Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»12 / 2000

Преобразование предприятий

Иванов Юрий Васильевич, кандидат экономических наук., доцент Московского государственного авиационного института (технического университета), Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст

Аннотация:
Продолжаем разговор о трансформациях предприятий, т.е. видоизменениях предприятий, связанных со сменой юридического лица. Все трансформации можно разделить на: - интеграционные (о них разговор уже был); - интеграционно-дезинтеграционные (о них разговор сейчас); - дезинтеграционные (о них разговор впереди).
Цитировать публикацию:
Иванов Ю.В. Преобразование предприятий // Российское предпринимательство. – 2000. – Том 1. – № 12. – С. 41-47.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Продолжаем разговор о трансформациях предприятий, т.е. видоизменениях предприятий, связанных со сменой юридического лица. Все трансформации можно разделить на:

‑ интеграционные (о них разговор уже был);

‑ интеграционно-дезинтеграционные (о них разговор сейчас);

‑ дезинтеграционные (о них разговор впереди).

К интеграционно-дезинтеграционным трансформациям можно отнести продажу-покупку части бизнеса одной компанией у другой, создание совместных предприятий, а также преобразование предприятий.

Продажа-покупка части бизнеса одной компании у другой относится одновременно к дезинтеграционным ‑ продажа части бизнеса и интеграционным трансформациям ‑ покупка части бизнеса.

Создание совместных предприятий также имеет дезинтеграционную составляющую, а именно: выделение части бизнеса (производственных мощностей, финансовых ресурсов, персонала, технологии, ноу-хау) и интеграция их в новой структуре. В этом случае два или более уже существующих предприятия объединяют усилия и учреждают новое совместное предприятие. Каждое из существующих предприятий выделяет часть своих ресурсов, обычно в кооперации (например, один партнер представляет производственные мощности, другой ‑ технологию и финансы) и вновь созданное предприятие выступает по отношению к ним, как дочернее.

Совместных предприятий с участием иностранных партнеров в России на конец 1999 года насчитывалось 16 тысяч. Более редки примеры, когда российские предприятия образуют совместные предприятия за границами России. Сеть таких предприятий имеет и постоянно расширяет Горьковский автозавод.

Преобразование предприятия, т.е. изменение его организационно-правовой формы ‑ единственная трансформация, не имеющая ни интеграционного ни дезинтеграционного характера. Наиболее распространенные варианты таких преобразований представлены на рисунке 1.

Товарищество              Акционирование

    (ПТ, ТНВ)

Общество                     Акционирование                   Открытое

(ООО,ОДО,ЗАО)                                                        акционерное

                                                                           общество

Унитарное                    Национализация

предприятие

(государственное,                

муниципальное)           Приватизация

Рис.1. Схема преобразования предприятий

Преобразования, варианты которых представлены в левой части схемы, на практике встречаются редко и вызваны чаще организационными причинами (реорганизация полного товарищества в товарищество на вере вызвано включением в его состав членов-вкладчиков). Самый популярный вариант преобразования - это акционирование предприятия.

В основе акционирования лежат экономические причины. В практике западного предпринимательства обычно встречаются три варианта акционирования:

1. Продажа акций с целью получения средств для дальнейшего развития собственного бизнеса.

Это наиболее распространенный вариант акционирования. Успешно расширяющаяся фирма часто сталкивается с нехваткой средств для расширения бизнеса и реализации новых идей и продажа части акций доставляет эти средства.

2. Продажа акций венчурным инвестором с целью возврата средств и получения прибыли.

Венчур вкладывает средства в инновационную фирму, фирма развивается, становится прибыльной, в определенный момент венчур продает свой пакет на бирже. Это называется первоначальным публичным предложением акций (initial public offering, IPO).

3. Продажа акций с целью получения средств для покупки другой фирмы.

В этом случае обычно продаются акции успешно работающей фирмы (по высокой цене), а покупаются ‑ убыточной (по низкой цене).

Акционирование предприятий имеет свои преимущества и недостатки.

Преимущества акционирования:

1. Получение дополнительного акционерного капитала.    

Развивающейся компании постоянно требуется капитал для финансирования новых начинаний и развития уже функционирующих направлений. Новый капитал обеспечивает требуемые оборотные средства, основные фонды или запасы и поставки, необходимые для роста и выживания предприятия. Продажа акций часто представляет собой наилучший способ получить требуемый капитал на максимально выгодных условиях.

2. Обретение рыночной стоимости и конвертируемости активов.

Преобразование в открытое акционерное общество создает механизм рыночной оценки стоимости компании и позволяет распределить эту стоимость между участниками. Многие семейные  компании на это идут лишь для того, чтобы распределить стоимость компании между  членами семьи.

Венчурные капиталисты рассматривают продажу акций как самый выгодный способ обеспечить себя ликвидностью, необходимой для выхода из компании с наилучшей окупаемостью средств, вложенных в финансирование на ранних этапах. Другие вкладчики могут также легко ликвидировать свои инвестиции, т.к. теперь акции компании обращаются на рынке и обладают рыночной стоимостью. Благодаря этой ликвидности стоимость открыто продаваемых ценных бумаг зачастую выше, чем стоимость акций компании, которые не продаются публично.

