Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»9 / 2008

Управление энергозатратами промышленного предприятия в условиях реформирования электроэнергетической отрасли

Жихарев Валерий Александрович, Аспирант Института Экономики и Менеджмента Белгородского Государственного Технологического Университета им. В.Г. Шухова, Директор по организации деятельности на оптовом рынке ООО «Первая сбытовая компания», Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 62

Аннотация:
Материально-техническая база промышленных предприятий России после затяжного кризиса модернизируется, совершенствуется и перестраиваться на новый производственный лад. Особенно быстрыми темпами это происходит в электроёмких отраслях хозяйствования, что в большей степени обусловлено задачами, поставленными перед ними на долгосрочную перспективу.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Жихарев В.А. Управление энергозатратами промышленного предприятия в условиях реформирования электроэнергетической отрасли // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 9. – С. 50-53.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Материально-техническая база промышленных предприятий России после затяжного кризиса модернизируется, совершенствуется и перестраиваться на новый производственный лад. Особенно быстрыми темпами это происходит в электроёмких отраслях хозяйствования, что в большей степени обусловлено задачами, поставленными перед ними на долгосрочную перспективу.

Развитие рыночных отношений, инвестиционного потенциала и инновационной экономики наряду с научно-техническими достижениями последних лет обеспечивает рост основных электроёмких фондов промышленности. Это выдвигает требования максимально эффективного использования финансовых инструментов и элементов управления экономическими процессами в сфере потребления энергоресурсов. Каждый процент оптимизации производства, потребления, передачи электрической энергии и мощности приобретает всё большее значение для промышленных предприятий, а также выражается все увеличивающимися абсолютными величинами.

В «Стратегии ОАО «РАО ЕЭС России» на 2003-2008 гг.», утвержденной в 2003 году подчеркнуто, что основными целями реформирования электроэнергетической отрасли являются: повышение эффективности предприятий электроэнергетики; создание условий для развития отрасли на основе частных инвестиций. При этом ставятся следующие основные задачи:

‑ разделение отрасли на естественно-монопольные (в основном, передача и распределение электроэнергии, диспетчеризация) и конкурентные (производство электроэнергии, сбыт) виды деятельности;

‑ создание системы эффективных рыночных отношений в конкурентных видах деятельности;

‑ обеспечение недискриминационного доступа к услугам естественных монополий;

‑ эффективное и справедливое государственное регулирование естественных монополий, создающее стимулы к снижению издержек и обеспечивающее инвестиционную привлекательность естественных монополий.

Экономическая стратегия реформирования отрасли непосредственно связана с необходимостью усовершенствования методов оборота электрической энергии и мощности и способов расчета по ним, ускорения темпов совершенствования материально-технической базы предприятий и постоянным повышением уровня организации деятельности.

Повышение эффективности процесса потребления электрической энергии и мощности требует развития и совершенствования технической и экономической базы предприятия. Большую роль при этом призваны сыграть:

‑ развитие энергетического менеджмента;

‑ организация системы управления энергозатратами промышленного предприятия;

‑ внедрение проектов по управлению энергозатратами промышленного предприятия;

‑ активное участие в реформировании энергетического рынка России.

Развитие энергетического менеджмента и организация системы управления энергозатратами промышленного предприятия подразумевают, что постановка и решение задачи управления энергоэффективностью — комплексная проблема, включающая технические, экономические и организационные аспекты.

Признание важно­сти электроэнергии, как одного из основных видов ресурсов, который требует такого же менеджмента, как любой другой дорогостоящий ресурс, а не накладных расходов, является главным шагом к улучшению управления энергозатратами промышленного предприятия.

Осуществление реального улучшения энергетической эффективности должно основываться не только на технических решениях, но и на более совершенном управлении и организации процесса потребления электроэнергии.

Необходимость учиться управлять предприятием в новых условиях предопределяют стремление руководства промышленных предприятий к уменьшению энергозатрат путем улучшения технико-экономических показателей энергопотребления, обеспечивающих:

‑ снижение энергозатрат;

‑ повышение износостойкости оборудования;

‑ повышение квалификации энергетического персонала в области планирования и учета энергоресурсов.

Это, в свою очередь, является основной причиной обращения дополнительного внимания к расходам на электроэнергию, потребляемую оборудованием предприятия.

