Заменит ли оптовая торговля Госснаб?

Кокуева Ж.М., Смирнов О.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12 (12), Декабрь 2000
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Кокуева Ж.М., Смирнов О.А. Заменит ли оптовая торговля Госснаб? // Российское предпринимательство. – 2000. – Том 1. – № 12. – С. 48-51.

Аннотация:
Принятие законов “О собственности в РСФСР” и “О предприятиях и предпринимательской деятельности” в декабре 1990 года способствовало созданию новых организационных форм, в том числе и в оптовой торговле. Сегодня оптовая торговля охватывает практически все товарные ресурсы, относящиеся как к средствам производства, так и к предметам потребления. Оптовая торговля оказывает влияние на систему экономических связей между регионами, отраслями, определяет пути перемещения товаров в стране. Это способствует территориальному разделению труда, и, как следствие, пропорциональности в развитии регионов.

Ключевые слова: оптовая торговля, торговля

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Принятие законов “О собственности в РСФСР” и “О предприятиях и предпринимательской деятельности” в декабре 1990 года способствовало созданию новых организационных форм, в том числе и в оптовой торговле.

Сегодня оптовая торговля охватывает практически все товарные ресурсы, относящиеся как к средствам производства, так и к предметам потребления.

Оптовая торговля оказывает влияние на систему экономических связей между регионами, отраслями, определяет пути перемещения товаров в стране. Это способствует территориальному разделению труда, и, как следствие, пропорциональности в развитии регионов.

В последние годы во всем мире наблюдается интенсивный рост оптовой торговли. Обороты крупных оптовых компаний начали приближаться к оборотам лидеров мировой экономики, и достигать сумм, превышающих 100 млрд. долларов.

Для своего осуществления оптовая торговля подразумевает реализацию следующих принципов:

1. Создание ресурсной основы для её функционирования, т.е. достижение сбалансированности товарной массы и денежных средств, выражающих платежеспособный спрос покупателей.

2. Создание необходимых элементов инфраструктуры рынка, позволяющих свободно выбирать партнеров и формировать коммерческие связи для успешной реализации торговой сделки.

3. Формирование системы финансово-ценовых регуляторов на всех этапах оптовой торговли, включающей элементы материального стимулирования и ответственности.

Сегодня в России оптовая торговля реализуется через торговые дома, товарные и фондовые биржи, постоянно действующие оптовые выставки и ярмарки, собственно оптовые компании.

Отличительным признаком функционирования таких структур является рыночный характер их деятельности, что подразумевает свободный выбор партнеров, полную финансовую самостоятельность, моральную и материальную ответственность за итоги коммерческой деятельности.

Остановимся на рассмотрении вопросов, связанных с оптовой торговлей потребительскими товарами.

Задачи, которые решает оптовая торговля готовой продукцией, следующие:

‑ сбор и создание банка данных с текущими перспективными прогнозами о состоянии спроса и предложения на потребительскую продукцию по ассортименту, регионам и ценам;

‑ размещение производства товаров в соответствии с запросами потребителей по цене, ассортименту, количеству и качеству;

‑ своевременное, ритмичное и качественное обеспечение потребителей в соответствии с полученными заказами, договорами и контрактами;

‑ формирование товарных запасов и организация складского хранения в целях оперативного маневрирования или в случае покрытия текущей и непредвиденной потребности заказчиков;

‑ внедрение прогрессивных форм и методов оптовой торговли, в том числе развитие торговли с помощью электронных средств коммуникации;

‑ получение максимально возможной совокупной экономии в результате снижения издержек обращения на всех этапах реализации процесса оптовой торговли.

Можно выделить две основные формы оптовой торговли, наблюдаемые сегодня: транзитная и складская.

Если товар продается оптовиками без складирования, то имеет место транзитная форма. Если товар реализуется со складов, то говорят о складской форме реализации товара.

