Пути восстановления материально-технической базы сельхозпредприятий Воронежской области

Журкина Т.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9-1 (118), Сентябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Журкина Т.А. Пути восстановления материально-технической базы сельхозпредприятий Воронежской области // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 9. – С. 142-146.

Аннотация:
Деградация основных средств сельхозпредприятий и их активной части является одной из главных причин уменьшения посевных площадей, снижения урожайности и спада производства продукции, как в Воронежской области, так и в целом по России. Производство продукции растениеводства и животноводства в сопоставимых ценах в расчете на 100 га сельхозугодий сократилось на 30% и 65% соответственно. В сельхозпредприятиях в среднем по Воронежской области за 2000-2007 гг. фондооснащенность снизилась на 23%, а фондовооруженность повысилась на 21%.

Ключевые слова: сельское хозяйство, агропромышленный комплекс, основные фонды, техническое перевооружение, Воронежская область



Деградация основных средств сельхозпредприятий и их активной части является одной из главных причин уменьшения посевных площадей, снижения урожайности и спада производства продукции, как в Воронежской области, так и в целом по России. Производство продукции растениеводства и животноводства в сопоставимых ценах в расчете на 100 га сельхозугодий сократилось на 30% и 65% соответственно. В сельхозпредприятиях в среднем по Воронежской области за 2000-2007 гг. фондооснащенность снизилась на 23%, а фондовооруженность повысилась на 21%.

За годы реформирования наблюдается устойчивая тенденция снижения показателей фондообеспеченности. Это подтверждается ростом производственной нагрузки на 1 условный трактор на 49% за период 2000-2007 гг.; на 1 комбайн – на 85,4%.

Одной из причин такого результата проведенных структурных аграрных преобразований является их недостаточная научная и методическая проработанность.

Неблагоприятную ситуацию, связанную со старением материально-технической базы сельского хозяйства области можно проследить по показателям движения и состояния основных средств (табл. 1).

Таблица 1

Динамика коэффициентов выбытия, обновления и износа основных средств в сельхозпредприятиях Воронежской области, %.

Годы
Коэффициенты
обновления
выбытия
износа
2000
2,2
5,6
46,5
2001
6,4
12,9
52,5
2002
10,8
21,8
47,9
2003
16,5
12,4
49,6
2004
20,3
12,4
42,6
2005
16,8
12,3
40,7
2006
18,8
13,2
40,4
2007
19,6
8,0
36,0

Еще нагляднее получается картина, если сравнить коэффициенты обновления и выбытия отдельных видов техники по данным официальной статистики [2].

По всем видам техники коэффициенты выбытия превышают коэффициенты обновления. По тракторам – в 2,5 раза, по жаткам – в 2,2, по плугам – в 1,7, по культиваторам – в 1,2, по сеялкам – 1,4, по доильным установкам и агрегатам – в 3,6.

Эти данные говорят о крайне неустойчивом состоянии материально-технической базы области. Недостаток денежных средств у сельхозпредприятий не позволяет им осуществлять даже простого воспроизводства материально-технической базы. Во многих хозяйствах до 25% техники эксплуатируется дольше нормативного срока использования, после окончания начисления по ней амортизации.

Расчет, проведенный на основе данных статистического бюллетеня [2] показал, что недостаток основных видов техники в 2007 г. по Воронежской области составил: тракторов – 340, зерноуборочных комбайнов – 143.

Для простого воспроизводства на уровне 2007 г. недостающих зерноуборочных комбайнов и тракторов в соответствии со структурой парка региона требуется затратить 146 млн. руб.

Прослеживается катастрофическая нехватка сельскохозяйственной техники. В целом по Воронежской области процент обеспеченности тракторами составляет 57%, а комбайнами – 41%.

Необходимо принять срочные меры по восстановлению машинно-тракторного парка. Для этого необходимо рассчитать потребность в денежных средствах. Планируется приобретение техники в соответствии с нормативной структурой машинно-тракторного парка: 40% гусеничных и 60% колесных тракторов.

Для восстановления машинно-тракторного парка области на уровне нормативной потребности необходимо затратить 12,5 млрд. руб. Источником финансирования данного инвестиционного проекта могут быть как собственные, так и привлеченные заёмные средства. Собственные источники мы рассчитали как сумму чистой прибыли в среднем за 3 последних года (2005-2007 гг.) и начисленной за год амортизации основных средств. Потребность в денежных средствах на приобретение техники определяется на основе сравнения стоимости новой техники и наличия собственных финансовых ресурсов в каждом районе. Недостаток собственных денежных средств в сельхозпредприятиях области составляет 9,9 млрд. руб. Откуда взять недостающие деньги?

