Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»12 / 2008

Эффективность моделей регулирования инвестиционных процессов на государственном уровне

Чернявская Елена Анатольевна, Аспирант кафедры Финансы и учет Томского Государственного Университета, Главный бухгалтер ООО «Трансривер», Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 65

Аннотация:
Воздействие государства на инвестиционный процесс как фактор экономического роста приобретает сегодня особую роль. Это обусловлено тем, что активная инвестиционная деятельность является одним из факторов преодоления кризиса в России. Кроме того, рост объемов капиталовложений создаст необходимые условия для планомерного развития экономики.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Чернявская Е.А. Эффективность моделей регулирования инвестиционных процессов на государственном уровне // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 12. – С. 29-33.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Воздействие государства на инвестиционный процесс как фактор экономического роста приобретает сегодня особую роль. Это обусловлено тем, что активная инвестиционная деятельность является одним из факторов преодоления кризиса в России. Кроме того, рост объемов капиталовложений создаст необходимые условия для планомерного развития экономики.

Государственная инвестиционная политика должна способствовать созданию благоприятной инвестиционной среды в стране, стимулировать привлечение частного капитала (как российского, так и иностранного). Также необходимо искать новые формы совместных капиталовложений государства и бизнеса в перспективные проекты.
Участвуя в инвестиционном процессе, государство должно соблюдать интересы различных слоев населения. Это необходимо для достижения высокого уровня общественного производства, которое считается эффективным при условии гармоничного развития всех структур общества. Другими словами, параллельно с развитием производственного сектора, инвестиции способствуют развитию таких областей, как социальная, экономическая и культурная.

Влияние государства на инвестиционную активность

Государство формирует инвестиционную политику, поскольку лишь оно обладает политической властью и имеет способность реализовать свою волю через правовые акты, регулирующие инвестиционные потоки в приоритетном финансировании.
Значимой формой управления инвестиционными потоками в тактическом смысле являются государственные финансовые ресурсы. Им отводится роль в стимулировании развития общественного производства либо в решении социальных задач. Это возможно посредством участия государства в строительстве предприятий как долевого партнера, подготовки площадей для возведения объектов производственной инфраструктуры с целью на будущее сделать регион привлекательным для частного инвестора.
Не менее важным является повышение инвестиционной активности со стороны населения. В этом случае государству необходимо установить надлежащий уровень жизни, обеспечить социальную защищенность граждан, а также проявлять заботу о благосостоянии нации. И, как следствие, применение этих мер повлекло бы создание благоприятного инвестиционного климата.
Наличие между инвестициями и экономическим ростом взаимной причинно-следственной связи является общепризнанным аспектом. Однако существуют различные концепции по поводу того, какие направления должно использовать государство для регулирования инвестиционного процесса [4].

Монетаристская и кейнсианская модели государственного регулирования

Сторонники одной точки зрения считают, что инвестиции являются главным «мотором» экономического роста: большие накопления в государстве способствуют более высоким темпам развития. Такая позиция присуща монетаристской модели государственного регулирования рыночной экономики.
Позиция же сторонников кейнсианской модели заключается в том, что причинно-следственные связи имеют обратное направление: высокий спрос влечет за собой рост производства, что способствует инвестиционной активности фирм. Повышение уровня доходов влечет за собой большую сберегательную активность, что стимулирует рост инвестиций.
Две эти позиции диаметрально различаются в рекомендациях по поводу того, как государство может способствовать накоплению капитала. Первая концепция предполагает, что необходимо использовать различные методы поощрения сбережений и ограничивать потребление. Позиция второго подхода, напротив, подразумевает использование различных мер для стимулирования спроса, в том числе потребительского, за которым последует экономический рост, и, как следствие, рост инвестиций.
Эффективность применения любой модели в отношении инвестиционной политики зависит от различных макроэкономических критериев. Наряду с этим действенность регулирования определяется сложившейся и ожидаемой конъюнктурой инвестиционных рынков в условиях рыночной экономики.