Электроэнергия сейчас составляет значительную величину в стоимости конечного продукта и становится ключевым аспектом развития предприятия.

Поскольку и ранее электроэнергия всегда была ресурсом, необходимым для производства, она стала признаваться одним из главных источников за­трат, который заслуживает серьезного внимания.

В настоящее время промышленные компании, обратившие внимание на энергоменеджмент, оказались в состоянии реально снизить затраты на энергоресур­сы на 15-30%. При этом происходит улучшение планово-экономических и технических показателей энергопотребления и до 40-50% при участии в новых, только что формирующихся в энергетической отрасли либеральных взаимоотношениях.

Центральным звеном процесса управления энергозатратами промышленного предприятия являются организационные особенности выявления направлений работы по повышению её качественности.

Алгоритм проведения организационно-управленческих мероприятий по энергоэффективности может быть следующим:

1. Проводится комплекс аналитических работ по выявлению внутренних и внешних переменных, имеющих отношение к энергоэффективности предприятия и влияющих на его устойчивость;

2. После проведения анализа подключается блок управленческих воздействий;

3. Определяется эффективность проведенных мероприятий.

В условиях реформирования электроэнергетической отрасли можно выделить два направления по организации и внедрению проектов по управлению энергозатратами промышленных предприятий.

Первое направление характеризуется как технико-технологическое, основными элементами которого являются мероприятия по определению «узких мест» в работе технологического оборудования, влияющих на электроемкость производства и выполнения соответствующих работ по «расшивке узких мест».

Второе направление – оптовый рынок электроэнергии и мощности, регламентируется следующими нормативными документами:

‑ Федеральный закон «Об электроэнергетике» № 35-ФЗ от 26 марта 2003 года;

‑ Федеральный закон «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» № 36-ФЗ от 26 марта 2003 года;

‑ Постановление Правительства РФ «О правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода» № 643 от 24 октября 2003 года;

‑ Постановление Правительства РФ «Правила оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода» № 529 от 31 августа 2006 года;

‑ Постановление Правительства РФ «Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» № 530 от 31 августа 2006 года;

‑ Договор о присоединении к торговой системе оптового рынка.

Данные документы определяют правовую основу взаимоотношений участников оптового рынка по обороту электрической энергии и мощности.

Рост цен на электрическую энергию закономерно повышает роль энергетического фактора в экономике предприятия. В особой степени это касается потребителей, использующих дорогое энергоемкое оборудование, работающих в условиях жесткой конкуренции. Поэтому в настоящее время оптовый рынок электрической энергии, являющийся, по сути, совокупностью механизмов совершенствования финансовых, технических и экономических методов управления энергозатратами даёт самым активным участникам на этом рынке возможность эффективно перестраивать процесс энергопотребления и участвовать в обороте электроэнергии на новом уровне.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Бородкин В.И. Организация, планирование и управление производством на предприятиях строительных материалов. – Киев: Вища школа. Головное изд-во, 1979. – 320 с.

2. Гительман Л.Д., Ратников, Б.Е. Энергетический бизнес. – М.: Дело, 2006. – 600 с.

3. Договор о присоединении к торговой системе оптового рынка. – Типовая редакция ОАО «Администратор торговой системы оптового рынка электрической энергии и мощности единой энергосистемы». – Москва, 2008.

4. Жихарев В.А. Уверенно шагаем. // Энергетика Сибири. – 2006. ‑ №2 (7).

5. Жихарев В.А. Потребителю об оптовом рынке электроэнергии // Энергетика Сибири. – 2006. ‑ №3 (8).

6. Жихарев В.А. Реформа электроэнергетики: в ожидании перемен. // Энергетика Сибири. – 2006. ‑ №4 (9).

7. Жихарев В.А. Энергопотребление должно быть эффективным! // Коммерсант. – 2006. ‑ №112.

8. Жихарев В.А. Эффективное энергопотребление: от купли-продажи к комплексному решению вопросов энергоснабжения. // Энергорынок. – 2007. ‑ №1 (38).

9. Жихарев В.А. Стоимостное мышление – эффективное управление. // Энергорынок. – 2007 ‑ №03 (40).

10. Тукенов А.А. Рынок электроэнергии: от монополии к конкуренции. – М.: Энергоатомиздат, 2007. – 416 с.