Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»12 / 2008

Организация сегментарного учета и анализа деятельности предприятий речного транспорта

Синицын Андрей Викторович, Аспирант учетно-экономического факультета кафедры анализа хозяйственной деятельности и аудита Саратовского государственного социально-экономического университета, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 80

Аннотация:
Для определения эффективности деятельности речного транспортного предприятия необходимо выделить его в качестве отдельного объекта анализа как в целом по всему предприятию, так и по отдельным его видам деятельности. То есть следует провести разбивку целого хозяйственного комплекса по отчетным сегментам его деятельности.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Синицын А.В. Организация сегментарного учета и анализа деятельности предприятий речного транспорта // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 12. – С. 123-128.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Для определения эффективности деятельности речного транспортного предприятия необходимо выделить его в качестве отдельного объекта анализа как в целом по всему предприятию, так и по отдельным его видам деятельности. То есть следует провести разбивку целого хозяйственного комплекса по отчетным сегментам его деятельности.

Порядок составления сегментарной отчетности в России регламентируется ПБУ 12/2000 [1], основой разработки которого стал стандарт МСФО 14 «Сегментарная отчетность» [3]. В отчетности необходимо раскрыть базы распределения доходов и расходов. В соответствии с вышеназванным положением предусматривается два вида отчетных сегментов: операционные и географические. Поэтому, в качестве сегментов могут выступать структурные единицы, виды продукции, производственные линии, клиенты, сбытовые территории.

Однако в ноябре 2006 г. был опубликован МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты» (Operating segments). Он заменил собой МСБУ (IAS) 14 «Отчетность сегментов» и внес серьезные изменения в порядок составления сегментарной отчетности. Произошедшие изменения требуют аналогичного пересмотра положений ПБУ 12/2000.

Сегменты, определяемые на основе внутренней организационной структуры компании, обеспечивают, как минимум, три значительных преимущества:

1) способность взглянуть на компанию «глазами руководства». Это усиливает возможности пользователя прогнозировать действия или реакцию менеджеров, которые могут существенно повлиять на перспективы получения предприятием денежных средств в будущие периоды;

2) ввиду того, что информация о таких сегментах предназначена для использования руководством, дополнительные затраты на ее предоставление при подготовке отчетности для внешних пользователей должны быть относительно небольшими;

3) практика показала, что понятие «отрасль» весьма субъективно. Сегменты, основанные на существующей внутренней структуре, представляются менее субъективными.

Операционные сегменты на предприятиях речного транспорта

 В предприятиях речного порта могут быть выделены следующие операционные сегменты деятельности:

‑ перевозка грузов;

‑ перевозка пассажиров;

‑ добыча и производство нерудных строительных материалов;

‑ погрузоразгрузочные работы;

‑ обработка транзитного и местного флота и других видов транспорта;

‑ комплексное обслуживание флота;

‑ строительно-монтажные работы;

‑ сдача в аренду флота;

‑ сдача помещений в аренду;

‑ внешнеэкономическая деятельность.

На современном этапе актуализация сегментарного анализа вызвана тем, что многие крупные организации производят всевозможные товары и услуги, осуществляют торговую посредническую деятельность на предприятиях с различным техническим уровнем, разной рентабельностью. Производство и продажа товаров совершаются в различных географических зонах, государственных, территориальных районах, что также откладывает свой отпечаток и сказывается на результатах хозяйственной деятельности. Информация об этих особенностях представляет весьма значительный интерес для многих пользователей финансовой отчетности.

Расчеты по методике сегментарного анализа и что они дают

 Сегментарный анализ – это сочетание классического экономического анализа, основанного на системном подходе, комплексном учете разнообразных факторов, и маржинального анализа. Основным принципом последнего является разделение производственных и сбытовых затрат в зависимости от объема производства на переменные и постоянные и использование категории маржинального дохода.

Сегментарный анализ проводится на основе сегментарной отчетности, которая может быть определена как отчетность, сформированная по отдельным сегментам производства.

Как уже отмечалось выше, для предприятий речного транспорта наиболее предпочтительной является сегментация по видам деятельности. Проведение расчетов по методике сегментарного анализа требует постепенной конкретизации информации о затратах, продажах и доходах по мере разложения крупных сегментов на более мелкие. При этом:

1) анализируются сегментарный отчет по видам деятельности, осуществляемым компанией;

2) по каждому виду деятельности в качестве сегментов анализируются виды оказываемых услуг и работ;

3) по каждому виду работ и оказываемым услугам проводится детализация в разрезе сбытовых территорий.

