Комплексное управление неконкурентными секторами реформируемых естественных монополий

Амельченков В.Ю., Балябина А.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9-1 (118), Сентябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Амельченков В.Ю., Балябина А.А. Комплексное управление неконкурентными секторами реформируемых естественных монополий // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 9. – С. 73-77.

Аннотация:
Переход России к рыночной экономике обусловил необходимость проведения структурных реформ в электроэнергетике, жилищно-коммунальном комплексе и железнодорожном транспорте. Инициация реформ в общем случае обусловлена неудовлетворительным экономическим состоянием указанных отраслей и необходимостью преобразований, которые обеспечили бы их прогрессивное развитие.

Ключевые слова: естественные монополии, монополия

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Переход России к рыночной экономике обусловил необходимость проведения структурных реформ в электроэнергетике, жилищно-коммунальном комплексе и железнодорожном транспорте. Инициация реформ в общем случае обусловлена неудовлетворительным экономическим состоянием указанных отраслей и необходимостью преобразований, которые обеспечили бы их прогрессивное развитие.

Существует концепция формирования конкурентного рынка соответствующих услуг с целью создания экономических стимулов снижения издержек. Так, основными целями реформирования электроэнергетики являются повышение эффективности предприятий отрасли, стимулирование инвестиционной деятельности и обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей [1]. В соответствии с этим формируется конкурентный рынок электроэнергии.

В жилищно-коммунальном комплексе переход к новой экономически устойчивой модели функционирования связан с созданием конкурентного рынка услуг подряда и управления коммунальной инфраструктурой.

Реформа железнодорожного транспорта предполагает создание внутриотраслевой конкуренции в области перевозок и экспедиторских услуг.

Таким образом, для каждой из рассматриваемых отраслей становится актуальной задача создания экономических стимулов к сокращению затрат путем выделения потенциально конкурентных видов деятельности, в которых создание рыночных отношений возможно и целесообразно. Однако в электроэнергетике, в жилищно-коммунальном комплексе и на железнодорожном транспорте существуют также сферы деятельности, где развитие конкуренции в силу объективных причин невозможно.

В электроэнергетике такими «естественномонопольными» видами деятельности являются передача и распределение электроэнергии и оперативное диспетчерское управление. В сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) невозможно, по крайней мере, в обозримом будущем создание рынка услуг по водоснабжению и водоотведению. В отрасли железнодорожных перевозок складывается довольно сложная ситуация, поскольку еще не принято окончательное решение относительно распределения объектов железнодорожной инфраструктуры между монопольным и конкурентным секторами. Однако уже известно, что внутритерриториальные железнодорожные перевозки еще долгое время будут оставаться монопольным видом деятельности.

В целом эксперты высказывают различные и зачастую противоположные точки зрения относительно обоснованности проводимых реформ и их прогнозируемых результатов [2]. При этом наиболее значимыми критериями оценки эффективности реформ считаются рационализация тарифов и продуктивность инвестиционного процесса.

Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод, что положительные результаты реформ в виде снижения издержек и тарифов, а также увеличения объемов инвестиций в основные фонды и новые технологии будут иметь место преимущественно в конкурентных сферах деятельности рассматриваемых отраслей. Причем неясными остаются перспективы функционирования «естественномонопольных» видов деятельности. Это обусловливает необходимость разработки и внедрения дополнительных мер, направленных непосредственно на развитие монопольных секторов электроэнергетики, ЖКХ и железнодорожного транспорта, что и предлагается осуществить.

При разработке способов повышения эффективности монопольных секторов следует учитывать, что на этапе реформирования и разделения «естественномонопольных» и конкурентных видов деятельности для данных отраслей актуальны, в сущности, одни и те же задачи. Следовательно, пути их решения могут быть взаимосвязаны, а то, что рассматриваемые отрасли формируют региональные инфраструктуры, позволяет сделать вывод о целесообразности комплексного управления их монопольными секторами. Такая возможность существует и определяется наличием взаимосвязи и взаимозависимости уровней и структуры тарифов на услуги организаций данных отраслей.