Россия: склонность к сбережению препятствует инвестициям

Если говорить о России, то согласно одной из позиций необходимо в полном объеме применять мультипликатор Кейнса. Такого мнения придерживаются, в частности, С.Ю. Глазьев, Ю.Н. Журавлев, Ю.И. Мельников [1]. Однако они ошибочно делают вывод, что источником капиталовложений в условиях рыночной экономики служат сбережения. Как следствие, формируется утверждение о том, что рост сбережений влечет за собой рост инвестиций. В результате этого важнейшей задачей становится увеличение доли сбережений с целью повышения уровня инвестиций.
Сторонники кейнсианской концепции считают, что, чем выше потребление, тем больше национального дохода обеспечивается первоначальным приростом инвестиций. Из этого следует, что быстрейшее преодоление экономического кризиса повлечет рост потребительского спроса, потому что рост потребления индуцирует повышение спроса во всей воспроизводственной цепочке, и инвестиционный спрос в том числе.
Понятно, что в стагнирующей экономике невысокий уровень потребления, однако его необходимо повышать, и главным образом за счет эффективного расходования государственных средств.
В настоящее время в российской экономике наблюдается неполная занятость, а загруженность производственных мощностей в лучшем случае соответствует 30-35%. В таких условиях увеличение сбережений способствует уменьшению, но не росту объемов инвестиций: это является так называемым «парадоксом бережливости» [1].
В условиях неполной занятости при росте склонности к сбережению уменьшается склонность к потреблению. А уменьшение потребления влечет за собой появление трудностей для производителей в реализации продукции, что, в свою очередь, приводит к затовариванию.
Несомненно, снижение возможностей для новых инвестиционных потоков оборачивается сокращением производства, увеличением безработного населения, снижением национального дохода в общем, а также доходов различных социальных слоев. Таким образом, постулат классической школы, признающий добродетелью высокую склонность к сбережениям, проявляет здесь противоположный характер – нация становится беднее и в данном случае ни о каком богатстве не может идти речь.
Другими словами, «если население хочет сберегать больше, чем инвесторы хотят расходовать, то «сберегатели потерпят неудачу» [6], что и характерно для современной России. И ситуация будет оставаться такой до того момента, пока сбережения основной массы беднеющего населения не будут соответствовать инвестиционным планам участников рыночной экономики.

Макроэкономические и микроэкономические инструменты воздействия на инвестиционные процессы

В кризисных условиях, где социально-политическая обстановка нестабильна, наиболее актуально применение кейнсианской модели. Тем не менее, после достижения благоприятных темпов развития производства и после решения экономических проблем более целесообразным будет использование монетаристской модели.
По сути, механизм регулирования инвестиционной деятельности на государственном уровне выглядит как совокупность определенных методов и инструментов, помогающих правительству оказывать влияние на инвестиционные процессы. Инструменты, используемые для этого, представляют следующие группы: макроэкономические и микроэкономические.
Инструменты, которые определяют климат инвестиций в общеэкономическом аспекте, например, воздействие на процентную ставку, темпы роста экономики и внешнеторговый режим (регулируются комплексом мер бюджетно-налоговой политики) – относятся к макроэкономическим.
Микроэкономическими мерами можно назвать действия, влияющие на отдельные параметры инвестиций либо отрасли. Это гарантии, налоговые ставки, льготные кредиты, правила амортизации, а также институциональные инструменты. С помощью последних достигается координация инвестиционных планов частных инвесторов, и включают инвестиционную политику государства, объединения предпринимателей, информационные системы.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Журавлев Ю.Н., Мельников Ю.И. Проблемы повышения инвестиционной активности в экономике России // Вестник СПбГУ. - 1996. - Вып. 4.
2. Заверюха А.Х., Ульянов Е.В. Концептуальные подходы к урегулированию взаимодействия инвестиционной и инновационной сфер // Финансы. - 2000. ‑ №1.
3. Инвестиционный климат в России // Коммерсанть-власть. ‑ №44. - 53с.
4. Иностранные инвестиции в России: Современное состояние и перспективы / под ред. Фаминского И.П. - М.: Международные отношения, 2005. - 448с.
5. Иоаннесян С.Л. Государственное регулирование инвестиционного процесса в России. // США: Экономика. Политика. Идеология. - 1997. ‑ №3.
6. Кейнс Дж.М. Трактат о денежной реформе. Избранные произведения. - М., 1993.
7. Копейкин М. Российская государственная политика в области инвестиций и инноваций // Маркетинг. - 1995. ‑ №4.
8. Котов В. Методология государственного управления инвестициями в системе рыночных отношений // Маркетинг. - 1997. ‑ №3.