Сегментарный анализ широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями. Он позволяет оценить качество работы каждого сегмента бизнеса.

Основные возможности сегментарного анализа:

— при составлении сегментарной отчетности определяется вклад каждого сегмента в формировании прибыли как более крупного сегмента, так и в целом компании;

— устанавливается целесообразность выпуска отдельных видов продукции и расширение (или, наоборот, сокращение) ее ассортимента;

— определяется эффективность конкретных рынков сбыта;

— оптимизация показателей деятельности, как отдельных сегментов, так и предприятия в целом и, как следствие, ‑ повышение прибыли.

У какого сегмента коэффициент валовой прибыли выше?

 С помощью сегментарного анализа обосновываются и другие управленческие решения.

Основные этапы анализа:

‑ формирование децентрализованной структуры управления с выделение сегментов;

‑ сбор, подготовка и обработка исходной информации, необходимой для проведения анализа;

‑ классификация статей затрат анализируемых сегментов;

‑ сравнительный анализ уровня исследуемых показателей по сегментам;

‑ обобщение полученных результатов.

Анализ сегментарной отчетности может проводиться по двум направлениям:

1) простой (односторонний) расчет маржинального дохода;

2) двухступенчатый расчет.

Проведение расчета по первой методике расчета маржинального анализа требует соблюдения ряда условий:

‑ необходимость деления издержек на две части – постоянные и переменные;

‑ переменные издержки изменяются пропорционально объему производства (реализации) продукции;

‑ постоянные издержки рассматриваются как нераспределенные и вычитаются из суммы маржинального дохода, полученного всеми сегментами, то есть на сегмент не относятся;

‑ маржинальный доход определяется путем вычитания из объема продаж переменных затрат.

Такой анализ позволяет определить: у какого сегмента коэффициент валовой прибыли, характеризующий уровень выгодности производимой и реализуемой продукции, выше. То есть уже при одноступенчатом расчете маржинального дохода сегментарная отчетность представляет определенную информационную базу для анализа.

Двухступенчатый расчет маржинального дохода

 При функционировании сегмента неизбежны постоянные затраты, которые должны быть им покрыты, при использовании подхода, о котором речь шла выше, могут быть сделаны неверные выводы. Поэтому более предпочтительно применение двухступенчатого подхода. Этот расчет основан на разделении затрат на специальные (прямые) и общие (косвенные) постоянные затраты, а также на определении маржинального дохода 1 как разности между объемом продаж и переменными затратами.

Специальные (прямые) постоянные затраты могут быть прямо отнесены на конкретные сегменты. Общие – рассматриваются как затраты, возникающие на более высоком уровне сегментирования или на уровне компании в целом, и на сегменты не относятся. Маржинальный доход 2 (сегментарная прибыль) образуется после распределения специальных постоянных затрат.

Использование двухступенчатого расчета маржинального дохода обеспечивает большие информационные возможности и позволяет определить в какой степени каждый сегмент причастен к формированию и – главное к покрытию постоянных затрат для получения прибыли.

Сегментированный анализ предоставляет информацию не только внутренним, но и внешним пользователям, так как он основывается на данных о различных видах товаров, работ, услуг, производимых компанией, и различных географических регионах, в которых она осуществляет свою деятельность. Это позволяет пользователям оценить ситуацию, сложившуюся по компании в целом, и по ее отдельным подразделениям.

Сегментированный анализ помогает разобраться в эффективности различных направлений бизнеса компании, которую невозможно определить из анализа, опирающегося на данные совокупной отчетности.

В результате сегментарного анализа появляется возможность контролировать такой важный центр сосредоточения затрат, как центр распространения товаров.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Положение по бухгалтерскому учету. Информация по сегментам ПБУ 12/2000: Утверждено приказом Минфина России от 27.01.2000: № 11н.
2. Постановление правительства РФ. Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности: от 6 марта 1998 г.: № 283.
3. Международные стандарты финансовой отчетности 2005: издание на русском языке. – М.: Аскери-АССА, 2005 – 1062 с.