При транзитной торговле услуги оптовой фирмы заключаются в поиске партнеров, участии в заключение договоров и зачастую в контроле выполнения. Оплата товара производится не через счета оптовой фирмы, а непосредственным покупателем по счетам производителя. Оптовик здесь получает вознаграждение за свои услуги в виде комиссионных, зависящих, как правило, от объема сделки в товарном или денежном выражении, или в виде оговоренной надбавки к цене единицы продукции.

Такая форма торговли не требует наличия складов и является довольно привлекательной, так как экономит на складских издержках. Чаще всего она реализуется с помощью брокеров. Брокеры не берут на себя право собственности на товар и выполняют только функцию содействия.

Этот вид оптовой торговли не получил широкого распространения в основном из-за нежелания сторон иметь между собой посредников, чья роль сводится лишь к их знакомству. Как правило, последующие сделки покупатели и продавцы осуществляют самостоятельно. Здесь нет маркетингового взаимного влияния, что также ослабляет позиции этой формы оптовой торговли.

Транзитная торговля постепенно модернизируется в биржевую торговлю, которая достаточно развита в цивилизованном мире.

При складской торговле, которая распространена сегодня в нашей стране гораздо шире, продажа осуществляется через склады или оптовые рынки.

История этого вида реализации товаров насчитывает сотни лет. Например, можно обнаружить отчеты акционерных обществ товарных складов под названием "Торговый посредник", которые издавались в Москве в 1873-1876

годах.

В 1835 году в Санкт-Петербурге В. Кишкиным-Жирским был издан “Торговый адрес-календарь или Всеобщий коммерческий указатель Российского государства на 1836 год”. Всей России были известны торговые дома “Братья Елисеевы” в Санкт-Петербурге, братьев Бутиных в Нерчинске, “Вейсман и К” в Одессе.

Сейчас мы могли бы назвать несколько десятков, если не сотен крупных российских оптовых фирм. Среди них компания СНС, торгующая табачными и продуктовыми изделиями, фармацевтическая “Протэк”, “Макском” ‑ электротовары, каждая из которых насчитывает несколько тысяч позиций по ассортименту товара и сотни клиентов по всей территории России.

Классифицировать современные оптовые фирмы, осуществляющие торговлю через склады, можно по следующим категориям:

а) по отраслям (пищевая продукция, табачная, фармацевтическая, текстильная

и т.д.);

б) по размеру (крупные, средние и мелкие);

в) по географическому признаку товаропроводящей сети (местные, региональные, международные);

г) по способу организации торговли (товаропроводящие сети, оптовые рынки).

Внимание государства к этому виду оптовой торговли также усиливается. В феврале 1999 года в Московском государственном университете коммерции проводилась конференция “Торговое дело в России”.

В выступлениях говорилось, что важнейшей задачей является восстановление оптового звена. Было принято решение о создании по всей стране системы оптовых рынков, в том числе и на базе ранее существовавших республиканских оптовых баз. Государство примет участие в этом проекте в виде оказания административной поддержки и частично финансируя эту работу.

Новые оптовые структуры будут работать, как дистрибьюторские центры, которые могли бы обеспечить товарами розничную торговую сеть на условиях рассрочки платежа. В 20 регионах по государственному заказу уже созданы продовольственные оптовые рынки, в настоящее время такие же структуры организуются ещё в 30 регионах страны.

Кроме того, утверждена Правительственная Программа до 2005 года по развитию оптовой торговли в стране и дорабатывается единая законодательная и нормативная база, регулирующая эту отрасль экономики.


Источники:

1. Ворот И. Экономика фирмы. - М.: Высшая школа, 1994.
2. Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
3. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность. М.: ИВЦ "Маркетинг", 1996.
4. Романов А.Н. и др. Маркетинг: Учебник / Под ред. Романова А.Н. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
5. Щербаков А.А. Оптовая торговля через базы и склады системы Госснаба СССР. М.: ЦНИИТЭИМС, 1973.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:22:01