Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»12 / 2008

Формирование новых форм интеграции малого и крупного бизнеса

Кузнецова Ольга Борисовна, Соискатель экономического факультета Томского государственного университета, ст.преподаватель кафедры экономической теории Кемеровского технологического института пищевой промышленности, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 25

Аннотация:
Наиболее эффективным, конкурентоспособным и перспективным направлением развития малого предпринимательства является его кооперация с крупным бизнесом посредством формирования кластеров. В России традиционно промышленная политика фокусировалась на поддержке развития крупнейших предприятий. Однако в эпоху постиндустриальной экономики ядром развития выступают кластеры, объединяющие крупные, средние и малые производственные предприятия.
Цитировать публикацию:
Кузнецова О.Б. Формирование новых форм интеграции малого и крупного бизнеса // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 12. – С. 48-51.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Наиболее эффективным, конкурентоспособным и перспективным направлением развития малого предпринимательства является его кооперация с крупным бизнесом посредством формирования кластеров. В России традиционно промышленная политика фокусировалась на поддержке развития крупнейших предприятий. Однако в эпоху постиндустриальной экономики ядром развития выступают кластеры, объединяющие крупные, средние и малые производственные предприятия.

В современной научной литературе нет однозначного определения экономического термина «кластер». Более того, имеет место «терминологический хаос» в отношении таких понятий, как промышленный парк, технопарк, свободная экономическая зона и др. Связано это с тем, что уровень многих российских статей по кластерным технологиям определяется уровнем перевода материалов зарубежных авторов.
Терминологическая путаница в умах предпринимателей и чиновников ведет к недостаточно четкому пониманию практической эффективности кластерных проектов. Зачастую они воспринимаются руководителями территории как нечто эфемерное, применимое исключительно за рубежом.
Поэтому представляется необходимым уточнить дефиниции. Анализ литературы показывает, что в работах зарубежных и отечественных авторов можно встретить более 20 определений кластера. Наиболее удачным представляется определение, сформулированное М. Афанасьевым, Л. Мясниковой: «под кластером понимается сеть независимых производственных, сервисных фирм, включая их поставщиков, создателей технологий и ноу-хау (университеты, НИИ, инжиниринговые центры), связующих рыночных институтов (брокеры, консультанты) и потребителей, взаимодействующих друг с другом в рамках единой цепочки создания стоимости». Но в этом определении не выделяется важнейшая составляющая кластера – территориальная. В связи с этим считаем возможным некоторое изменение вышеназванного определения и предлагаем следующую трактовку.

Что такое кластер?

Кластер – это устойчивое географически локализованное партнерство, объединяющее производителей, потребителей, университеты, НИИ, объединения предпринимателей и другие структуры; направленное на оптимизацию условий совместного развития и рост конкурентоспособности друг друга. Функционирование кластера обязательно предполагает наличие вокруг крупного предприятия (одного или нескольких конкурирующих между собой) большого количества малых и средних организаций.
Кластер – более широкое понятие, чем промышленный парк. Последний представляет собой форму организации производственной инфраструктуры на конкретной территории. Кластер, как было отмечено выше, это целый комплекс взаимодополняющих друг друга компаний: производственных, научно-исследовательских и др., которые начинают работать вместе для усиления конкурентных преимуществ конечного продукта.
Необходимо обратить внимание ещё на один существенный момент, отличающий технопарки, промышленные парки и бизнес-инкубаторы. Можно создать бизнес-инкубатор, технопарк и привлечь в него инновационные компании. Кластер нельзя создать с нуля, так как невозможно фирмы заставить взаимодействовать между собой, если им это не будет выгодно. Успешное же развитие технопарка впоследствии может способствовать формированию вокруг него регионального кластера с определенной специализацией.

Три сценария построения кластера

Построение кластера может осуществляться по трем сценариям:
‑ «сверху вниз», когда инициатива формирования кластера исходит центральных или региональных органов власти;
‑ «снизу вверх», когда инициаторами реализации кластерной политики выступают местные объедения предпринимателей;
‑ «смешанный вариант», когда параллельно применяются оба подхода.
В мировой практике активно используются все выше перечисленные варианты кластерных построений.
Примерами успешной реализации кластерной политики «сверху вниз» являются Финляндия и Нидерланды. В Австрии, Германии, Испании кластеры формировались на основе второго типа построения.
Для России наиболее приемлемым представляется вариант, когда параллельно сочетаются оба подхода. Необходимо изучение лучших методик построения кластеров и выработка механизма их реализации с учетом специфики отечественной экономики.