Например, совершенствование системы и принципов тарифного регулирования на услуги территориальных монополий в сфере ЖКХ позволит стимулировать энергоресурсосбережение и со стороны жилищно-коммунальных предприятий, и со стороны потребителей. При этом необходимо учесть, что в настоящее время 20% производимых энергоресурсов потребляется системой ЖКХ [3].

Что касается тарифов на железнодорожные перевозки, то на них также влияет динамика цен на потребляемые ресурсы, особенно на электроэнергию, которая обходится железным дорогам в среднем на 37% дороже, чем промышленности [2]. В свою очередь высокая себестоимость жилищно-коммунальных и транспортных услуг приводит к увеличению издержек энергетических компаний: возрастает величина коммунальных платежей и стоимость приобретаемых ресурсов за счет высокой себестоимости их транспортировки.

Следует отметить, что простое усиление государственного регулирования (в том числе тарифного регулирования) в данном случае является необходимым, но явно недостаточным условием для стимулирования активности субъектов естественных монополий по сокращению издержек.

Поэтому в целях обеспечения большей рациональности тарифного регулирования предлагается, во-первых, передать эти функции в компетенцию единого органа регулирования на региональных уровнях. В настоящее время тарифное регулирование в электроэнергетике и ЖКХ в регионах осуществляется региональными энергетическим комиссиями (РЭК) [4]. Во-вторых, создание комплексной системы тарифообразования в отношении услуг по передаче электроэнергии, жилищно-коммунальных услуг и железнодорожных перевозок позволит в результате получить сбалансированные по уровням и структурам тарифы на услуги предприятий данных отраслей.

Задача установления экономически обоснованных тарифов для рассматриваемых отраслей тесно связана с задачей разработки рациональных инвестиционных программ, которые также предлагается разрабатывать комплексно. Для этого одним из наиболее простых способов является включение инвестиционной составляющей в тарифы, что уже осуществляется в данных отраслях, но без взаимосвязи с инвестиционными решениями в смежных отраслях.

Представляется рациональным формирование инвестиционных программ в электроэнергетике, ЖКХ и на железнодорожном транспорте таким образом, чтобы конечным результатом осуществления инвестиций стало сокращение себестоимости услуг предприятий данных отраслей и, соответственно, тарифов на их оказание. Это следует принять в качестве основополагающего принципа тарифообразования и формирования инвестиционных программ. В свою очередь соблюдение данного принципа во всех отраслях возможно за счет повсеместного применения энергосберегающих технологий и инвестирования в них.

Увеличение доли инвестиций в энергосберегающие технологии в структуре инвестиционного портфеля сетевых энергокомпаний позволит им уменьшить как нормативные, так и коммерческие потери электроэнергии. Снижение нормативных потерь приведет к уменьшению тарифов на передачу электроэнергии. Активное инвестирование в энергосберегающие технологии и их использование в ЖКХ и на железнодорожном транспорте, направленное на сокращение потребления электроэнергии в натуральном выражении, обусловит уменьшение доли и абсолютной величины затрат на электроэнергию в структуре себестоимости услуг данных отраслей.

Таким образом, чтобы соблюдение принципов энергосбережения, сокращения себестоимости услуг и в конечном итоге тарифов на их оказание в электроэнергетике, ЖКХ и на транспорте стало возможным на практике, необходимо создание комплексной инвестиционной программы, контроль реализации которой должен осуществлять единый орган управления. Эти функции на региональном уровне могут выполнять региональные энергетические комиссии (РЭК).

В данном случае будет обеспечиваться баланс интересов участников монопольных секторов указанных отраслей. Кроме того, естественное функционирование рыночных механизмов в конкурентных секторах названных отраслей в процессе их реформирования будет также поддерживаться за счет приведения в соответствие и монопольного сектора с помощью мер государственного регулирования его тарифной и инвестиционной политики.


Источники:

1. Федеральный закон «Об электроэнергетике» №35-ФЗ от 26 марта 2003.

2. Особенности российского железнодорожного транспорта. [Электронный ресурс]. – Электронные данные – Режим доступа: http://www.money.rin.ru/content/?id=592.

3. Подпрограмма «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002–2010 годы». [Электронный ресурс]. – Электронные данные – Режим доступа: http://fcp.vpk.ru/ext/146/3.htm.

4. Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» № 210-ФЗ от 30 декабря 2004.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:19:51