Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»9 / 2008

Условия реализации инвестиционных проектов на востоке России

Кубарев Евгений Николаевич, Профессор кафедры бухучета и статистики Новосибирского гуманитарного института, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 40

Аннотация:
Глобализация экономики расширяет доступ к имеющимся в мире инвестиционным ресурсам, что неизбежно приводит к обострению конкуренции между инвесторами. Следовательно, для увеличения объема привлекаемых извне вложений необходимо формирование лучших, чем у конкурентов, условий для них. Отметим, что речь идет не только о зарубежных, но и о национальных инвестиционных ресурсах, требующих создания благоприятного инвестиционного климата.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Кубарев Е.Н. Условия реализации инвестиционных проектов на востоке России // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 9. – С. 93-98.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Глобализация экономики расширяет доступ к имеющимся в мире инвестиционным ресурсам, что неизбежно приводит к обострению конкуренции между инвесторами. Следовательно, для увеличения объема привлекаемых извне вложений необходимо формирование лучших, чем у конкурентов, условий для них. Отметим, что речь идет не только о зарубежных, но и о национальных инвестиционных ресурсах, требующих создания благоприятного инвестиционного климата.

 

Реализация крупнейших инвестиционных проектов в восточных регионах России требует определенных усилий со стороны государства и в обобщенном виде может быть сформулирована в виде задач федеральных и региональных органов власти.

Федеральные органы власти могут и должны оказать влияние на реализацию крупнейших инвестиционных проектов, во-первых, за счет инвестиций в развитие инфраструктуры и, во-вторых, путем принятия административно-правовых решений.

Инвестиции в развитие транспортной инфраструктуры – первоочередная задача. Ведь реализация целого ряда инвестиционных проектов сдерживается из-за транспортной недоступности, удаленности месторождений полезных ископаемых от железнодорожных веток, а иногда и автомобильных дорог. Однако решения о необходимости федеральных вложений в инфраструктурные объекты часто становятся предметом обсуждений и затягиваются на многие годы.

Это приводит к тому, что частные компании, потенциально готовые инвестировать в объекты, не имеют возможности спланировать собственную инвестиционную деятельность. В свою очередь региональные и местные администрации без знания перспектив реализации ключевых для региона инвестиционных проектов сталкиваются с серьезными проблемами при разработке стратегии развития территорий. В ряде случаев строительство объектов замораживается.

Здесь могут быть использованы следующие действия:

– всемерная поддержка проектов трансконтинентальных коммуникаций, проходящих по территории России, обеспечивающих усиление внутренней экономической интеграции и включение РФ в процесс глобализации;

– координация отдельных инвестиционных проектов с целью совместного использования инфраструктуры для их реализации, в частности совместного строительства трубопроводов и дорог;

– применение «прозрачных» критериев оценки целесообразности реализации различных проектов, особенно в железнодорожной отрасли, что внедряется в рамках исполнения положений программ Инвестиционного фонда РФ. При этом их целесообразно распространить и на другие федеральные инвестиции в регионы;

– более активное использование механизмов государственно-частного партнерства, в рамках которого возможен поиск оптимальных форм софинансирования проектов за счет средств федерального бюджета и частных инвесторов;

– финансирование уже начатых, но приостановленных по каким-то причинам объектов.

Создание инфраструктуры возможно и в рамках инвестиционных стратегий инфраструктурных монополий. Особенно это актуально для трубопроводного транспорта, но иногда подобные инвестиционные стратегии рационально использовать в энергетической сетевой инфраструктуре и железнодорожном транспорте. Например, для таких компаний, как ОАО «Транснефть» и ОАО «Газпром», ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Федеральная сетевая компания». Применительно к их инвестиционным планам должны предъявляться те же требования, что и для федеральных инвестиций.

Среди задач федеральных органов власти, непосредственно не связанных с финансированием инфраструктурных объектов, одна из важнейших – своевременное принятие решений о реализации конкретных инвестиционных проектов. Это может быть решение о проведении аукциона за право разработки месторождений полезных ископаемых (например, по золоторудному месторождению Сухой Аог инвесторы ждут аукциона уже на протяжении пяти лет). Возможен выбор между альтернативными сценариями развития (как при использовании газа Ковыктинского месторождения или прокладке газопровода «Восточная Сибирь – Тихий океан). В других случаях – решения о судьбе проектов НК «ЮКОС».