Цели и преимущества кластеров

Как правило, кластеры направлены на достижение следующих целей:
‑ повышение конкурентоспособности участников кластера за счет возможности осуществлять внутреннюю специализацию и стандартизацию;
‑ снижение издержек за счет эффекта синергии и унификации подходов к вопросам качества, логистики, инжиниринга, информационных технологий и т.д.;
‑ обеспечение занятости в условиях реструктуризации крупных предприятий и аутсорсинга;
‑ консолидированное лоббирование интересов участников кластера в различных органах власти.
Тесное сотрудничество всех участников в рамках кластера обеспечивает планирование работы объединения на перспективу. Это дает возможность полной загрузки мощностей крупных предприятий, уменьшает производственные и трансакционные издержки, создает единое информационное и экономическое пространство.
Однако для многих малых предприятий, отличающихся индивидуализмом, тесное сотрудничество в рамках кластера несет в себе определенную опасность утраты самостоятельности и способности к проведению собственной стратегии на рынке. В связи с этим данное партнерство требует более высокого уровня стратегического мышления руководителей малых предприятий. Во многих западных странах используются эффективные кластерные стратегии, построенные на базе центров деловой активности, которые уже доказали свою силу и конкурентоспособность на мировом рынке.
Развитие кластеров дает преимущества как для власти, администрации, так и для бизнеса, как крупного, так и малого.
Преимущества для администрации:
‑ увеличивается налогооблагаемая база (центры управления малым и средним бизнесом, как правило, находятся на той же территории, что сам бизнес, в отличие от вертикальных корпораций);
‑ снижается зависимость от отдельных бизнес-групп;
‑ появляются возможности для диверсификации экономического развития региона.
Преимущества для бизнеса связаны с улучшением кадровой инфраструктуры, появлением инфраструктуры для исследований и научно-технических разработок, снижением издержек, появлением возможностей для более успешного выхода на мировой рынок.

Проблемы, с которыми связано развитие кластеров в России

Основными проблемами, препятствующими развитию кластеров в России, являются:
‑ отсутствие эффективной методологической базы, обеспечивающей реализацию кластерных технологий;
‑ недостаточная информированность представителей органов исполнительной власти и бизнеса в вопросах применения кластерного подхода;
‑ недостаток подготовленных специалистов по вопросам организации кластеров; отсутствие лидеров – фасилитаторов, которые способны не только генерировать идею формирования кластера, но и реализовать её на практике. Как показывает мировая практика, многие проекты мирового уровня были реализованы благодаря именно фасилитаторам;
‑ недостаточный уровень развития субконтракции и аутсорсинга;
‑ утрата за годы «дикого рынка» института доверия, несформированность культуры информационной открытости, что ведет к недобросовестной конкуренции и недоверию между потенциальными участниками кластера.
Сложность реализации кластерной политики заключается ещё и в том, что она призвана объединять и взаимоувязывать интересы различных субъектов, вовлеченных в процесс кластеризации. С другой стороны, исходя из того, что участниками партнерства являются не только бизнес-структуры, но и органы власти (региональные и местные) и объединения предпринимателей, взаимоувязка и согласование разноплановых интересов позволит разрешить ряд противоречий. Речь идет о противоречиях как между бизнесом и администрацией, так и между малым бизнесом и крупным.

Развитие кластеров как способа формирования новых типов ресурсов даст мощный импульс росту отечественной промышленности, сокращению разрыва между регионами и центром. Это также позволит преломить тенденцию деиндустриализации и стимулировать выход малого бизнеса на качественно новый уровень.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Афанасьев М., Мясникова Л. Мировая конкуренция и кластеризация // Вопросы экономики. - 2005. ‑ №4. - С.79-86.
2. Пилипенко И. Кластерная политика в России // Общество и экономика. - 2007. ‑ №8. - С.28-64.