Помимо этого, компаниям с открытым обращением акций часто легче приобретать другие компании, т.к. их собственные ценные бумаги могут использоваться в сделке вместо какого-либо другого финансового инструмента, например платежа наличными.

3. Облегчение операций по привлечению средств.

Компаниям со свободным обращением акций обычно бывает легче привлечь дополнительный капитал, особенно заемный. Если компания обладает общественно признанной стоимостью и эта стоимость может быть сравнительно легко переведена в другие активы, то этой компании не только проще получить деньги, но и делать это она может на более выгодных условиях. А при наличии устойчивой тенденции к росту стоимости акций, меньшими усилиями обходится не только получение заемного, но и увеличение акционерного капитала.

4. Повышение престижа.

Последнее преимущество также связано с тем, что компания приобретает большую известность в обществе. Это может облегчить выход на хороших поставщиков, а также получение других выгод, связанных с обеспечением основной деятельности предприятия.

Недостатки акционирования.

1. Раскрытие информации.

Открытое акционерное общество обязано публиковать отчет по результатам деятельности за год, а также давать информацию, запрашиваемую различными органами власти. Это уменьшает конфиденциальность деятельности и выносит на всеобщее внимание результаты деятельности компании. Кроме того, компания должна постоянно сообщать держателям акций всю существенную информацию, относящуюся к деятельности компании и ее управлению.

2. Потенциальная возможность потери контроля.

Если контрольный пакет акций открытого акционерного общества не консолидирован в руках одного человека или группы единомышленников, он может быть скуплен конкурентами и это приведет к утере контроля над компанией, что неоднократно случалось на практике. Кроме того, уход даже незначительной части акций в чужие руки всегда приводит к уменьшению контроля, т.к. при принятии решений необходимо учитывать мнение других акционеров.

3. Утрата гибкости и возросшее административное бремя.

В открытых акционерных обществах решения должны приниматься в свете выполнения обязательств перед держателями акций, которые настроены на получение дивиденда сегодня, а не в отдаленном будущем. Нередко это препятствует реинвестированию прибыли в долгосрочные проекты, которые необходимы компании для удержания технологического первенства. Кроме того руководство компании вынуждено тратить значительное время, отвечая на вопросы акционеров, прессы, финансовых специалистов.

4. Значительные дополнительные  расходы.  

Они включают в себя плату за аудиторскую проверку, оплату услуг юристов, регистрационные расходы, стоимость рекламы и публикаций, а также оплату услуг фирм-гарантов (инвестиционных фирм, осуществляющих первичное размещение акций). Обычно издержки акционирования оцениваются в США в 300 - 600 тыс. долларов, но в ряде случаев оказываются еще выше (Hisrich, Peters, 1989).

Для успешной реализации акций особое значение имеет выбор времени и заинтересованных фирм-гарантов. При выборе надо учитывать пять факторов:

1. Размер акционируемой компании.

Жестких требований здесь нет, принятая американская практика рекомендует размер стоимости компании не менее 12,5 млн. долларов. Иначе расходы не окупятся.

2. Состояние доходов и финансов компании.

Обычно компания должна иметь по крайней мере один год хороших доходов и продаж, чтобы выпуск акций был благосклонно принят на рынке.

3. Конъюнктура рынка.

Она должна быть благоприятной для успешного размещения акций.

4. Острота потребности компании в деньгах.

Если она невелика, то предприниматель может выждать благоприятной конъюнктуры рынка и продать там небольшой пакет, сохранив контроль за компанией.

5. Позиция нынешних владельцев.

Венчурные компании  не слишком  заботятся о  дальней перспективе компании, их главная задача - вернуть вложенные  средства с максимальной прибылью.

Преобразование частной фирмы в открытое акционерное общество - естественный путь для западной компании. В России открытые акционерные общества чаще создаются "на голом месте", или путем приватизации государственных или муниципальных предприятий. Ситуация эта сложилась исторически: на Западе, особенно в США, существует множество малых частных предприятий с длинной историей, некоторые из них, наиболее успешно работающие, преобразовываются в открытые акционерные общества. Государственных же предприятий там практически нет.

В России наоборот: малых частных предприятий относительно мало и большинство из них не готово к сколько-нибудь эффективному акционированию. Кампания же приватизации проводилась весьма интенсивно, в результате чего были созданы десятки тысяч открытых акционерных обществ. Поскольку акционировались они недавно, их менеджмент и поведение на рынке во многом остаются еще нерыночными.

Особым вариантом преобразования является приватизация государственных и муниципальных предприятий. В России массовая приватизация проводилась в 1992 - 1994 гг., в небольших масштабах она продолжается и сейчас. Известен в практике мирового бизнеса и процесс деприватизации, который чаще называют национализацией. Для сегодняшней России он пока не характерен.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Интерфакс // Эксперт, 1996, № 38.
2. Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство или как завести собственное дело и добиться успеха. В 5 книгах. - М.: Прогресс-Универс, 1991-1992.