В целом ряде отраслей от федеральных органов власти требуется создание условий, способствующих осуществлению переработки природных ресурсов. Это особенно актуально для лесопромышленного комплекса и рыбной промышленности. Например, наблюдаемый ныне в лесопромышленном комплексе пересмотр таможенной политики государства в отношении продукции и оборудования лесной отрасли, совершенствование законодательства в сфере лесопользования, борьбы с нелегальным экспортом леса.

Наконец социальная политика федеральных властей также должна способствовать эффективному осуществлению инвестиционных проектов. Можно выделить три ее главных направления:

– во-первых, активная миграционная политика, содействующая привлечению трудовых ресурсов для обеспечения реализации крупных инвестиционных проектов как альтернативы вахтовому освоению полезных ископаемых;

– во-вторых, развитие социальной инфраструктуры, перелом негативных тенденций при создании нормальных условий жизни работников на новых предприятиях;

– в-третьих, формирование начального, среднего, высшего профессионального образования, отвечающего многочисленным нуждам экономики, включая реализацию новых инвестиционных проектов.

Далее рассмотрим деятельность региональных органов власти. Их главной задачей при реализации инвестиционных проектов на территории субъектов РФ является повышение качества социально-экономической политики.

Важнейшими направлениями социально-экономической политики региональных администраций являются:

– повышение в целом качества управления регионами при их гармоничном развитии на основе оптимальной специализации в национальном и мировом разделении труда;

– снятие административных барьеров на пути реализации инвестиционных проектов, включая взаимодействие с территориальными органами власти, например, по вопросам выделения земельных участков, контроля над деятельностью бизнеса;

– осуществление позитивной имиджевой политики, способствующей созданию привлекательного образа региона как объекта для инвестирования, включая создание эффективной социальной инфраструктуры, рациональной политики в сфере ЖКХ, дорожного строительства;

– создание условий для развития высокотехнологичных производств, в том числе за счет развития региональной инновационной инфраструктуры;

– формирование системы поддержки малого и среднего бизнеса, создающего конкурентную среду и обеспечивающего реализацию крупных инвестиционных проектов по освоению месторождений с маргинальными экономическими параметрами;

– совместно с федеральными органами власти создание программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров, условий для подготовки кадров.

Отметим, что инвестиции в образование и культуру (более широко – в человеческий капитал) являются одной из приоритетных задач региональных органов власти. Особое внимание к образовательной политике обусловлено, прежде всего, тем, что именно достойный уровень развития образования делает возможным кадровое обеспечение инвестиционных проектов, повышение качества управления регионами и муниципалитетами. Для этого необходимы определение перспективной потребности отраслей экономики регионов и муниципалитетов в специалистах, приведение структуры учебных заведений профессионального образования в соответствие с возрастающими потребностями реального сектора экономики, сферы услуг в квалифицированных кадрах. Одним из направлений социального партнерства в регионах должно стать стимулирование взаимодействия руководителей предприятий, учебных заведений, служб занятости, органов власти и других заинтересованных сторон в выявлении потребности, подготовке и трудоустройстве специалистов с высшим и средним профессиональным образованием.

Важнейшим ориентиром для прихода на российский рынок новых инвесторов и стремления уже действующих наращивать объемы инвестирования являются рейтинги мировых агентств Fitch, Moody's и S&P. В конце июля 2006 года агентство Fitch, первым среди ведущих мировых агентств, повысило суверенный рейтинг России до уровня ВВВ+. Рейтинговое агентство Standard&Poor's в начале сентября 2006 г. также повысило рейтинг России до уровня ВВВ+. На одну ступень ниже находится долгосрочный рейтинг Moody's.

Рассмотренные условия реализации на востоке России крупных инвестиционных проектов способны обеспечить достаточно высокие темпы экономического роста, реализацию политики ускоренного повышения уровня жизни населения этих макрорегионов. Они потребуют кардинальных взаимосогласованных изменений в общегосударственной социальной, культурной и образовательной политике, в подходах федерального центра к регулированию регионального развития.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Справки об инвестиционном климате в России за 2006, 2007 гг. - Министерство экономического развития и торговли РФ. – www.economy.gov.ru.

2. Крекотнев С., Иванов О. Государственно-частное партнерство в реализации национальных проектов и программ // Проблемы теории и практики управления, 2006, №9.

3. К концепции и программе социально-экономического развития России до 2015 года / Научный доклад коллектива сотрудников РАН // Под ред. Р.С. Гринберга. - 2007. – www.zlev.ru.

4. База данных по участию частного сектора в проектах создания инфраструктуры. - Группа Всемирного банка. – www.worldbank.org.