокая доходность бизнеса во многих секторах сервиса.

Однако на первоначальных этапах индустриализации сфера услуг не претендовала на лидерскую роль в освоении инноваций. Сегодня картина меняется коренным образом. Сервисная деятельность не только адаптирует множество инноваций, но и ее субъекты сами выступают инициаторами разработки новшеств, которые подчас революционизируют все другие области экономической и общественной практики [1].

Таким образом, сфера услуг, развиваясь в рамках общемирового хозяйства на чисто коммерческих или смешанных началах, выполняет важную социально-экономическую функцию. По существу она выступает опосредующим механизмом перераспределения материальных и духовных благ между важнейшими сферами и областями социально-экономической практики. Основное общественное назначение сферы услуг состоит в том, чтобы способствовать удовлетворению многообразных массовых потребностей, а также различных индивидуальных запросов.

Участвуя в реализации общественных потребностей, сфера услуг укрепляет социальную безопасность, вносит заметный вклад в обеспечение современного развития производственных коллективов, способствует повышению уровня и качества жизни населения. Удовлетворяя индивидуальные потребности, сервис позволяет организовать труд, быт и отдых каждого человека, укрепляет его общественные и семейно-дружеские связи, помогает развивать и реализовывать заложенные в нем способности.


Источники:

1. Аванесова Г.А. Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент: Учебное пособие. – М : Аспект пресс, 2005. – 318 с.

2. Романович Ж.А., Калачев С.Л. Сервисная деятельность: Учебник / Под общей редакцией проф. Ж.А. Романовича. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 268 с.

3. Сервисная деятельность: Учебное пособие / С.Н. Коробкова, В.И. Кравченко, С.В. Орлов, И.П. Павлова; Под общей редакцией В.К. Романович. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 156 с.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:31:22