Одним из источников покрытия недостатка может быть льготное кредитование в виде помощи хозяйствам, вошедшим в национальный проект. Однако эта помощь пока недостаточна, так как в проект вошли 24 из 576 хозяйств области.

В рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК» сегодня существует льготное кредитование сельхозпредприятий по инвестиционным программам на срок до 8 лет: на приобретение техники отечественного производства, племенного скота, закладку многолетних насаждений и виноградников, строительство и реконструкцию животноводческих комплексов и предприятий по переработке льна и льноволокна. На основании постановления правительства РФ от 28 декабря 2006 г. № 829 государством возмещается 2/3 ставки рефинансирования процентов по кредиту, 1/3 – областным бюджетом.

Наши расчеты показали, что у 18 районов Воронежской области из 32 нет возможности приобрести технику в кредит, так как ежегодный платеж с учетом процентов по кредиту превышает сумму имеющих в наличии собственных денежных средств.

Высокая стоимость новой сельхозтехники и диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию не позволяет большинству сельхозтоваропроизводителей осуществлять даже простое воспроизводство машинно-тракторного парка.

На наш взгляд, не всем районам необходима одинаковая государственная поддержка, так как величина производственного потенциала в них различна, следовательно, производственные возможности у всех разные.

Решить данную проблему, на наш взгляд, можно, если ввести дифференциацию процентных ставок по кредиту пропорционально денежной оценке производственного потенциала всех районов Воронежской области.

Денежная оценка производственного потенциала отражает обеспеченность ресурсами сельхозтоваропроизводителей, она определяется как сумма среднегодовой стоимости основных и оборотных средств, трудовых и земельных ресурсов. Мы выполнили расчет денежной оценки производственного потенциала по всем районам области.

Индекс денежной оценки производственного потенциала рассчитан как отношение денежной оценки производственного потенциала в расчете на 100 га сельхозугодий отдельного района к среднеобластному показателю. Дифференцированная процентная ставка определена нами как произведение индекса денежной оценки на 16%.

Процент по кредиту, возмещаемый сельхозтоваропроизводителем, рассчитывается как разность между 16% и дифференцированной процентной ставкой.

Предложенная нами дифференциация процентных ставок по кредиту позволит осуществлять более равномерную целенаправленную поддержку сельхозпредприятиям отстающих районов за счет средств федерального и областного бюджетов.

Следует отметить, что существуют и другие пути формирования материально-технической базы – развитие рынка вторичной техники и лизинга.

Развитие рынка вторичной техники даже на уровне Воронежской области затруднено и, на наш взгляд, малоэффективно. Среднегодовое удорожание техники по лизингу по данным лизинговой компании ООО «Уралсиб» составляет 10-11%, что значительно превышает процентные ставки, выплачиваемые сельхозтоваропроизводителями по льготному кредитованию. При существующей организации лизинга и величине арендной платы за технику он не решает проблемы восстановления технического потенциала сельхозпроизводителей в Воронежской области.

Таким образом, формирование материально-технической базы сельхозпредприятий должно происходить при непосредственной государственной поддержке и в зависимости от величины и эффективности использования производственного потенциала.

Для восстановления материально-технической базы необходимо следующее:

1. Субсидирование сельского хозяйства, обеспечивающее расширенное воспроизводство;

2. Введение гарантированных и залоговых цен на продукцию сельского хозяйства;

3. Применение ценовых и товарных рыночных интервенций;

4. Введение квот и повышение пошлин на импорт продовольствия, что позволит восстановить утраченную продовольственную безопасность.

5. Создание фонда технического перевооружения сельского хозяйства.

6. Бюджетная поддержка инновационной деятельности в аграрном секторе.

7. Поддержка технического перевооружения сельского хозяйства через лизинг с участием государства в лизинговых компаниях.

8. Ассигнования из федерального бюджета на восстановление плодородия и мелиорацию земель.


Источники:

1. Сурков И.М., Коротеев В.П. Резервы повышения эффективности сельскохозяйственного производства: учебное пособие. – Воронеж, 2003. – 228 с.

2. Наличие сельскохозяйственной техники в сельхозпредприятиях за 2007 год. Статистический бюллетень. – Воронеж, 2007. – С. 6-18.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:38:39